Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейНовая большая игра.

Новая большая игра.

Все ближе начало нового учебного года, и все больше волнений у родителей, чьи дети станут первоклассниками.

Полюбит ли ребенок школу, станет ли она для него вторым домом? Ответы на эти вопросы во многом зависят и оттого, готово ли ваше дитя к поступлению в первый класс. Наш собеседник - психолог, психотерапевт, ректор Межрегионального центра дополнительного образования Вячеслав Михайлович Зайчиков.

- Вячеслав Михайлович, нет, наверное, человека, который бы не знал, что подростковый возраст - критический. А время поступления в школу?

- Тоже сложное, непростое, критическое.

- Перед зачислением в первый класс школьные специалисты проводят собеседование с детьми. А есть ли какие-то психологические критерии готовности ребенка к школе, понятные прежде всего родителям?

- Никто не сможет понять лучше родителей, насколько ребенок готов к школе. Почему? Потому что на собеседование, или так называемое предшкольное тестирование, ребенка можно настроить ("отвечай только так"), да и у школьных психологов могут быть свои критерии, не всегда одинаковые. Родители же лучше всех видят, как их дети развиты, социализированы, какими навыками уже располагают, и здесь уже параметры: читает - не читает, считает - не считает лучше бы отнести на задний план. Важнее другое - может ли ваш ребенок принимать новую "роль" ученика на себя, насколько он гибок, насколько любит играть, потому что школа для него - новая большая игра, по новым правилам, поначалу, возможно, непростым и непонятным.

- У моей подруги, пришедшей записывать ребенка в школу, прежде всего спросили: все ли буквы мальчик знает, умеет ли читать? Буквы он знал, а читал очень плохо. Так она и ответила. Тогда ей сразу вопрос:

"Почему не научили?" А не научила она потому, что знакомая учительница, человек, много проживший, сказала : "Ни в коем случае, Наташа, не учи Ванечку читать, а то в школе его будут переучивать, и ему станет скучно".

Вопрос мой к вам, Вячеслав Михайлович, из разряда вечных: учить или не учить до школы писать, читать, считать?

- Здесь верна старая мудрость. Самое неприятное, страшное - научить ребенка тому, что он вновь будет проходить через месяц-другой. От этого-то учение и оказывается неинтересным, надоедливым. Нужно ребенка готовить к другому: к живости восприятия, гибкости переключения, умению осмысливать. Например, он должен понимать: в его жизни появится новая фигура - учитель, и рассуждать: "Он даст мне вот это, и я смогу взять от него вот то".

- Дети идут в школу с шести лет. Это, по вашему мнению, благо?

- Есть дети гибкие, быстрые, заинтересованные, все "проглатывающие", пробегающие - для них благо пойти в школу с шести лет. А есть те, которым в шесть лет это не нужно, тяжело, несвоевременно, и преждевременное поступление в первый класс такого ребенка приводит к большим неприятностям. В этом вопросе должны определиться родители. Бывает как: люди живут, живут, живут, а потом приходят к специалисту-психологу и спрашивают: "Сейчас или через год должен идти в школу мой ребенок?" А специалист не должен заменять мнения родителей, которые лучше знают своего ребенка, он может им только посоветовать... Дети, действительно, очень разные: некоторые в шесть лет, как в восемь, а некоторые в семь, как в пять.

- А что лучше готовит к школе: детский сад или домашнее воспитание?

- Современные родители, конечно, люди занятые. И это не плюс. Плюсом будет, если при своей загруженности колоссальной они находят время быть вместе с ребенком.

Родитель может, допустим, нанять няню...

- Или, как сейчас модно в определенной среде, гувернантку...

- Да. Но самое лучшее, что нужно сделать для своего ребенка, - это "нанять" самого себя, то есть как можно больше быть рядом с ребенком, интересоваться всем, что трогает его душу. Детский сад? Хорошо, хотя здесь есть свои плюсы и минусы. Но не будьте и тут пассивными созерцателями, вникайте в то, что там происходит, кто окружает вашего ребенка, с кем он дружит, каким видится он воспитателю, а воспитатель ему. Современная жизнь диктует свои требования. Школы сейчас хотят очень сильно отличаться друг от друга, предлагают особые условия. Директорам интересно, чтобы у них были классы повышенного уровня и чтобы дети туда шли соответственные. И рынок услуг откликается: детские сады, дома творчества, учреждения дополнительного образования организуют группы подготовки. Приходит, допустим, чья-то мама в такую группу и говорит: "Можете вы моего ребенка в три года научить читать?". И что ответит на это настоящий специалист-профессионал? "Не надо, это рано". А где-то, на потребу родителям, которые могут неплохо заплатить за услугу, скажут:

"Приводите ребенка" и уже чуть не с двух лет готовы учить читать. Кстати сказать, за желанием пораньше научить читать часто стоит мечта взрослого, чтобы сын или дочка с малолетства сами себя обслуживали: "Вот тебе книга, а я буду свободен".

- И все-таки, во сколько же лет можно и нужно начинать готовить ребенка к школе. Вот при вашем центре действует студия раннего развития и подготовки детей к школе "Зеленые горошины", в которой занимаются дети от трех до семи лет.

- Косвенно начинать готовить к школе можно с трех лет, но не в буквальном смысле. Не с усвоения того, что ребенок продублирует позже в школе по чтению, счету и, не дай Бог, по письму (по письму будут, скорее всего, так учить, как в конкретной школе конкретный учитель "ставит" руку). В наших "горошинах" упор на другое - воспитывают и развивают игровые навыки. Дети сильны своей игрой. Вот говорят: "Будьте, как дети". А дети - они какие? Ясные, незамутненные, умеющие принять на себя разные роли: сына-дочери, внука-внучки, друга-подруги, ученика. На этот год набор в нашу студию уже открыт. Занятия идут с небольшой группой - 10-12 детей, каждому - особое внимание. Для желающих узнать подробности сообщаю контактный телефон - 45-35-85.

- Вячеслав Михайлович, малыш еще по-русски говорит с ошибками, и логопед, бывает, ему нужен, а очень часто родители хотят втолковать ребенку иностранный язык - как можно раньше. Чаще всего английский.

- Тут надо различать, какой мотив, чтобы ребенок овладел иностранным. Нужно ведь в таком случае, чтобы кто-то из взрослых знал язык, утром позвал бы, к примеру, к столу по-английски или по-французски.

Ребенок же зачастую воспринимает чужой язык как обузу:

взрослые - они такие умные, им не надо учить, а мне зачем? Не хочется. Если малыш тянется к иностранному языку, тогда - учите. Если тянемся мы, взрослые, в угоду моде - надо сильно подумать.

- Кстати, о моде. Сейчас у родителей появилась мода на диктат, на жесткость и авторитарность в общении.

Вспоминаю, как однажды я была на детском празднике.

Одна прагматичная мама привела дочек. Девочки, естественно, были скованны в незнакомой компании.

Женщина тут же громогласно начала их укорять, а потом тоном приказа сказала: "Ну-ка, сделайте мне голливудскую улыбку, чтобы все видели, как вам весело".

Я хочу сказать, что, отправляя детей в школу, некоторые родители в первую очередь беспокоятся не о том, комфортно ли будет в ней малышу, а о том, какую нишу займет ребенок (непременно лучшую!) и как они, взрослые, будут смотреться на фоне других родителей.

- Это большая ошибка, идущая не от большого ума и никак уж не от любви к ребенку.

- Отчего так: с улыбкой, с астрами, гладиолусами идут дети в школу 1 сентября, а через три дня некоторые уже и думать не хотят об уроках?

- Первые школьные дни - это все новое: маршрут, одежда, режим, в том числе и питания, взволнованность родителей, которая обязательно ощущается и передается.

Не напрягайте ребенка сверхзадачами. Иногда ведь из садика "выпускают" и желают: "Учись только на пять". То есть дитя не знает, что такое учиться, но слышало, что такое пятерка. А там есть и двойка - говорят ему. Бойся двойки. Теперь, правда, придумали замену: отметки - рисунки. Пятерка - солнышко, двойка - облачко. Но ребенок быстро разбирается в этих хитростях.

- Бывает, и учитель задает строгий тон: вы теперь не просто дети, вы теперь ученики.

- Бывает, что идет какое-то противопоставление ребенка и школьника. А первачок - это кто? Он будет ребенком еще не один год. Важно учителю организовать процесс как интересную игру и самому быть спокойным. Ну не идеальный класс ему достался, но и это нормально, дети ведь разные, кто-то по партам будет скакать, и это надо принять, и меньше беспокоиться по поводу конкурентоспособности с другим классом.

- Главное, я думаю, чтобы дети с первых дней не потеряли интереса к учению.

- Мы и из взрослой жизни знаем: работать неинтересно, и начинается внутренний саботаж. Так и у детей, когда им скучно, а значит, неинтересно: они начинают "уходить" - они тут в классе, и в то же время их нет - витают в облаках фантазий.

- Вячеслав Михайлович, давайте чуть-чуть поторопим время и предположим, что сегодня - последний день августа. Что сказать ребенку в напутствие?

- Скажите, что вы его любите, что рады: вот он и дорос до еще одного порога - школьного, что, какую бы оценку он ни получил, вы его поймете, и в любой - подчеркиваю, любой - ситуации вы ему поможете, что, кроме школы - важной и нужной, есть дом, где его поймут всегда. Пусть с таким настроем идет в школу.

Татьяна Барановская.

  00:04 17.08  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU