Архив новостей → Учить или садить?
Учить или садить?
Закрывая маленькие школы, мы сначала толкаем детей в зону риска, а потом - в колонии.
"Челябинский рабочий" не раз писал о новой болезни нашего общества:
ликвидации школ. "Кого хороним? Образование..." ("ЧР", 29.05.99 г.), "Родительский бунт" ("ЧР", 19.06. 99 г.) и в ряде других. Первыми "под нож" попали челябинские малокомплектные школы: N 72 (Ленинский район), N 90 (Центральный район), N 134 (Тракторозаводский район). Из названных сегодня работает лишь одна: 134-я. И та недолго, судя по тому, что в ней оставили всего два класса: 10-й и 11-й. Школы закрывают, несмотря на отчаянное сопротивление родителей. Во всех случаях материалы направлены в прокуратуру, которая еще не сделала собственных выводов. О том, какими они будут, мы тоже расскажем нашим читателям. А пока свой взгляд на проблему закрытия малокомплектных школ излагает председатель комиссии по правам человека при губернаторе Екатерина Горина.
...Что-то теряем, а что-то находим. Что, к примеру?
Рост преступности (в первую очередь - детской). Наркотики (в возрасте от 11 лет). Вновь появились дети-беспризорники, девочки-проститутки. Счеты с жизнью сегодня сводят уже восьмилетние. Рождаются здоровыми не более 5 процентов детей.
В такой ситуации нынешним летом всем нам пришлось столкнуться с новой потерей. Чиновники связывают таковую с "экономической нерентабельностью и нецелесообразностью", причем даже не считают нужным получить согласие городской Думы на воплощение своей "революционной экономической" идеи.
Кстати, для ликвидации выбрали школы, в которых хорошие условия для обучения детей в большой степени создали сами родители и педагогические коллективы. Если говорить языком закона, то каждый - ученик, его родители, педагоги - в этих школах чувствовал себя полноправным участником воспитательно-образовательного процесса. А проще говоря, работали небольшие, уютные школы, в которых дети ощущали постоянную заботу о себе.
Однако чиновники посчитали содержание таких школ непозволительной роскошью "в наше трудное время". (Интересно, а в какие же времена учебные заведения и учреждения культуры были рентабельными?).
Давайте продолжим далее логический ход чиновных мыслей. Если содержать школу "нерентабельно", то у всех на глазах школы медленно, но верно будут превращаться - да чего там, уже превращаются! - в коммерческие предприятия.
И школа, по чиновному велению, становится похожей на рядовое ателье по оказанию услуг и выполнению работ. Постепенно теряется истинное назначение школы: воспитание через образование.
Каким образом школа может получить прибыль? Согласитесь, что легче всего - за счет ухудшения условий обучения. То есть сдать в аренду школьные помещения и прилегающие к ним территории. Под разными предлогами у родителей постоянно вымогают средства, сбор и использование которых практически никем не контролируются. Навязывают дополнительные платные услуги (качество не гарантируется), которые увеличивают и без того непомерную образовательную нагрузку и нужны далеко не всем и не всегда.
Естественным следствием отказа школы от воспитания уже сегодня стало то, что она превратилась в одну из зон повышенного риска. В школе процветает воровство. В среде детей заключаются незаконные сделки, распространяются наркотики и сектантская литература. Школьный туалет - место для сексуальных домогательств и извращений. Даже наша не слишком смелая пресса отметила, что школа - уже не инструмент для формирования личности, а система страха!
Конечно, с этими явлениями администрация школ ведет шумную (но, увы, бесполезную) борьбу. Почему бесполезную? А потому, что в коллективе, где учащихся более 1200, а педагогов - всего лишь 80, ситуация выходит из-под контроля.
Стоит ли ликвидировать небольшие и уютные школы, в которых дети чувствуют душевное тепло? Логично ли вообще создавать вместо школ огромные "воспитательные комбинаты", внутри которых ситуация неуправляемая? Нужны ли такие школы, в которых дети учатся в две-три смены, что ухудшает и их здоровье, и успеваемость?
Многие дети заканчивают или покидают такую школу с искалеченной психикой, с клеймом жертвы насилия, с багажом неполноценных знаний и перевернутой с ног на голову системой морали и нравственности. Следствие этого - необходимость для ученика серьезной поправки его здоровья, дообучения или переобучения в частном порядке. Это в лучшем случае. В худшем - требуется перевоспитание в рамках исправительно-трудовых учреждений.
Давайте спросим себя: каких затрат стоит обществу проведение мероприятий по восстановлению утраченного в детские годы здоровья, по добавочному образованию уже "образованных" граждан, по содержанию и перевоспитанию преступников? На чем чиновный люд собрался экономить?
Подсчитать нетрудно. В обычных школах города и области в прошлом году учились 497162 ребенка (в нынешнем году - примерно на 5000 меньше). В области открыто 28 приютов для детей и 43 детских дома (в 1995 году, совсем недавно, было 15 приютов и 30 детдомов). В приютах живут около 800 детей, в детдомах - 2700. Есть еще 2 спецшколы для детей, которые совершили преступления, но не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность. В этих школах содержится еще около 300 детей. В воспитательных колониях находится около 700 подростков. В следственных изоляторах - около 300 (из них 127 подростков имеет начальное образование!) Неоспоримы факты, что контролеры следственных изоляторов, кроме исполнения служебных обязанностей, обучают 15-16-летних детей... грамоте и таблице умножения.
Конечно, общество обязано бороться со злом, но борьба эта происходит крайне интересно. Сначала общество порождает зло, а затем начинает борьбу с ним, успешно распыляя силы и средства на искоренение последствий, но не причин.
Каждый год с привлечением ученых мужей составляются всевозможные программы, которые требуют немалых денежных вливаний. И каждый год эти программы благополучно проваливаются! Когда же, наконец, и кто начнет руководствоваться не мнимой, а истинной целесообразностью? Когда начнут бороться с причинами зла те, от кого это зависит в первую очередь: депутаты и чиновники всех уровней?
Давно известно, что страна, которая экономит на детях, лишает себя будущего.
Почему бы, в самом деле, не начать экономить на чиновниках? На тех самых, которые рассказывают нам, в какое "тяжелое время" мы живем. Но сами они явно живут в каком-то другом времени, далеко не таком, как наше, и всем своим видом напоминают жителей процветающей "страны чиновничьего благоденствия". Роскошные офисы и дорогие лимузины, заграничные командировки и оплачиваемый курортный отдых, бесконечные торжества по сомнительным поводам... И число потребителей всех этих благ с каждым днем увеличивается. За чей счет?! За наш с вами.
Цена чиновничьим понятиям о "целесообразности и рентабельности" - это не только искалеченная судьба страны. Это, увы, еще и искалеченная судьба и жизнь ребенка. Совершенно конкретного. Может быть, вашего или моего...
Содержание ребенка в обычной школе обходится в среднем в 250 рублей в месяц. В воспитательной колонии - 1000 рублей в месяц (то есть в 4 раза больше); в приютах и детских домах - 1500-2000 рублей в месяц (в 6-8 раз больше!).
Екатерина ГОРИНА, председатель комиссии по правам человека при губернаторе.
00:04 13.10
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |