Архив новостей → Город забытых мастеров .
Город забытых мастеров .
Он раскинулся на холмах над Клязьмой, немного в стороне от автомагистрали Москва њ Нижний Новгород. Имя его широко известно не только в России благодаря знаменитой лаковой миниатюре. Это Мстера, или в недавнем прошлом њ Богоявленская слобода.
В одном из старинных домов разместился художественный музей. Его директор Валентина Владимировна Позднякова показывает не только сохранившиеся изделия начала века, но и свидетельства происходивших с лаковой миниатюрой в годы советской власти метаморфоз. Несмотря на фольклорные истоки творчества, изящные изделия перестали украшать быт простых людей. Русские шкатулки, пришедшие на смену мстерским иконам, сделались исключительно валютным товаром.
Спрос иностранцев определил расширение промысла. В Мстере открылось художественное училище, занимающее ныне одно из самых заметных зданий поселка: оно построено в семидесятые годы. Директор училища Владимир Александрович Киселев извиняется за пронизывающий холод в его коридорах њ нечем платить за отопление. И признается, что с пополнением учениками њ беда. Если раньше приезжали талантливые абитуриенты со всей страны, то теперь обучение не по карману даже жителям отдаленных от Мстеры уголков Владимирщины. Тем не менее Владимир Александрович и его сотрудники делают все, чтобы сохранить традиции мстерской лаковой миниатюры.
Если спуститься от училища круто вниз, к реке, то попадешь к центру другого мстерского промысла њ вышивального. Дело тут тоже было поставлено с размахом: работала целая фабрика с не одной сотней занятых. Сегодня цеха пусты, и нас встречают только два руководителя: бывший директор Анна Михайловна Захарова и конкурсный управляющий Борис Анатольевич Степанов. Уже по должности Бориса Анатольевича видно, что фабрика имени Крупской объявлена банкротом. Ее продукция не находит сбыта. Анна Михайловна считает, что всему виною бездумно пущенные на российский рынок конкуренты из Юго-Восточной Азии с их красивой, но машинной, а не ручной вышивкой. Она демонстрирует недавно выполненное чудо мстерских вышивальщиц њ тонкое белоснежное полотно "Золушка". Белыми же нитками на нем выткана сцена бегства из королевского дворца таинственной незнакомки, потерявшей на лестнице туфельку. Работали над полотном две мастерицы посменно целых три месяца!
њ Это ж музейная ценность! њ восклицает директор. И с этим трудно не согласиться: работа действительно филигранная. Только вот куда ее практически приспособить в современном жилище? Постелить на стол њ кощунство. Повесить на стену њ теряется вся прелесть двусторонней вышивки, которую надо рассматривать на просвет...
њ Я считаю, что к такому размаху, какой был в недавние времена, наше производство не вернется, њ говорит временный управляющий. њ Нерентабельно это. Надо оставить на предприятии с десяток наиболее талантливых вышивальщиц, которые и традиции сохранят, и потребности рынка удовлетворят. А для остальных работниц создавать в городе новые рабочие места.
С такой позицией категорически не согласна завуч художественного училища Ирина Юдина. Она считает, что мстерскую вышивку надо спасать с помощью государственных дотаций. Наш разговор происходит в присутствии ее отца, члена Союза художников России, пейзажиста-станковика Игоря Юдина. Он возражает дочери иносказательно, опираясь на собственный опыт:
њ Когда мою очередную работу не покупают, я не сетую: мол, публика њ дура. А начинаю думать: что же я не так сделал? Покупатель њ он же всегда прав... .
В объединенной творческими интересами семье Юдиных есть и другой, не менее убедительный пример житейской смекалки. Мать Ирины Антонина Евлампиевна, директор мстерской фабрики "Детская игрушка", спасла свое производство от остановки, переориентировав его на требования рынка. В этом большую помощь оказали ей московские менеджеры и сергиев-посадские художники традиционной русской игрушки. А ведь на рынке детской игрушки њ тоже мощная конкуренция завозного товара!
Споры о судьбах традиционных художественных промыслов не затихают не только в Мстере. Они звучат и в кругу столичных искусствоведов. А тем временем на Измайловском рынке Москвы появляются в продаже заветные изделия из Мстеры или под Мстеру. Как ни криви губу њ мол, дешевые поделки, њ а они имеют спрос. Да и надо признать: встречаются и среди них настоящие произведения искусства. На этом бизнесе зарабатываются немалые деньги!
А что делать остальным мастерам, не востребуемым современниками? Надо сказать, сложа руки здесь никто не сидит. Пройдешь по поселку њ у всех добротные дома с гаражами, любовно возделанные участки. Во дворах мычит, хрюкает, блеет сытая скотина. На Клязьме видать рыбаков: после закрытия в верхнем ее течении вредных производств здесь даже стерлядь появилась. А местный егерь дядя Семен сказал, что в окрестных лесах полно всякой дичи.
Да и в самом поселке надо бы привести в порядок храмовый комплекс, ряд уникальных домов дореволюционной постройки. Нет здесь приличной гостиницы. Поселковая столовая, хоть и украшена зовущей вывеской "Ночной клуб "Версаль", особого аппетита не пробуждает... А ведь настанет день, когда в Мстеру, как это было совсем недавно, снова потянутся туристы. Не руинами же их встречать в одной из столиц русского народного искусства!
Так что без дела мстерские не останутся. Проходит одна славная пора њ настанет другая. Главное, что талант и трудолюбие заложены в генах у жителей этой удивительной местности в сердце России.
Юрий ВАСИЛЬКОВ.
Владимирская область.
00:04 22.10
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |