Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейМинэкономики ставит эксперимент на себе и на...

Минэкономики ставит эксперимент на себе и на КамАЗе.

На днях Правительство России определилось с налоговыми долгами Ка- мАЗа - крупнейшего в мире производителя грузовиков. В счет недоимки государство приобретает по сути контрольный пакет акций предприятия.

И этот опыт, по мнению министра экономики России, председателя со- вета директоров КамАЗа Андрея Шаповальянца, достаточно уникален. Впер- вые государство согласилось на столь масштабную реструктуризацию долга одного предприятия бюджету. Речь идет о сумме, превышающей 1 миллиард долларов.

И в случае успешного завершения эксперимента, санкционированного соответствующим постановлением Правительства, он может быть распрост- ранен и на другие предприятия.

В свое время КамАЗ акционировался одним из первых в СССР. И к нача- лу 1999 года оказался в глубокой долговой яме. Его владельцы задолжали государству, коммерческим банкам, иностранным кредиторам. Последние начали требовать продажи заложенного имущества. В результате предприя- тие столкнулось с угрозой свертывания производства и чуть было не ли- шилось производственной базы. Но выход, похоже, был найден.

Предложенную Министерством экономики схему принято именовать "капи- тализацией" долга. То бишь каждый кредитор получает долю собственности в бизнесе заемщика, пропорциональную сумме долга.

До сих пор в России государство не соглашалось на это. Во всяком случае еще ни одно предприятие не платило за просроченные налоги свои- ми ценными бумагами. И это вполне логично. У нас довольно много заво- дов и фабрик, акции которых стоят меньше, чем бумага, на которой они напечатаны.

Поэтому практиковалась несколько другая схема. Согласовывался гра- фик погашения долгов, и акции предприятия передавались Правительству в качестве залога. Оздоровлением же предприятие занималось самостоятель- но.

Ситуация с КамАЗом оказалась принципиально иной. Заметим, что Минэ- кономики так плотно занялось предприятием только в силу того, что его руководство тоже не сидело сложа руки. Несмотря на прессинг кредито- ров, в этом году завод все же был выведен на безубыточность. Правда, при этом пришлось ввести жесткий режим экономии. На общих собраниях акционеров были приняты... 26 антикризисных программ. И, по словам ге- нерального директора КамАЗа Ивана Костина, все они были успешно реали- зованы. В результате объем продаж автомобилей за 10 месяцев этого года составил 4,5 миллиарда рублей. Но проблема погашения накопившихся дол- гов оставалась.

Самым крупным кредитором было государство, много лет не получавшее от предприятия налоговых платежей. Ему-то в собственность КамАЗ и пе- редает 39 процентов акций, таким образом погасив свою налоговую недо- имку.

Однако, как заявил Андрей Шаповальянц в беседе с обозревателем "Российской газеты", речь не идет ни о какой национализации. Пакет ак- ций КамАЗа останется в госсобственности и будет продан после улучшения финансового состояния автогиганта. По данным же зарубежных экспертов фондового рынка, сегодня цена госпакета может быть на порядок выше долга предприятия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что предло- жения приобрести акции от потенциальных покупателей поступают уже сей- час.

Другие кредиторы, по-видимому, также получат акции. Если, конечно, выразят свое согласие.

Состоявшееся недавно в Москве заседание совета директоров КамАЗа наблюдатели уже назвали поворотным. Его вел избранный еще в июле общим собранием акционеров предприятия председателем совета директоров Анд- рей Шаповальянц. Тогда же в совет директоров вошли председатель комис- сии кредиторов, заместитель председателя правления Внешторгбанка Рос- сии Михаил Сарафанов и рекомендованные Европейским банком реконструк- ции и развития (ЕБРР) - Алан Спенсер и Дерек Уайттеккер. (ЕБРР в 1995 году выделил КамАЗу кредит в 100 миллионов долларов под залог собс- твенности предприятия. Однако в срок он погашен не был.) В деловых кругах Спенсер и Уайттеккер известны как опытные менеджеры, много лет проработавшие на руководящих постах в крупных мировых автогигантах. Среди таковых называются японский концерн "Мицубиси" и американский "Форд".

Согласие частных кредиторов ввести своих представителей в совет ди- ректоров может означать, что они склоняются к тому, чтобы принять план оздоровления КамАЗа, предложенный Правительством России.

Став совладельцами, кредиторы смогут распорядиться своей долей собственности так, как посчитают нужным. И даже в случае продажи акций выиграют от этой сделки.

Представленные управленцами завода отчет о работе за этот год и план развития производства вселили в кредиторов некоторый оптимизм. В 2000 году объем производства должен увеличиться в два раза. Планирует- ся произвести 20 тысяч грузовиков, а не 12 тысяч, как в этом году, и 32 тысячи легковых автомобилей. В этом году с конвейера сойдут 27 ты- сяч легковушек марки "Ока".

При этом, как считают специалисты, значительных инвестиций не пот- ребуется. Ведь и в нынешнем состоянии завод способен произвести 75 ты- сяч грузовиков. Другое дело, что для выхода на полную мощность необхо- димо, чтобы автомобили были куплены. Сегодня емкость рынка автомобилей такого класса в странах СНГ оценивается в 40 тысяч штук. Конкурентами КамАЗа выступают на нем УралАЗ, белорусский МАЗ и чешская "Татра".

Единственное, что требуется, - это деньги для запуска производства двигателей мощностью более 320 лошадиных сил. В настоящее время тако- вые в России не производятся, хотя потребность автозаводов в них вели- ка. По оценкам независимых специалистов в области маркетинга, объем рынка силовых агрегатов подобной мощности нынче в России превышает 100 тысяч штук в год. Кредит в 150 миллионов долларов готов выделить японский Эксимбанк.

В результате руководство предприятия под патронажем Правительства получило реальную возможность договориться с кредиторами.

Как долго продлится процесс оздоровления автогиганта, будет зави- сеть в том числе и от хода переговоров. Но уже сейчас ясно, что под- держка государства ему пришлась как нельзя кстати. При этом следует подчеркнуть, что осуществляется она отнюдь не за счет вливаний из бюд- жета. Минэкономики фактически взяло на себя ответственность за судьбу предприятия. И цена вопроса не только один миллиард долларов долгов, за который уступлен Правительству по сути контрольный пакет. Прецедент состоит в том, что Минэкономики теперь самому предстоит доказать эф- фективность тех рецептов, которые оно прописывает предприятиям. И в этом смысле Правительство России выступает в совершенно новой для себя роли.

Константин УГОДНИКОВ.

  00:04 02.12  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU