Архив новостей → ВСЕМИРНАЯ СВАЛКА КАК ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ.
ВСЕМИРНАЯ СВАЛКА КАК ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ.
Как-то раз сэр Уинстон Черчилль во время званого обеда сидел рядом с красивой молодой женщиной.
- Вы ляжете со мной в постель? - поинтересовался он.
- Нет, - ответила женщина.
- А за миллион долларов вы со мной переспите? - продолжил разговор Черчилль.
- За миллион долларов - да, - сказала дама.
- А за десять долларов?
- За десять? Кто я, по-вашему?
- Кто вы, мне уже ясно. Теперь мы всего лишь договариваемся о цене.
Сегодня Россия сталкивается на международной арене с целым рядом вопросов, ответы на которые определят, что она представляет собой как страна и считает ли ее руководство, что у нее есть некая цена, заплатив которую, можно добиться от России того или иного решения этих самых вопросов.
Дума поддержала идею превращения России в международную свалку ядерных отходов. В Соединенных Штатах вокруг вопроса о ядерных отходах всегда шла весьма острая дискуссия. Все хотят пользоваться электроэнергией, полученной с помощью атомных электростанций, но никто не хочет подвергаться опасности, которую несут в себе отходы ее производства. Подобную позицию можно охарактеризовать фразой: "Где угодно, только не у меня на заднем дворе".
Таким образом, встает вопрос - есть ли на свете такое государство, где власть имущие заботятся только о прибылях и не думают о том, какие последствия в долгосрочном плане могут иметь их действия для их собственного народа? Получается, что на этот вопрос можно ответить: таким государством является Россия.
Проблема, однако, состоит не только в том, что в настоящий момент у России нет мощностей для соответствующей переработки ядерных отходов. Проблема еще и в том, что такой подход как бы подразумевает, что Россия годится лишь на то, чтобы играть роль всемирной помойки. Между тем 20 миллиардов долларов, необходимых для реализации плана по превращению ее в таковую, могут вскоре появиться на счету в каком-нибудь из швейцарских банков, в то время как люди, живущие на Урале, будут подвергаться опасности в течение тысячелетий.
Неужели России хочется, чтобы в XXI веке у нее был именно такой имидж? И еще: можно ли при наличии сильной общественной оппозиции размещению ядерных отходов на ее территории "купить" российское руководство за определенную цену? Наконец, если да, то какова эта цена?
Далее. Благодаря идее создания национальной ПРО Джордж Буш-младший внезапно обнаружил, что на карте мира между Европой и Китаем что-то есть. В первые месяцы его пребывания у власти Вашингтон Россию в лучшем случае игнорировал, в худшем же подвергал критике. Однако из-за европейцев американским планам Бушу понадобилась поддержка со стороны русских для того, чтобы модифицировать Договор о противоракетной обороне.
Какова же цена, за которую Россия будет готова публично поддержать модификацию заключенных в прошлом соглашений и объявить о своей готовности принять участие в создании системы, которая не работает и не будет работать?
Может быть, этой ценой будет покупка российских противоракетных комплексов С-300 за небольшой процент от тех 100 миллиардов долларов, в которые обойдется американская ПРО? Это было бы весьма скромной платой, если учесть, что процесс создания этой системы способен принести огромные прибыли американским военным подрядчикам.
А может, российской ценой будут совместные противоракетные учения, оплата ремонта российских систем раннего предупреждения? Или, скажем, увеличение возможных кредитов, на которые Россия могла бы закупать американскую продукцию?
Так или иначе, проблема состоит в том, сможет ли Буш верно определить стоимость согласия России не мешать осуществлению его планов.
За последние два месяца характер международной политической ситуации изменился. Буш сегодня действует не с позиции силы, как раньше. Опросы общественного мнения показывают, что количество американцев, поддерживающих его действия, за последние шестьдесят дней сократилось на восемь процентов, поскольку все большее число респондентов сомневаются в верности позиции президента в вопросах энергетики и защиты окружающей среды.
С переходом сенатора Джима Джеффордса в стан демократов Буш утратил контроль над верхней палатой конгресса. Новый лидер демократического большинства и председатель комиссии по иностранным делам и делам вооруженных сил подвергают сомнению состоятельность концепции национальной ПРО.
Демократы сохраняли относительное спокойствие при прохождении через конгресс поддерживаемого Бушем законопроекта о сокращении налогов. Однако теперь они активизируются, стараясь создать Бушу неудобства и стремясь захватить контроль над конгрессом на следующих выборах. Сенат окажет серьезное сопротивление президенту при решении вопросов о назначениях в судебной сфере и о судьбе законопроектов об образовании и дополнительном сокращении налогообложения.
Декларируя свою оппозицию по отношению к Киотскому договору о защите окружающей среды, Буш заявил, что он будет определять американские обязательства в зависимости от того, как они будут влиять на экономику США, и следить за тем, чтобы они соответствовали американским интересам.
В ситуации, когда Буш вот-вот должен будет принять участие в его первом крупном форуме с участием европейских руководителей, отказ американского конгресса и мирового общественного мнения принять его сторону может поставить президента в весьма неловкое положение.
Для того чтобы изменить политическую атмосферу, Бушу нужна победа. Вскоре ему предстоит просить о поддержке его новых военных программ, в том числе планов создания национальной ПРО. В условиях усиливающейся критики этих планов со стороны конгресса и американского общественного мнения, а также со стороны традиционных европейских союзников США Буш действительно оказывается перед весьма странной дилеммой: чтобы укрепить свои позиции, ему необходима поддержка России.
На нее, однако, трудно рассчитывать президенту, который предложил в бюджете 2002 года сократить на 72 миллиона долларов ассигнования, предназначенные для оказания помощи в безопасной утилизации российских ядерных материалов. Тем более что Буш весьма наглядно показал свое истинное лицо, когда всем своим поведением давал понять, что намерен игнорировать Россию.
Как же в этих условиях поведет себя Москва? Потребует ли она уплатить максимальную цену или продемонстрирует, что в решении серьезных международных вопросов возможно проявление широты взглядов и великодушия?
В течение многих лет Россия считалась сильной державой по причине ее очевидной военной мощи. Китай сегодня тоже считают сильным государством в связи с тем, что растет его военный и экономический потенциал. Соединенные Штаты оказались в очень неудобном положении: они не могут критиковать Китай или пытаться его каким-то образом наказывать - этому мешают укрепившиеся экономические взаимоотношения между Пекином и Вашингтоном.
Россия находится в иной ситуации. В течение еще долгого времени ее не будут рассматривать как военную державу или серьезную экономическую силу. К ней относятся как к некоей потенциальной угрозе, что связано с отсутствием должного контроля за существующим ядерным оружием и готовностью Москвы сотрудничать с такими пользующимися дурной репутацией режимами, как ливийский и иракский. В Америке к России относятся подозрительно еще и потому, что Вашингтон не может предсказать или контролировать действия Путина (в то время как в отношении Ельцина это казалось возможным). Именно эта непредсказуемость и является одним из самых сильных козырей нынешнего российского президента на переговорах.
Мы, американцы, были бы в восторге, если бы Россию можно было рассматривать в качестве противовеса Китаю. Мы не знаем, что делать с Поднебесной. Россия и Китай представляют собой одновременно как набирающих силу экономических конкурентов, так и системы, которые могут развалиться из-за внутренней политической напряженности. Нам бы очень хотелось иметь дело с экономически стабильной и желательно демократической Россией. Но возможно ли это в обозримом будущем - это большой вопрос.
Таким образом, развитие отношений между Соединенными Штатами и Россией упирается не только и не столько в проблему ядерных отходов и американские планы создания национальной ПРО. Дело еще и в том, в каком качестве видит Россию остальной мир и, что еще более важно, какую роль она отводит самой себе.
Россия может быть независимым фактором на мировой арене. Она может объявить, что не продается и не намерена быть ни всемирной помойкой, ни пешкой в глазах американского президента, которую тот станет игнорировать... до того момента, когда ему снова потребуется поддержка Москвы.
Какой выбор она сделает?
Тодд ЛЕФКО, политолог (США).
00:04 20.06
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |