Архив новостей → Нефтяные реки сливаются по-разному.
Нефтяные реки сливаются по-разному.
Но лучше њ эффективно .
В "Российской газете" в номере от 8 декабря была помещена статья Олега Корзунского "Нефтяные компании страны объединяются?", где утверждалось, что президент НК "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов намеревается "практически бесплатно" взять у государства контрольные пакеты акций нефтяных компаний "Славнефть" и "ОНАКО". По мнению автора, это "не дает Правительству сколько-нибудь ощутимых рычагов влияния на российский нефтяной гигант".
СЭТИМ утверждением трудно согласиться. Поэтому хотелось бы прояснить настоящие намерения "ЛУКОЙЛа": насколько "бесплатно" хочет наша компания взвалить на свои плечи бремя обеспечения "северного завоза" и насколько создание мощной нефтяной структуры способно противостоять монстрам типа "Бритиш-Петролеум" њ "Амоко" или "Мобил-Эксон".
Это не первая публикация, в которой используется тезис о мнимом противостоянии государства и нефтяных компаний. Последние будто бы постоянно хитрят и что-то скрывают, а государство будто бы ставит этому заслон. Трудно избавиться от впечатления, что у этих публикаций имеется режиссер, который настойчиво пытается убедить Правительство в том, что сегодня ему необходимо противостоять крупным нефтекомпаниям России.
Что касается действительно государственных интересов, то "ЛУКОЙЛ" их всегда учитывал.
Первое. Как известно, главная проблема государства њ дефицитный бюджет, связанный с низкими налоговыми сборами. Так вот с 1993 года по 1998 год доля компании в налоговых платежах страны выросла с 0,7 до 4,6 процента, то есть более чем в 6 раз.
Второе. Представители Правительства имеют в совете директоров компании четыре места из девяти, реализуя таким образом возможность прямого участия государства в управлении крупнейшей российской нефтяной компанией.
Третье. Предлагая присоединить к "ЛУКОЙЛу" "Славнефть" и "ОНАКО", мы разработали программу, которая позволит использовать объединенный потенциал трех компаний для 100-процентного решения проблемы "северного завоза". К тому же будет существенно повышен наш вклад в поставки горюче-смазочных материалов для сельского хозяйства и бюджетных организаций. Мы уверены, что это и есть реальный государственный подход.
Мы с уважением относимся к нашим коллегам-нефтяникам, к их труду, который они вкладывают в поддержание нефтедобычи. Но ситуация на мировом рынке нефти, помноженная на отечественную налоговую систему, такова, что небольшим компаниям даже при самом самоотверженном менеджменте не выжить. Не случайно даже такие антиподы, как "Мобил" и "Эксон", объединились. Расчеты показывают, что, только имея добычу в 60њ80 миллионов тонн в год, можно строить долгосрочные инвестиционные проекты со сроком окупаемости в 6њ15 лет. Уже в 1999 году в мире скорее всего не останется небольших эффективных вертикально-интегрированных компаний. Они будут поглощены гигантами. Через один-два года они могут появиться на рынках СНГ. Кто им будет противостоять?!
Когда в Правительстве возникла идея уменьшения раздробленности нефтяного комплекса, то в "ЛУКОЙЛе" она была воспринята с пониманием, были взвешены все ее недостатки и преимущества.
Мы исходили из того, что для укрупнения "ЛУКОЙЛа" сложились объективные предпосылки: сегодня в стране слишком много нефтяных компаний, которые в условиях падения мировых цен на нефть не только не в состоянии инвестировать, но и избавиться от обременительных затрат. Такое могут себе позволить только очень крупные компании.
Именно поэтому прошла серия слияний даже крупных западных нефтяных структур. Объединяя свой потенциал, они надеются снизить издержки на 8њ10 процентов. Чтобы получить такой эффект в России, целесообразно использовать и мировой, и российский путь повышения конкурентоспособности. В нашем случае речь идет о присоединении "Славнефти" и "ОНАКО" к "ЛУКОЙЛу".
Преимуществ у такого решения много. Поэтому обозначим основные.
"ЛУКОЙЛ" њ первая среди российских компаний завершила рыночную организацию. Эффективность этих мер очевидна: рост производства, налоговых платежей, увеличение инвестиционных возможностей. Поэтому "ЛУКОЙЛ" сможет достаточно быстро повысить качество управления активами "Славнефти" и "ОНАКО", преодолеть падение производства, ликвидировать задолженность бюджету и обеспечить их прибыльность.
МОЩНЫЙ потенциал и опыт "ЛУКОЙЛа", усиленный двумя компаниями, практически гарантирует доставку северным территориям более пяти миллионов тонн топлива. Наша компания уже давно готовится к этому, потратив немало средств. Пять танкеров ледокольного типа строятся для нас в Санкт-Петербурге, три њ в Германии. "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" владеет контрольным пакетом акций Мурманского пароходства, в ведении которого находятся 10 ледоколов. То есть мы имеем не только флот, но и базы, порты, причалы. Готовы построить терминал в Тимано-Печорском бассейне для этой же цели. В прошлом году мы апробировали свои возможности при завозе топлива на Чукотку. Причем были использованы новые технологии с помощью нашего американского партнера њ компании ARCO.
Если компании будет доверен северный завоз, мы готовы полностью обеспечить текущие налоговые платежи укрупненной компании. Гарантии поставок нефтепродуктов "ЛУКОЙЛом" могут быть предусмотрены в постановлении Правительства о присоединении компаний и заключением соответствующего соглашения.
Присоединение к "ЛУКОЙЛу" "Славнефти" и "ОНАКО" существенно увеличит пакет государства в акционерном капитале крупнейшей нефтяной компании России и, следовательно, усилит государственное влияние в нефтяном комплексе. Стоимость пакета акций укрупненного "ЛУКОЙЛа" составит уже в этом году 1,5 миллиарда долларов, а к 2000 году он увеличится как минимум в 3њ4 раза.
Новая компания будет изначально обладать преимуществом эффективного собственника. Вспомним, неоднократные попытки продаж акций "Роснефти" и "Славнефти" не увенчались успехом.
Не надо забывать, что "ЛУКОЙЛ" њ едва ли не единственная из российских компаний, имеющая опыт плодотворного партнерства с иностранными фирмами и правительствами. Мы успешно отстаиваем интересы России в странах СНГ, Балтии, Ираке, Восточной Европе.
Что же касается так называемой национальной компании ("РоснефтьњСлавнефтьњОНАКО"), то в этом варианте, на наш взгляд, больше недостатков, чем достоинств. Достаточно обратить внимание на тот факт, что объединенный баланс нефтедобычи и мощностей по переработке нефти (с учетом экспорта) в этих компаниях будет отрицательным. Именно это обстоятельство не позволит провести их эффективную реорганизацию и улучшить материально-финансовые потоки. А значит, невозможно будет рассчитывать на надежные государственные поставки нефтепродуктов. Новая госкомпания превратится либо в крупного бюджетополучателя, либо получателя многочисленных льгот. Приемлемы ли такие условия для государства?
Причем создание новой объединенной госкомпании никак не увеличит государственное влияние в нефтяном секторе, поскольку контрольные пакеты и без того находятся у Правительства.
Кроме того, оно контролирует и единственную транспортную схему њ "Транснефть". И пока эта компания находится в его руках, все разговоры о недостаточности госконтроля либо откровенная спекуляция, либо незнание реального положения вещей.
Мы уверены, что интересы Российского государства и "ЛУКОЙЛа" совпадают, поскольку наш вариант укрупнения создает мощную конкурентоспособную структуру, способную решать весь комплекс задач госпоставок, самофинансирования и саморазвития в общих интересах.
Леонид ФЕДУН,
вице-президент ОАО "ЛУКОЙЛ".
00:04 26.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |