Архив новостей → "Преждевременный человек?".
"Преждевременный человек?".
80 лет назад нобелевский лауреат Бертран Рассел побывал в Самаре.
По меньшей мере в двух своих интервью выдающийся аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес, отвечая на ритуальный вопрос о единственной книге, которую он хотел бы взять с собою на необитаемый остров, называет "Британскую энциклопедию". Понимая, однако, что нужно ограничиться одним томом, выбирает "Историю западной философии" Бертрана Рассела. Подобный выбор в устах человека, представляющего Вселенную как огромную Библиотеку, в которой "нет двух одинаковых книг", звучит не просто как предпочтение, а как высокая оценка монументального труда выдающегося английского математика и философа.
"Толстенный том в такой зеленой, как сейчас помню, обложке" - так в беседе с американским профессором Дэвидом Бэтеа вспоминал вышедшее в 1958 году первое русское издание "Истории" Рассела Иосиф Бродский. Несмотря на то, что еще в 1896 году одна из работ Рассела "Немецкая социал-демократия" была переведена Верой Фингер на русский язык, в советские годы у нас были известны главным образом его математические труды.
Вновь издавать Рассела начали уже в годы оттепели, но выборочно и мало. Официально признаваемый великим борцом за мир и всеобщее разоружение, Рассел-мыслитель находился тем не менее в разряде "нежелательных" персон. По-видимому, из-за своей книги "Теория и практика большевизма", написанной в 1920 году. В основу этой книги легли свежие впечатления автора от поездки в коммунистическую страну.
"Я прибыл в Советскую Россиию 11 мая и завершил свой визит 16 июня. Российские власти допустили меня с единственным условием - я должен был следовать вместе с британской делегацией лейбористов...", - вспоминал Рассел. В Москве он имел часовую беседу с Лениным, который, по оценке британского гостя, прекрасно владел английским.
Встречался с Горьким: тяжелобольной писатель настойчиво просил англичан помочь России. Правительство дало делегации возможность совершить путешествие вниз по Волге от Нижнего Новгорода до Саратова, останавливаться во многих населенных пунктах и свободно беседовать с их обитателями. Бертран Рассел побывал и в Самаре. (К сожалению, подробности его пребывания в городе неизвестны: подшивка за 1920 год тогдашней "Волжской коммуны", обычно подробно освещавшей визиты в Самару, в областной библиотеке отсутствует). Возвратившись в армию, Рассел написал книгу, в которой, заметив, что, в отличие от города, где основная масса людей жила впроголодь, в деревне - относительный достаток, предостерегал: драконовские меры правительства по отношению к крестьянам могут привести к катастрофе. Это и прозошло: через год наступил массовый голод. А еще Рассел писал о том, что приехал в Россию коммунистом, "но, воочию увидев результаты первых двух лет большевистского опыта, пересмотрел собственные взгляды". "Общение с теми, у кого нет сомнений, тысячекратно усилили мои собственные сомнения не в самом коммунизме, но в столь безрассудной приверженности символу веры, что ради него люди готовы множить без конца невзгоды, страдания, нищету".
Книгу, содержащую такие оценки, большевики не могли воспринимать иначе как враждебную, и она появилась в русском переводе лишь в 1991 году, когда из названия страны исчезло слово "советская". Главным злом в большевистском режиме Рассел считал подавление личных свобод, проявляющееся во всех сферах отношений между государством и гражданами: "тот, кто подобно мне считает интеллект главным двигателем человеческого прогресса, не может не противостоять большевизму... столь же фундаментально, как и римско-католической церкви". Свое отношение к религии Рассел предпочитал называть не атеизмом, а агностицизмом, но название одной только работы - "Почему я не христианин" - говорит само за себя. Оспаривая аргумент целесообразности, который в числе прочих приводила церковь, доказывая существование Бога, Рассел писал: "Неужели вы думаете, что если бы вас наделили всемогуществом и всеведением, да еще дали бы в придачу миллионы лет, чтобы совершенствовать созданный вами мир, вы не смогли бы создать ничего лучшего чем ку-клукс-клан, фашисты или м-р Уинстон Черчилль," Заметим, что лекция, положенная в основу этой работы, прочитана в 1927 году, когда еще не было ГУЛАГа, холокоста и тем более Пол Пота. Гуманист и активный борец против любых проявлений тоталитаризма, активно-отрицательное отношение к религии Рассел объяснял прежде всего тем, что она основана на страхе. "Вся концепция Бога является концепцией, перенятой от древних восточных деспотий. Это - концепция, совершенно недостойная свободных людей". Говоря о моральном и эмоциональном факторах в христианстве, Рассел подвергал сомнению нравственную исключительность личности Христа. "Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну?" Эти слова были обращены к людям, которые не приходили в восторг от его (Христа. - Ред.) - проповедей. Это никак нельзя, по-моему, признать наилучшим тоном, а в евангелиях есть очень много подобных мест об аде". Цитируя места из Евангелия "о плаче и скрежете зубов", Рассел отмечает, что Христос предвещает это "...не без некоторого удовольствия". Еще одним событием, радикализовавшим отношение Рассела к религии, становится тяжелая болезнь его маленького сына в 1929 году. "Мне сказали, что страдание посылается как очищение от греха. Бедный маленький Джон никогда не грешил в своей жизни. Мне захотелось плюнуть им в лица, они были так холодны и говорили так бесстрастно, с садистским удовольствием смакуя пытки, которые причиняет их Бог".
Недавно отметило 75-летие издательство "Большая Российская энциклопедия", правопреемник БСЭ. В своем юбилейном интервью главный редактор и директор издательства А.Горкин, отвечая на упрек журналиста о скупости сведений личного характера в энциклопедических статьях, говорит: "...этого не позволяет и универсальная "Британика". Достаточно просмотреть статью о Бертране Расселе в 17 томе 10 издания Британской энциклопедии, чтобы убедиться в обратном: в ней есть история рода, сведения не только о родителях - лорде и леди Эмберли, но и о деде, Расселе Джоне, бывшем в 1846-1852 и 1865-1866 гг. премьер- министром. Перечислены все спутницы, которых в жизни философа было немало, что неудивительно, учитывая, что прожил Рассел без малого сто лет. В "Историю западной философии", включена глава "Мусульманская культура и философия", подчеркивает широту взглядов Рассела. Многие восточные философы средневековья нередко одновременно были и крупными поэтами. Самое яркое имя среди них - Омар Хайям. "Омар Хайям единственный известный мне человек, соединивший в себе поэта и математика", - так писал Бертран Рассел о Хайяме, который современным читателям известен как автор проникновенных четверостиший-рубаи. Между тем, Хайяму, 960-летие которого в этом году включено в календарь ЮНЕСКО, принадлежит и фундаментальный трактат "О всеобщности бытия", он же дал изложение решения уравнений до III степени включительно. Давая высокую оценку универсальности гения Хайяма, Рассел, конечно же, не мог подозревать, что пройдет несколько лет, и ему самому, крупному математику, основателю новых направлений в философии, присудят Нобелевскую премию в области литературы. Художественных произведений он не писал, но его научные работы, лекции, публицистика, обладают несомненными художественными достоинствами.
Бертран Рассел умер 30 лет назад, не дожив до своего столетия всего два года. Он активно трудился в XIX и XX столетиях. Но настоящее знакомство с ним русского, да и не только русского читателя состоится уже в следующем, XXI столетии. И дело не только в том, что многое из написанного им еще не переведено. Просто Рассел, отсидевший срок в родной английской тюрьме, подвергавшийся обструкции со стороны американских мракобесов, не угодивший своим объективным анализом и своевременными предосторежениями большевикам, по своему развитию слишком опередил современников.
Х. ХАЯЛ.
00:04 02.08
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
|
Мяу : ) Комментариев: 4 |
Закрой глаза Нет комментариев |
______ Нет комментариев |
ере Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg Комментариев: 2 |






