Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейМы нашли хорошую развязку.

Мы нашли хорошую развязку.

Екатерина Добрынина.

Помощник Президента РФ Сергей Ястржембский - о риске и перспективах, связанных с референдумом в Чечне.

- Сергей Владимирович, учитывая, что Чечня - неотъемлемая часть России, главный вопрос: станет ли всей стране спокойнее, если референдум 23 марта пройдет успешно?

- Я бы взял на себя слишком много, если бы сказал, что после референдума сразу станет спокойнее в Чечне и опосредованным образом - во всей России. Но то, что проведение в спокойной обстановке референдума и поддержка большинством избирателей Конституции в обозримом будущем создает благоприятные условия для стабилизации обстановки в Чечне, а следовательно, принесет благоприятные последствия для России в целом - об этом мы говорить можем.

- Сейчас на всех уровнях говорят о "позитивных политических процессах", которые должны начаться в Чечне после референдума. Но сам термин довольно расплывчат. Что реально изменится в республике, если голосование пройдет без эксцессов?

- Основные изменения должны произойти в сознании людей. Они поймут, что являются не пассивными участниками событий в Чечне, не "толпой", наблюдающей со стороны за всем происходящим. Людям представляется возможность выразить свое отношение к конституции и к двум законам, определяющим порядок избрания президента и парламента. От их "да" или "нет" напрямую зависит, пойдет ли Чечня ускоренным темпом к стабилизации. После утверждения конституции на референдуме в Чечне становится реальным провести президентские и парламентские выборы. Опять же от жителей Чечни будет зависеть, кто возглавит легитимные органы власти в республике. То есть не Москва будет назначать временных руководителей администрации, а сами люди изберут того, кого сочтут наиболее подходящим для такой должности. Я думаю, это многого стоит.

- Но есть печальный опыт прошлых лет, когда политические процессы в Чечне завершались военными противостояниями. Нет ли сейчас риска, что парламентская и президентская кампании, начатые после референдума, выльются в очередную поножовщину, обострят обстановку и вновь расколют чеченское общество?

- Сказать, что рисков нет, было бы неправильно. Но все-таки в Москве и в Чечне многие считают, что негативная критическая масса уступает критической массе позитивной. Люди устали не только от военных действий или спецопераций, но и от непрекращающихся разборок и столкновений внутри самого чеченского этноса. Я думаю, что это может быть хорошей предпосылкой для стабилизации.

- На территории республики распространялись листовки от имени Аслана Масхадова с призывом участвовать в референдуме. Они подлинные?

- Не знаю. Экспертиза - сложное дело. У меня большие сомнения по поводу подлинности этой листовки.

- А значатся ли Масхадов и лидеры боевиков, объявленные в федеральный розыск, в списках для голосования? Могут ли они устроить провокации на участках?

- Думаю, что те, кто объявлен в федеральный розыск, вряд ли внесены в списки и вряд ли придут на избирательные участки. Сомневаюсь, что они обладают паспортами Российской Федерации. Многие из них, я думаю, паспортов вообще не имеют. Что же касается провокаций - да, они возможны и происходят. Вот на днях сожгли три школы, где предполагали проводить голосование. Другое дело, что стараемся предотвращать эти провокации на ранних подступах.

- Не создаст ли лишней угрозы для безопасности в Чечне объявленная накануне референдума амнистия?

- Не думаю, что она успеет реально состояться до дня голосования. Это процесс длительный, предусматривающий участие Государственной Думы. В целом же думаю, что при всех возможных издержках и в политическом, и в гуманитарном плане амнистия после референдума будет полезной для Чечни.

- Недавно вы побывали в Чечне и не всем, что касалось подготовки референдума, остались довольны. В частности состоянием наглядной агитации. Насколько сейчас республика готова к референдуму? Полностью ли осознают местные власти свою роль в его проведении - именно свою, а не роль Москвы?

- По сравнению с ситуацией недельной, десятидневной давности республика сейчас намного лучше подготовлена к референдуму. По данным опросов общественного мнения число людей, знающих о том, что произойдет 23 марта, значительно выросло. Как и тех, кто собирается идти голосовать. Знаковую реакцию проявили временно перемещенные лица в палаточных городках на территории Ингушетии. По самым скромным подсчетам около 10 тысяч из них выразили желание участвовать в голосовании. По сведениям, которые мы получаем из нашего информационного штаба, значительно увеличилось количество агитационно-пропагандистских материалов, которые привезли и распространяют среди избирателей.

- Сам вопрос об организации голосования вынужденных переселенцев, живущих в Ингушетии, вы сами еще недавно назвали очень сложным и сравнили с "проходом между Сциллой и Харибдой". То, что голосовать они будут непосредственно в палаточных городках (формально вне территории Чечни), не станет ли, например, для международных организаций поводом объявить результаты референдума нелегитимными?

- Как раз на международном уровне многие наши "друзья" (слово берем в кавычки) ожидали (или, скорее, внутренне желали), чтобы голосование в лагерях для временно перемещенных лиц не состоялось и тем самым большое число граждан Чеченской Республики оказалось отрезано от волеизъявления. Но, на мой взгляд, мы нашли хорошую развязку. Я думаю, что решение Избиркома ЧР соответствует российской Конституции.

-Заявляли ли о желании участвовать в референдуме представители чеченской диаспоры - и если да, то какой получили ответ?

- По словам г-на Аслаханова, который проводил множество встреч с представителями чеченской диаспоры в различных городах России, они заявляли о полной поддержке референдума. Кто-то в индивидуальном порядке, может быть, поедет голосовать в Чечню. Иного варианта просто нет - выразить свою волю они по закону могут только на территории Чечни.

- Кто из иностранных наблюдателей будет следить за процессом голосования?

- На данный момент список еще не закрыт. Твердо можно говорить об участии представителей СНГ. Мы ждем подтверждения предварительной позитивной реакции от организации Исламская конференция, от Лиги арабских государств, ожидаем присутствия наблюдателей от ряда исламских государств - например, от Индонезии и Египта. Как мы понимаем, еще окончательно не принято решение о направлении на референдум технической совместной группы Совета Европы - ОБСЕ.

- "Наглядная агитация" перед референдумом велась не только внутри Чечни, но и на международном уровне. Удалось ли переубедить противников референдума - например, тех, кто недавно высказывал идею создать по Чечне международный трибунал?

- Призыв к созданию трибунала - это единичное явление и как фактор общественного мнения не рассматривается. По информации, которую мы получаем из посольств, во многих странах, безусловно, возрос интерес к чеченскому референдуму и его результатам. Это первое. Во-вторых, на международном уровне нам удалось разъяснить полезность и безальтернативность проведения референдума как исходной точки политического процесса в Чечне. В третьих, на уровне руководящих команд ведущих стран Запада (что для нас особенно важно) утвердилось понимание полезности референдума. В общем и целом эта работа принесла свои результаты.

- "Чеченский вопрос" всегда был плотно включен в политический процесс России. Одного президента он чуть не довел до импичмента, для другого стал самым серьезным из всех испытаний. Нет ли опасения, что в ходе федеральной парламентской и президентской кампании ряд политиков использует Чечню как "точку опоры", чтобы перевернуть общество и дестабилизировать его?

- Умозрительный вопрос. Представители партийных сил всего российского политического спектра уже высказали свои позиции и обозначили свое отношение к референдуму. Теперь они возьмут паузу и будут ждать его результатов. Думаю, эти итоги лишь скорректируют их уже известные позиции. Пока рано говорить что-то большее.

- Какие пределы автономии все-таки сможет получить Чечня после референдума? Об этом предпочитают не говорить, но...

- И правильно делают. Как можно определить суть обсуждения за самих чеченцев и представителей федерального центра, которые будут вести эти переговоры, и тем более предсказать их исход? Переговоры еще не начаты, исходные позиции сторон не обозначены. Все это чистой воды гадание на кофейной гуще. Надо дождаться, когда процесс начнется.

-Остался ли в силе высказанный вами недавно прогноз явки на референдум - две трети избирателей, внесенных в списки?

-Прогнозов не даю. Две трети, о которых я говорил, - это те, кто проявлял к референдуму интерес.

  00:04 20.03  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU