Архив новостей → Цель - повышение уровня жизни людей.
Цель - повышение уровня жизни людей.
Как уже сообщалось, 24 января состоялось расширенное заседание коллегии при главе администрации области, рассмотревшей вопрос об итогах социально-экономического развития Рязанской области в 2001 году и задачах на 2002 год. Заседание собрало широкий круг участников, в числе которых руководители муниципальных образований и органов управления и структурных подразделений обладминистрации и депутаты Государственной Думы, депутаты областной Думы, Рязанского горсовета, руководители исполнительной власти территорий, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, предприниматели, представители подразделений здравоохранения, образования, культуры и другие. В работе коллегии приняли участие первый заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Г. Громов и консультант Департамента регионального развития аппарата Правительства РФ Е.И. Торгунов. На заседании коллегии выступил глава администрации области В.Н. Любимов. "Подводя итоги года, - подчеркнул он, - мы должны четко определить свои цели и задачи на будущее.
Прежде всего это реальное повышение уровня жизни населения... Мы всегда выступали и выступаем за активное участие государства в экономической и социальной сферах". Обсуждение доклада проходило не только в рамках официальных прений заседания. В перерывах в фойе концертного зала имени Есенина, где проходила коллегия, участники заседания обменивались мнениями. Завязывались дискуссии, высказывались разные точки зрения по существующим проблемам. Здесь же, в фойе, были организованы выставки, на которых была представлена продукция предприятий области, - конкретное свидетельство оживления экономики области.
Ниже публикуются выступления в прениях по докладу (в сокращении).
П.Д. Маматов, глава администрации г.Рязани:
- Итоги социально-экономического развития города в 2001 году показывают, что в реальном секторе экономики развивались положительные процессы. В ряде отраслей производства и сфер городского хозяйства сохранилась тенденция роста выпуска продукции и предоставляемых услуг. Наряду с этим обозначился и неприятный процесс замедления темпов роста.
Крупными и средними промпредприятиями города произведено товаров и оказано услуг на 14,9 миллиарда рублей, потребителям отгружено товаров на 14 миллиардов. Индекс физического объема произведенной продукции составил 105,7 процента к уровню 2000 года.
В январе-ноябре 2001 года в бюджеты всех уровней городом перечислено налогов и сборов на 8205,3 миллиона рублей, что составляет 73 процента от общего объема поступлений по области. Доходы городского бюджета составили 1595,6 миллиона рублей, в том числе собственные доходы - 1309,6 миллиона - на 15 ,1 процента больше, чем в 2000 году. При этом расходы - 1650,5 миллиона рублей - превысили доходы. Но и этого далеко недостаточно, чтобы город нормально функционировал.
Бюджетная обеспеченность является самым уязвимым местом городской жизни и деятельности. Огромны долги за энергетику - более 400 миллионов рублей. Велика изношенность коммуникаций, требующих больших средств для их восстановления и ремонта.
Почти критической является ситуация с тепловыми сетями. Две трети магистральных сетей имеют физический износ более 70 процентов. Более 100 километров внутриквартальных сетей - четверть от общей протяженности - изношены полностью. Ежегодная замена 25 километров сетей, как это делается сегодня, недостаточна, требуется как минимум 40 километров. Но денег нет, финансирование недостаточно. Как следствие - на муниципальных сетях происходит около 300 аварий за год.
В сущности, такова же ситуация и с сетями водоснабжения. Моральный и физический износ оборудования на объектах "Водоканала" оборачивается высокими энергетическими затратами в эксплуатации:
издержки на электроэнергию в себестоимости услуг "Водоканала" составляют 32,5 процента.
Из-за хронического недофинансирования ветшает жилищный фонд. В бюджете 2002 года заложена прямо-таки "бомба", поскольку даже если бы население г.Рязани полностью оплачивало жилищно-коммунальные услуги, то и в таком случае из бюджетов всех уровней пришлось бы возмещать расходы на покрытие льгот и жилищных субсидий разным категориям граждан. К примеру, только по закону о ветеранах городской бюджет в 2002 году должен возместить 104 миллиона рублей, в том числе 32 миллиона на содержание жилья.
Техническое состояние жилых домов крайне неудовлетворительно. Достаточно сказать, что 72 процента жилья эксплуатируются свыше 30 лет, их износ составляет от 30 до 50 процентов. Немало жилья довоенной и даже дореволюционной постройки.
Нормативная потребность на капитальный ремонт жилья составляет 100 миллионов рублей в год. Городской бюджет в состоянии выделить всего 20-25 миллионов.
Городская администрация пытается удержать ситуацию под контролем. Введены тарифы для населения на капитальный ремонт жилья, проводится работа по организации учета и сбережения энергоресурсов, доля населения в оплате жилищно-коммунальных услуг возросла до 60 процентов. Но и при том ситуация остается сложной, если не сказать катастрофической.
Одним из важнейших структурных подразделений городского хозяйства является пассажирский транспорт. О состоянии его красноречиво говорит тот факт, что на 1 января 2002 года 40 процентов троллейбусов (92 единицы) и более 70 процентов автобусов подлежат списанию. В течение года еще на 74 троллейбуса будет полностью начислена амортизация.
Участники коллегии могут упрекнуть меня за обилие названных цифр. Моя задача, однако, заключалась в том, чтобы еще раз на цифрах и фактах показать главе администрации области, всем участникам коллегии, насколько критической сложилась ситуация в областном центре. Без финансовой поддержки городская администрация не сможет в полной мере обеспечить выполнение стоящих перед городом задач.
В.С. Сонькин, руководитель УМНС России по Рязанской области:
- По итогам 2001 года налоговыми органами области собрано 12,8 миллиарда рублей. Рост поступлений к уровню прошлого года составил 183,3 процента. В том числе в федеральный бюджет поступило 8,4 миллиарда рублей, или в 2,2 раза больше, чем в соответствующем периоде 2000 года.
Конечно, полуторатысячный коллектив управления МНС России по Рязанской области не смог бы выполнить поставленные задачи по наполнению федерального бюджета, области и районов без каждодневной поддержки областной администрации, глав городов и районов области.
В то же время хотелось бы остановиться на отдельных проблемах, которые, на наш взгляд, существенно влияют на наполнение областной казны.
Большинство спиртзаводов и ликероводочных предприятий области имеют громадную задолженность по налогам - всего 202 миллиона рублей. Совместно с администрацией области мы предпринимали меры по усилению контроля за отпуском готовой продукции.
Результаты таковы: в декабре 2001 года нами собрано вместо запланированных 29,9 миллиона рублей 44,9 миллиона. Планируется сокращение числа акцизных складов при ЛВЗ, что позволит снизить материальные затраты, и это повлияет на розничную цену алкогольной продукции.
Вызывает озабоченность также категория налогоплательщиков-фермеров. Сумма налогов, уплаченных фермерами и фермерскими хозяйствами за 2001 год 344,4 тысячи рублей. В общем объеме поступлений эта сумма составляет 0,003 процента, что свидетельствует о низком уровне использования земель. Сумма арендной платы за землю, полученная от фермеров за 2001 год - 40,7 тысячи рублей. Сегодня подавляющая часть фермеров платит в казну за землю, полученную от государства в собственность - копейки. Необходимость изменения подхода к целевому использованию сельскохозяйственных земель для увеличения их доходности в интересах бюджетов назрела уже давно...
А.А. Рыбин, глава муниципального образования - Сасовский район:
- В прошлом году в сельхозпредприятиях Сасовского района собрано 49 тысяч тонн зерна. Прирост урожая к 2000 году составил 20 тысяч тонн.
Мы ежегодно увеличиваем посевы сахарной свеклы. В минувшем году с 2900 гектаров собрали 38,7 тысячи тонн корней. Возрождается и производство картофеля.
На протяжении последних трех лет нас справедливо критикуют за сокращение маточного поголовья. Но сегодня и в этом деле ситуация взята под контроль. Мы вышли из "минуса" по надоям, вырезание скота прекратилось.
В минувшем году от производственно-хозяйственной деятельности АПК района получено 124,8 миллиона рублей выручки. С прибылью закончили год 11 хозяйств из 19. В целом по АПК района получено 973 тысячи рублей прибыли против 8 миллионов убытка в 2000 году.
Однако финансовое состояние хозяйств продолжает оставаться тяжелым. Растет задолженность по всем видам платежей, большая ее часть приходится на государственные внебюджетные фонды и бюджет - 142 миллиона рублей.
В сельскохозяйственном производстве района все больше и больше осложняется ситуация с технической его оснащенностью. За прошлый год списано 50 тракторов, 52 автомашины, 17 зерноуборочных комбайнов. А всей замены - 6 тракторов и два комбайна. По причине износа техники катастрофически сокращается выработка и увеличиваются потери на полях. На существующей сегодня базе мы продержимся еще два-три года. А что дальше?
Нужна федеральная программа поддержки сельских товаропроизводителей и более льготные условия приобретения техники, чем это дает сегодня лизинг. В сложившейся ситуации лизинг не всем хозяйствам по карману.
В.Н. Федоткин, председатель Рязанской областной Думы:
- В течение прошедшего года мы подготовили ряд документов, призванных решить проблемы агропромышленного комплекса, промышленности, здравоохранения и т.д. Кадры на селе - проблема номер один. Недостаток квалифицированных рабочих, специалистов ощущается сегодня везде. Из соседних регионов к нам могли бы приехать люди, чтобы работать в хозяйствах области, однако им негде жить. Еще одна проблема сельскохозяйственного производства: местная продукция не может пробиться не только на внешний, но и порой на внутренний рынок. Зато в рязанских магазинах сплошь и рядом продается саранское молоко, московская колбаса.
О медицинском обслуживании на селе - разговор особый. Заболевшим сельчанам довольно трудно добраться в райбольницу. Необходимо постоянно практиковать выезды врачей в сельскую местность, чтобы обследовать население. Это только некоторые проблемы. Я могу назвать и другие, которыми также нужно заниматься: к примеру, защита руководителей, реформирование хозяйств, укрепление социальной сферы на селе, межбюджетные взаимоотношения с городом...
А в городе свои проблемы: создание благоприятного инвестиционного климата, работа над энергосбережением, реформа ЖКХ. Требуют вмешательства властей и такие явления нашей жизни, как самогоноварение, беспризорность. Мы надеемся на совместное решение всех этих проблем.
А.В. Бубенев, генеральный директор АО "Соколовский строительный комплекс:
- В настоящее время у нас два направления деятельности: реконструкция производства Рязанского нефтеперерабатывающего завода и строительство жилья.
Объем строительно-монтажных работ в прошлом году вырос в 2,3 раза. Однако жилья мы строим не так много. В 2001 году ввели в эксплуатацию около 18,8 тысячи квадратных метров. Все причины в том, что нашей организации выделяют очень мало земли под строительство.
Приспособленные строительные площадки в Рязани сейчас дефицит.
Для того, чтобы привлечь дополнительное количество работников в Соколовский строительный комплекс, мы строим свое жилье, общежития. Пытаемся таким образом привлечь квалифицированные кадры.
...Увеличение темпов строительства жилья требует и новых технологий в стройиндустрии. Здесь необходимо внедрять прогрессивное оборудование, наладить, наконец, массовый выпуск утеплителей для стен (изоляционных материалов), что позволит значительно снизить стоимость возведения жилых домов.
М.И. Суздалев, глава муниципального образования - Рязанский район:
- Рязанский район стабильно занимает ведущие позиции по производству сельхозпродукции. Так, производство мяса в хозяйствах района составляет 43,3 процента от общеобластного объема, молока - 14,3, яиц - 76, зерна - 8, картофеля - 29, овощей - 63 процента.
Я считаю, областная администрация заняла правильную позицию в 1997 году, когда по ее инициативе были возвращены к жизни крупные комплексы в свиноводстве и птицеводстве. Сегодня они работают, дают продукцию.
Вместе с этим в районе есть проблемные хозяйства (таких 8), которые последовательно угасают, практически свернули производство. Складывается впечатление, что руководители их видят в том личную выгоду. И, к сожалению, сегодня их трудно заменить. Создав сельхозкооперативы с ограниченным числом учредителей, они действуют по принципу круговой поруки.
Я бы полагал, что нужно использовать опыт Белгородской области, сформировать общественной совет из опытных руководителей сельхозпредприятий, глав администраций, руководителей государственных структур, который участвовал бы в реформировании хозяйств, занимался их проблемами.
На селе нынче много проблем, в том числе в социальной сфере. Все знают о случае в Полянах, где в морозы вышла из строя теплотрасса, и 500 семей остались без тепла. Вопрос упирался в средства. Районный бюджет крайне скуден и не дает возможностей ремонтировать сложные социальные объекты.
Как я вижу возможности бюджетного пополнения? Вот пример: надо принимать закон о том, чтобы гражданин, работник платил подоходный налог по месту жительства, а не по месту работы. У нас в селах около 15 тысяч человек ездят на работу в Рязань, где и выплачивают налоги. А живут в селе, пользуются услугами его социальной сферы, не обеспечивая должных поступлений в бюджет.
То же самое с маршрутными автобусами: транспорт дотируем пополам с городом. Почему же, если люди едут в город на работу и пополняют тем самым городской бюджет?
А мы еще и платим дотации. Я считаю, это неправильно, этот вопрос надо решать на законодательном уровне.
Еще одна проблема - электросети. На балансе наших предприятий 108 километров электросетей, в их числе 16 километров напряжением 10 киловольт, 76 трансформаторных подстанций. Энергетики упорно не хотят принимать их на свой баланс. Линии не ремонтируются, нет специалистов. Зато чуть что - ограничения в подаче энергии. Энергетической комиссии надо, наконец, решить и этот вопрос.
Н.И. Коротков, председатель объединенных профсоюзов области:
- В нашем регионе действует трехстороннее соглашение между областными властями, работодателями и профсоюзами. Кроме того, около 40 отдельных соглашений, предусматривающих разные стороны деятельности производственного коллектива, приняты на крупных предприятиях области.
Новый трудовой кодекс предусматривает ужесточение прав трудящихся. Поэтому, особенно актуальной становится деятельность трехсторонних комитетов по вопросам труда и соблюдения трудовых норм, которые сформированы уже в 21 районе.
Г.М. Туников, ректор Рязанской сельскохозяйственной академии:
- Я полностью согласен с прозвучавшими на коллегии оценками того, что в сельском хозяйстве области наметилась определенная стабилизация и поворот к лучшему. В заслугу обладминистрации надо поставить тот факт, что с самого начала она заняла позицию заинтересованного вмешательства в процессы, происходящие на селе. Был взят правильный курс на регулирование производства сельхозпродукции, ее переработки и реализации.
Главными причинами спада сельхозпроизводства в первой половине 90-х годов явились, на мой взгляд, резкий переход от полного закрепощения крестьянина до предоставления ему безграничной воли, бездумная приватизация при полном самоустранении государства от проблем села.
Сейчас ситуация изменилась. Я думаю, самой большой проблемой сегодняшнего сельхозпроизводства является почти полное отсутствие технологической дисциплины.
Только два-три десятка хозяйств, которые задают тон, пытаются выработать собственную экономическую технологию при полном отсутствии единой комбинированной государственной технологии.
Вокруг каждого хозяйства необходимо создать сеть первичных услуг. Это прежде всего комбикормовые заводы, службы ремонта техники, предприятия переработки продукции и так далее.
Должна быть изменена кредитная и налоговая политика. Кредиты надо выделять не под локальные сельскохозяйственные операции, а под обоснованный проект развития производства с расчетом его прироста.
При этом налог должен быть постоянным и не должен касаться инвестируемых средств.
...Наша академия при поддержке областной и районных администраций в корне изменила систему набора абитуриентов. Больше половины их поступает теперь по целевому набору при небольшом конкурсе. Проблемой, однако, остается заключение трехсторонних договоров:
студент, хозяйство, академия. Кадровой службе областного и районных сельхозуправлений надо сделать все, чтобы не потерять выпускника по прибытии его на производство после учебы.
Большое значение для развития сельхозпроизводства имеет система подготовки резерва руководителей.
Академия вместе с областным управлением сельского хозяйства и продовольствия вплотную работает над этим вопросом, помня, что талантливый руководитель - это, "штучный продукт", его не так просто найти, воспитать и выучить.
А.М. Гаджиев, председатель Рязанского совета облпотребсоюза:
Потребительская кооперация за прошедшие 10 лет сохранилась и осталась важной структурой в обслуживании сельского населения, в первую очередь глубинки. В прошлом году объем ее товарооборота в области впервые превысил один миллиард рублей, вырос на 28 процентов.
Отрадный факт: объем продажи непродовольственных товаров увеличился с 19 процентов общего объема товарооборота в 1997 году до 29 процентов в прошлом году. На 40 процентов вырос оборот общественного питания, главным образом за счет продажи продукции собственного производства.
Кооперативная промышленность области в прошлом году произвела товаров на 210 миллионов рублей. Доля собственных ресурсов в товарообороте составила 35 процентов. Иначе говоря, каждый третий рубль в нем получен от собственного производства.
Один из главных показателей деятельности потребкооперации - это увеличение капиталовложений в производство и инвестирование капитальных ремонтов. В прошлом году по этим статьям расходов освоено почти 40 миллионов рублей, инвестиции более чем удвоились.
Только в 12 регионах России потребкооперация имеет собственные оборотные средства. В их числе и Рязанская область, где собственные оборотные средства в потребкооперации составляют 100 миллионов рублей. Мы практически не пользуемся кредитами.
Основные усилия в последние годы мы сосредоточили на спасении хлебопечения в потребкооперации. Сильная конкуренция, рост цен на энергоносители - все это поставило отрасль в крайне сложные положения.
Необходимость заставила искать новые организационные, финансовые схемы, новые технологии, менять психологию людей. Практически на всех наших хлебозаводах установлено новое оборудование, причем только за счет собственных средств. Сегодня рассчитываем стабильно производить до 30 тысяч тонн хлеба в год.
Кооперация - это единый экономический механизм. Но сориентирован он не только на прибыль. В глубинке, куда особенно зимой и осенью по бездорожью не ездит ни один частник, мы содержим более 500 магазинов, от которых имеем около 10 миллионов убытка. Тем более считаем несправедливым, когда наши магазины попали под коэффициент налогообложения, учитывающий место их дислокации на дорогах федерального и областного значения. Дело даже не в сумме, она не так велика - 1,5-2 миллиона в год. Но мы считаем, что устанавливать такой коэффициент для потребкооперации не надо. Не все ведь измеряется деньгами, должно же быть и признание того, что часто по бездорожью, в снежную заметь приходится нам развозить по 20 - 25 буханок хлеба, соль, спички в магазины, к которым не скоро еще будут дороги.
В.П. Козлов, председатель координационного совета по малому предпринимательству при обладминистрации:
- Более 20 процентов всех работающих в народном хозяйстве области заняты сегодня в малом бизнесе. Объем проведенной ими продукции составляет примерно 10 процентов от общего объема производства области.
Предприниматели, как трудолюбивые "муравьи", восстанавливают разрушенные цеха и участки заводов, выпускают товары народного потребления и работают в сфере услуг... Но начать свое дело очень сложно, а предприниматели часто не имеют стартового капитала для этого, не могут воспользоваться возможностями кредитования. Проблема эта очень остра. Кроме того, не могу не упомянуть еще об одной проблеме, которая сегодня создает массу противоречий в налоговой системе предпринимательства: единый налог на вмененный доход, принятый в Рязанской области, многие предприниматели считали чуть ли не лучшим в России - обоснованным и разработанным, а теперь ввели единый социальный налог, который создает путаницу в прежней простой и ясной налоговой системе.
00:04 29.01
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
|
Мяу : ) Комментариев: 4 |
Закрой глаза Нет комментариев |
______ Нет комментариев |
ере Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg Комментариев: 2 |






