Архив новостей → Зюганов как коммунист под вопросом.
Зюганов как коммунист под вопросом.
Во всяком случае у убежденного марксиста Альфреда Рубикса.
БЫВШИЙ главный коммунист Латвии Альфред РУБИКС ныне не состоит ни в какой партии. Нет его имени и ни в одном избирательном списке по выборам в сейм, которые состоятся в октябре. Но это не означает, что недавний обитатель Рижского централа отошел от активной политической жизни. "У нас будет не менее 7-8 мест в парламенте, - заявил корреспонденту "ОГ" Рубикс. Дело в том, что он стал автором идеи и координатором объединения левых сил, в которое вошли четыре партии: Народного согласия, "Равноправие", Социалистическая и Русская. После того как единый блок не был зарегистрирован, представители каждой из организаций пропорционально вошли в предвыборный список Партии народного согласия. И таким образом все-таки вступили в борьбу за депутатские мандаты.
- Насколько я понял, Альфред Петрович, вы рассчитываете на успех. Ну, предположим, получите власть. Какие задачи считаете первоочередными?
- Надо начинать переговоры с Россией о становлении нормальных отношений между нашими государствами. Одновременно решать вопрос о предоставлении гражданства тем, кто его сегодня не имеет, но желает получить и кто постоянно жил в Латвии на день объявления независимости. Наше объединение выступает и за выполнение требований европейских инстанций в сфере защиты прав человека. И в этом - основа для сближения наших стран. А уж живущие в Латвии бизнесмены, связанные с Россией, сами сделают выводы, кого и как надо поддерживать на выборах.
- Чего, кроме успеха на выборах, еще хотите добиться?
- Полного юридического оправдания. Сейчас готовятся документы для подачи в Международный суд в Страсбурге. У Анатолия Горбунова рука не дрогнула принять явно антиконституционное постановление, когда меня надо было посадить. Он прекрасно знал, что никаких преступлений я не совершал.
- Вас тюрьма чему-нибудь научила?
- Во-первых, закалила, во-вторых, я узнал другую жизнь. Среди заключенных ведь не только отпетые, есть и весьма неординарные личности. Можно сказать, что тюрьма стала для меня своеобразной юридической академией. И теперь я - большой дока в процессуальном кодексе, знаю назубок все статьи, пункты и подпункты. А как они применяются на практике - на себе изучил. Подучил и уголовное право. Сокамерники меня уважали. А был там разный народ, в том числе и киллеры. "Альфред Петрович, вы стойко и достойно себя ведете, никого не выдали, хотя такой срок получили. Вы для нас авторитет, можете спокойно идти в другую зону, никто вас не тронет..." Им и невдомек, что мне и выдавать некого, у меня не было подельников, как у всех заключенных.
- Были ли в вашем окружении люди, которые из-за тюрьмы от васотвернулись?
- Да, были. И я о них не жалею. Им нужен был Рубикс как мэр Риги, как секретарь ЦК, как член политбюро и не более. Фамилий называть не буду, им и так беспокойно спится.
- В 91-м году вы прогнозировали определенный путь развития новой Латвии. Это совпало с тем, что увидели, выйдя на свободу?
- К сожалению, все даже хуже, чем предполагалось. Откровенное взяточничество на всех уровнях, жуткая дороговизна коммунальных услуг, выбитые окна неработающих заводов, пустующие фермы на селе и недостроенные дома в городе. Подобного и представить себе не мог. Разруха вполне сравнима с послевоенной. Страна в руках националистической коррумпированной кучки олигархов. Они беззастенчиво грабят государство и собственный народ. А люди снова и снова попадаются на их удочку, собираясь голосовать за тех же руководителей. При этом говорят: они, дескать, наворовались и больше не будут. Да будут же, еще как будут!
- А с чем вы согласны в нынешней латвийской действительности?
- Очень нравятся современные автозаправочные станции, мне всегда хотелось таких. В бытность мэром выступал на эту тему и здесь, в Риге, и на политбюро ЦК КПСС. Безрезультатно. Это было невозможно из-за слишком централизованной экономики, которая, собственно, и привела к развалу Союза... Еще обратил внимание, что за пределами Риги появилось много хороших дорог. Зато в столице большинство улиц в ужасном состоянии. Как и любого нормального человека, меня устраивает большой выбор товаров в магазинах. Вот только часто они напоминают свалку залежавшихся западных изделий. Да и большинству все это не по карману - зарплаты и пенсии не позволяют.
- Вы-то на что сейчас живете?
- На пенсию - свою и жены. У меня 47, у Тамары Ивановны - 50 латов.
- На вопрос "Ваше политическое кредо?" Остап Бендер отвечал: "Всегда!", а что бы ответили вы?
- Всегда! Я по-прежнему убежденный марксист-ленинец. Ибо верю в то, что можно построить общество более справедливое, чем капитализм. На протяжении четырех веков существует идея коммунистического преобразования.
- Но опыт уже был...
- Да, именно опыт. Многое в нем было положительным, социальная сторона, например. Проверку временем не выдержала конкретная модель построения нового общества, а не сама идея, которая обязательно будет успешно реализована.
- Ваши единомышленники сегодня - преимущественно пожилые люди?
- Это не совсем верно. Контакта со мной ищет и много молодых - различных политических взглядов и убеждений.
- Кто из латвийских политиков вам импонирует?
- Могу назвать Яниса Юрканса и Филиппа Строганова. И, пожалуй, все. Это люди честные, ничем себя не запятнавшие, последовательные в своих воззрениях.
- А из российских политиков кто вам близок?
- Радует свежесть мысли Сергея Бабурина, но не по душе его склонность к национализму. По-прежнему нравится Олег Семенович Шенин. Он хотя и не на виду, но занимает видное место в российской политике. Очень сложное отношение к Зюганову. Он ушел в сторону социал-демократии, хотя не думаю, что увел туда компартию. И как коммунист он у меня под вопросом.
- Вы столько времени провели за решеткой, но снова вернулись в политику. Как к этому отнеслись в семье? Не опасаются, что это снова может закончиться для вас тюрьмой?
- Семья относится к моим идейным пристрастиям с полным пониманием, хотя дома о политике мы почти не говорим. Боязни никакой нет. Оба мои сына - автомеханики, работают на хозяев, воспитывают детей, Станислава и Алину - наших внуков. Кстати, сыновья никогда не были в компартии, хотя, сами понимаете, такая возможность у них имелась.
- Вы действительно ничего не боитесь?
- Боюсь прихода в Латвии к власти стопроцентного националистического режима. Рига.
ДОСЬЕ.
Альфред Рубикс родился в 1935 году. Окончил Рижский политехнический институт, Ленинградскую высшую партийную школу. Работал инженером-технологом на Рижском электротехническом заводе. С 1961-го-на комсомольских должностях, высшая - секретарь ЦК ЛКСМ Латвии. Занимал руководящие должности в компартии Латвии. Был министром местной промышленности. Председателем Рижского горисполкома. С 1990 года - 1-й - секретарь ЦК КП Латвии. Арестован 23 августа 1991 года. В 1995-м осужден на восемь лет лишения свободы за действия, направленные на свержение государственной власти. Досрочно освобожден 5 декабря 1997 года.
ЭДУАРД ГОВОРУШКО.
00:04 10.09
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |