Архив новостей → Взгляд изнутри: Валютомания.
Взгляд изнутри: Валютомания.
Центробанк знает лекарство от этой болезни.
"Никому из коммерческих банков никогда не будет передан контрольный пакет акций на управление Правительством!" Этим резким заявлением первый вице-премьер Анатолий Чубайс, по сути, подвел черту под затянувшейся чередой скандалов последних недель, потрясших банковский и околобанковский мир.
Марина КРЮЧКОВА.
Смысл высказывания предельно ясен: Правительство, чьи интересы за последние год-два тесно переплелись с интересами крупного банковского капитала, наконец решилось-таки дистанцироваться от финансовых группировок. Думается, отчасти еще и потому, что конкурентная борьба между ними обострилась настолько, что, подобно сильному пожару, сегодня способна спалить любого, кто окажется вблизи. Пример со скандальными аукционами по продаже пакетов акций "Связьинвеста" и "Норильского никеля" и последовавшая за ними отставка председателя Госкомимущества, вице-премьера Альфреда Коха - яркий тому пример.
Но успешно играть роль арбитра Правительство сможет лишь в том случае, если будет в состоянии жестко исполнять свои государственные функции - прежде всего по отношению к тем же коммерческим банкам. Надзор за ними по закону осуществляют Центробанк России и его территориальные отделения. Крупнейшим из них считается Главное управление ЦБ по Москве. На сегодня оно контролирует порядка восьмисот банков, что составляет более трети от общего числа всех российских коммерческих банков. Их общий уставный капитал оценивается в 42 триллиона рублей, а объем банковских активов превышает половину российского годового ВВП.
Как же устроен и действует этот механизм госконтроля над коммерческими банками, в состоянии ли он справиться со все усложняющимися требованиями? Чтобы разобраться в этом, корреспондент "РВ" по заданию редакции на целый месяц сменила место работы, перебравшись в многоэтажный офис ЦБ на Житной улице. Свое проникновение в "святая святых" столичного управления Центробанка мы начали с одного из самых закрытых его управлений - валютного...
Для большинства россиян - лиц, так сказать, физических - знакомство с коммерческим банком начинается, как правило, с пункта обмена валюты. На 1 августа Главное управление ЦБ по Москве насчитало в столице аж 3055 таких пунктов. Такой вот российский парадокс: еще лет десять назад за обнаруженную у нас валюту мы с вами элементарно могли схлопотать бесплатную "путевку" в солнечный Магадан, а нынче только уж самые предприимчивые, у кого все деньги до последнего доллара крутятся "в обороте", не имеют дома "зеленой" заначки на черный день. Неоднократно бывающие за рубежом соотечественники подтвердят: обменять валюту сегодня у нас проще, чем где бы то ни было. Да и разница между курсом покупки и продажи доллара (так называемый спрэд) минимальна - меньше процента. Для сравнения: в весьма полюбившихся российским туристам Греции, Испании и Турции обменный спрэд не бывает ниже 2 - 3 процентов, а в Англии эта разница доходит до 10 процентов. Хотя, конечно, никакому англичанину не придет в голову, получив зарплату, переводить свою наличность в доллары: фунт стерлингов - он и в Африке фунт!
О рубле этого пока, как вы понимаете, не скажешь. Так что в ближайшие годы ни работникам обменных пунктов, ни регулярно проверяющим их специалистам Центробанка безработица явно не грозит. При том, что пик валютообменного бизнеса в России, видимо, уже прошел: в условиях низкой инфляции и почти столь же низкого роста курса доллара предпринимателям выгоднее вкладывать деньги в более доходные сферы. Это подтверждает и статистика ГУ ЦБ по Москве. Оказывается, в течение года в столице закрылась каждая десятая "менялка", а число аннулированных свидетельств о регистрации обменных пунктов, напротив, возросло: с 628 за восемь месяцев прошлого года до 1124 за аналогичный период нынешнего года.
За какие же такие провинности обменный пункт может лишиться самого дорогого, что у него есть, - свидетельства о регистрации? .
- Самым злостным считается нарушение кассовой отчетности, - поясняет руководитель отдела валютного контроля Шаболовского расчетно-кассового центра ГУ ЦБ Мария Грандашевская. - Для нас это сигнал, что со стороны кассира возможны различные злоупотребления, вплоть до работы с "черной кассой", то есть уведенным от налогообложения "черным налом". Серьезным проколом является и невыдача клиентам бланков-справок о покупке или продаже валюты. Впрочем, сами увидите, если "повезет"...
Вместе с ней и с ведущим экономистом отдела Денисом Васильевым мы едем проверять обменные пункты. Едем на казенной белой "Волге", хотя обычно контролеры РКЦ перемещаются на личном (у кого есть) или муниципальном транспорте: за отделом закреплена всего одна машина, поэтому используют ее лишь в самых необходимых случаях. К счастью, присутствие корреспондента "РВ" в этой "табели о рангах" явно приравнено к форс-мажорным обстоятельствам... .
Каждая бригада отдела валютного контроля РКЦ ежедневно проверяет по три-четыре обменных пункта. А поскольку расчетных центров в столичном управлении ЦБ насчитывается аж 11, получается, что любой обменный пункт не реже чем раз в полгода подвергается серьезной плановой проверке со стороны Центробанка. Плюс проверки внеплановые - по оперативным сигналам компетентных органов, по письмам и звонкам граждан (в любом "обменнике" на стенде есть "жалобные" телефоны и адреса). Одна такая жалоба досталась и нам. В своем письме пенсионер сетовал, что в обменном пункте в одном из универмагов в Люблино ему не поменяли стодолларовую купюру, сославшись на то, что она, дескать, ветхая.
- Ну нет такого термина в инструкции - ветхая купюра! - Едва добравшись до злополучного "обменника" в Люблино, Грандашевская первым делом снимает вывешенную у окошка рукописную бумажку с перечнем адресов, куда граждане якобы должны относить свои потрепанные доллары, отдавая за каждый по 10 центов комиссионных. На поверку эти адреса, как оказалось, принадлежали обменным пунктам Сбербанка, которые, опять же по инструкции ЦБ, безо всякого вознаграждения обязаны принимать старые (но не поврежденные) купюры. .
Прямой дезинформацией клиентов занимались и еще в одном обменном пункте, в районе метро "Таганская", где курс покупки доллара произвольно меняли в зависимости от суммы сделки: желающие приобрести 500 "зеленых" платили по 5700 рублей за доллар, а при покупке 400 долларов курс равнялся 5800 рублям. Как объяснил мне Денис Васильев, обменный пункт действительно может, подобно банку, устанавливать собственный курс. Можно даже менять этот курс несколько раз в течение операционного дня. Но вот привязывать его к сумме сделки - это прямое нарушение правил. Теперь банку - владельцу "обменника" предстоит либо исправиться в месячный срок, либо в течение трех дней закрыть обменный пункт. Что, кстати сказать, последнее время банки порой и делают, убедившись в невыгодности для себя этого бизнеса.
- Но в целом все равно получается своего рода замкнутый круг, - говорит замначальника валютного управления ГУ ЦБ Дмитрий Ян. - Развитая инфраструктура обмена валюты частично подпитывает долларизацию нашей экономики, а пока есть эта самая долларизация, будет постоянный спрос на валюту, то есть условия для существования обменных пунктов. Сейчас объем денежной массы в рублях и валюте в России примерно одинаков. Для нашей финансовой системы это не так уж безобидно. Хотя бы потому, что весь эмиссионный доход, полученный от того, что на территории России вращается большое количество иностранной валюты, достается не нашей казне, а Федеральной резервной системе США...
Рискну перебить Дмитрия Мэлиновича. Дело в том, что изо дня в день читая всевозможные письма, инструкции, разъяснения и другие документы Центробанка и слушая комментарии специалистов ГУ ЦБ, я вдруг набрела на собственное ноу-хау. Да не какое-нибудь там завалящее! Хотите узнать, как сделать эмиссию... безынфляционной? Записывайте. Единственное, что для этого надо, - добиться вытеснения доллара из оборота, то есть дедолларизации. Ведь когда "зеленые" будут выходить из обращения, нам понадобится наша национальная валюта. Если мы будем рассчитываться за квартиры и машины рублями, в обращение придется направить дополнительное их количество. Которое, кстати сказать, не вызовет никаких отрицательных инфляционных последствий, поскольку будет лишь замещать вышедшую из обращения долларовую массу. То есть на ровном месте можно будет получить эмиссионный доход и направить его в тот же бюджет! .
Правда, как добиться этой самой дедолларизации, я еще не придумала. Здесь специалисты Центробанка явно вырвались вперед. Потому что не мытьем, так катаньем (читай: используя как экономические рычаги, вплоть до валютных интервенций на внутреннем рынке, так и жесткую систему административных ограничений на операции с иностранной валютой) ЦБ из месяца в месяц добивается-таки своей основной цели - укрепления национальной валюты и "вымывания" иностранной из нашего оборота. Кто в этом сомневается - сравните динамику курса рубля по отношению к доллару за последний год с аналогичным курсом марки...
Вот и очередной шаг в этом направлении недавно озвучил зампред Банка России Сергей Алексашенко. Суть предстоящих изменений проста. На сегодня, если вы являетесь счастливым обладателем кредитной карточки, то на территории нашей страны можете рассчитываться не в национальной, а в иностранной валюте - по безналу, естественно. А вот с 1 октября и эта лазейка для доллара будет прикрыта. Так называемые уполномоченные предприятия (не путать с уполномоченными банками), которые сегодня имеют право торговать за валюту, вынуждены будут все проплаты тоже вести в рублях. Беднягам запрещено даже ценники выставлять в валюте! Сейчас все международные платежные системы, работающие в нашей стране, переходят на общепринятую мировую практику. Это когда вне зависимости от того, в какой валюте был открыт счет по вашей кредитной карте, платежи в России, к примеру, все равно ведутся в местной валюте - рублях. Контроль за исполнением этого правила со стороны Центробанка, можете не сомневаться, будет строгим. Сейчас специалисты валютного управления ГУ ЦБ как раз заканчивают проверку уполномоченных предприятий...
Но самой серьезной своей задачей "валютчики" из Главного управления Центробанка считают контроль за возвращением в страну валютной выручки от экспорта товаров и за обоснованностью платежей в инвалюте за импорт. Вот уж где действительно сегодня для коммерческих банков закручены, пожалуй, все гайки. Ведь не секрет, что еще до прошлого года это был основной канал легальной утечки валюты из страны. Например, в 1995 году в Москву не поступило порядка 7 процентов всей экспортной выручки, что в "натуральном выражении" составило около двух миллиардов долларов.
А уже годом позже объем недопоступившей выручки уменьшился аж в пять раз, хотя товаров отгрузили почти на ту же сумму! Причина проста - Центробанк и его ГУ по Москве "всего лишь" усилили контроль за коммерческими банками. Для которых, что греха таить, чрезмерная требовательность ко всем нюансам экспортно-импортных сделок клиентов зачастую противоречит собственным коммерческим интересам. В результате с начала этого года с коммерческих банков только в бесспорном порядке взыскано штрафов на сумму 2,5 млрд. рублей. Использовались и более жесткие санкции, вплоть до отзыва лицензий. Не ушли от наказания и прямые участники внешнеэкономической деятельности - экспортеры и импортеры, которым выставлено штрафов аж на 5 миллиардов рублей.
Впрочем, не всегда на высоте оказываются и другие участники валютного контроля - та же таможня, обязанная тщательно сверять данные в паспорте сделки с условиями контракта (особенно - декларируемую цену). Или чиновники МВЭС, обосновывающие непоступление валютной выручки, или работники Федеральной службы валютного и экспортного контроля, чья задача - либо заставить импортера ввезти товар, либо возвратить авансовый платеж. Как правило, формальное оправдание у них есть всегда: нечистоплотным предпринимателям изворотливости не занимать.
Взять хотя бы одно из недавних их "изобретений" - так называемые письма-претензии. Это когда зарубежный партнер предъявляет российскому претензию: дескать, поступивший товар плохого качества, поэтому возвращай деньги. И валюта исправно уходила за рубеж до тех пор, пока ГУ ЦБ настойчиво не порекомендовало недогадливым банкам запрашивать официальные решения местных торговых палат и международного арбитража по поводу качества товара. В результате уже в первом квартале нынешнего года вывоз денег по фиктивным претензиям резко сократился.
Сейчас "валютчики" с Житной улицы думают, какие изменения внести в инструкцию N30 ("Контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары"), чтобы прикрыть еще одну "лавочку" - импорт фиктивных услуг. Услуга, как известно, не товар, чтобы ее предъявить, достаточно лишь акта приема-передачи. А деньги за услуги перечисляются столь же исправно, как и за товар, и опять же - за рубеж. По некоторым данным, только по Москве месячный объем этих контрактов достигает 80 - 90 млн. долларов. Так что перекрыть эту лазейку надо как можно скорее. И я уверена, что профессионалы из ГУ ЦБ с этой задачей справятся: люди здесь собрались в основном молодые, увлекающиеся, с выдумкой. Да и с зарплатой не ниже, чем в коммерческих банках, что, согласитесь, тоже немаловажно.
Другой вопрос, стоит ли им особенно увлекаться. А ну как действительно перекроют все каналы вывоза валюты? Да плюс еще банки и госчиновники, напуганные штрафами и взысканиями, заработают на всю катушку. И получится, как во Франции, где в конце 80 х благодаря предпринятым решительным мерам годовой объем недопоступившей выручки упал ниже одного процента. В результате валютно-экспортный контроль стал нерентабельным и его... упразднили. Вместе с соответствующей чиновничьей структурой. Что называется, перестарались!
Но это, как вы понимаете, уже шутка...
Марина КРЮЧКОВА.
(Продолжение темы читайте на следующей неделе).
00:04 26.08
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |