Архив новостей → Тихий председатель.
Тихий председатель.
30 МАЯ председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер отметит первый год своего пребывания во главе компании.
Чтобы оценить положение нового председателя, достаточно вспомнить, что "Газпром" - область пересечения масштабных интересов, где цели эффективного управления сталкиваются с коммерческими мотивами хищных претендентов на куски собственности, а стратегический курс компании лавирует между рыночными предпочтениями и поставленными государством задачами. К тому же год назад корпорация объективно находилась в сложном положении: бюджет "Газпрома" не удавалось свести без дефицита, на утвержденную инвестпрограмму не хватало денег, ценные активы были выведены, старая команда не собиралась передавать новому председателю секреты управления огромной газовой империей. И в этой ситуации баланс достижений и неудач постепенно сформировавшейся команды Миллера стоит признать положительным, не закрывая глаза на многие проблемы.
Вопреки навязчивым толкам о том, что новый глава компании и в опыте, и в деловом азарте уступает старому, Миллер оказался сильным, хотя и осторожным игроком. "Газпром" не мог работать на одном раскрученном бренде, следовательно, его активы нужно было расширять, а добычу газа увеличивать.
Поэтому послать в "Газпром" политического комиссара, способного только размахивать маузером и палить в потолок, значило полностью провалить дело. Возможно, в глазах публики Миллеру не хватало яркости - он воспринимался как представитель генерации чиновников, созданных для унылой рутинной работы, главное направление которой задается сверху. Но на деле неяркий внешний облик соответствовал позиции человека, сосредоточившегося на плетении узлов мелкой и широкой сети, которую он держит в руках. В этом случае новый глава "Газпрома" должен был уловить ситуацию, складывавшуюся в игре большого количества политических, экономических и управленческих факторов.
Экономический рост в 2001 году вовсе не был таким бурным, чтобы обеспечить взрывное увеличение спроса и возможность повысить отпускную цену на газ, а в начале 2002 года замедлился еще больше, что практически совпало с падением экспортных цен. Главным же требованием государства оставалось снабжение российских потребителей газом по фиксированным ценам, так что его вмешательство выражалось почти исключительно в 50 миллиардах рублей годового убытка. На эту цифру накладывались сотни миллионов долларов кредиторской задолженности и хроническое недофинансирование освоения газовых месторождений, себестоимость газа которых неуклонно возрастала по мере продвижения на Север. Поэтому новой команде гораздо проще было бы имитировать бурную деятельность, развернув шумную "реструктуризацию" и подняв кампанию по обвинению прежнего руководства "Газпрома" во всех грехах и провалах. И то обстоятельство, что Миллер воздержался от этих соблазнов, еще недостаточно оценено, ведь легче всего было сказать: "Так жить нельзя" - и начать реформировать "Газпром" топором, рассекая по еще живому.
Интересы государства очевидны. Они заключаются в увеличении экспортных доходов корпорации, которые наполняют бюджет. И, с другой стороны, они состоят в расширении поставок газа на внутренний рынок, нуждающийся в "голубом топливе": дефицит сказывается уже сегодня, но при сохранении объемов добычи к 2010 году он, по ряду оценок, вырастет до 30 миллиардов кубометров в год.
Сейчас нехватка газа покрывается частично за счет более дешевого туркменского газа, но США настойчиво подталкивают туркменские власти к переориентации транспортировки на трансафганский газопровод. Переговоры Алексея Миллера с министром нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана Гурбанназаром Назаровым в Ашхабаде этой весной обнадеживают, но пока их итоги ничего не гарантируют. Новая команда Миллера пошла на пересмотр инвестиционной стратегии "Газпрома": деньги поступят на дальнейшее освоение месторождений Ямала, где находится основная ресурсная база "Газпрома".
Три разработанных месторождения достаточно исчерпаны: "Медвежье" - на 70 процентов, "Уренгойское" - 40 и "Ямбургское" - 30 процентов. Для развития наступления на этом плацдарме требуются вложения в миллиарды долларов. Дальше двигаться по этому пути в одиночку не под силу даже "Газпрому". Поступившись гордым "изоляционизмом" прежнего руководства, новая команда не отказывается от сотрудничества с нефтяниками: "Роснефтью", "ЛУКОЙЛом" и "Сургутнефтегазом". Политика корпорации с приходом Миллера стала гибче и прагматичней, юридически спорные моменты не мешают развитию сотрудничества с оппонентами там, где оно выгодно тем и другим.
Серьезным источником доходов обещает стать новое, крупнейшее месторождение "Заполярное", доказанные запасы которого составляют 1,6 триллиона кубометров газа. Стратегическое партнерство России с Китаем - это новый шанс для "Газпрома", который команда Миллера не намерена упустить, в частности, добившись участия компании в строительстве транскитайского газопровода "Запад-Восток" из Уйгурии в Шанхай. С вложениями в газораспредительную систему и трубопроводы Востока и Запада связано второе перспективное направление масштабных инвестиций.
Участие в приватизации газопроводов и строительство новых веток позволит получать доход не только от продажи, но и от транспортировки газа. В планах работ - запуск "Голубого потока", по которому 16 миллиардов кубометров топлива в год пойдут в Турцию по дну Черного моря, и североевропейского маршрута, который через Финляндию и глубины Балтийского моря понесет газ в Германию и далее в Европу. Уже решен вопрос об участии в приватизации словацкой газотранспортной компании SPP в партнерстве с "Рургазом" и "Газ де Франсом". Впрочем, пока многие планы остаются на стадии проектов, говорить об исправлении положения дел рано.
Реальные сдвиги в компании можно обнаружить скорее в области простого наведения порядка, с которого начал Миллер. Еще на совещании в Уренгое прошлой осенью В. Путин заметил, что в первую очередь необходимы "детальная инвентаризация всей газовой отрасли, оценка использования имеющихся ресурсов, избавление от неэффективных и непрофильных активов". Проведенный анализ вскрыл занижение стоимости экспортируемого газа: в Болгарии, Польше и Венгрии фирмам-посредникам газ продавался по ценам значительно ниже мировых. Впрочем, об этом тоже с неудовольствием говорил Президент в Уренгое, сетуя, что в некоторых европейских странах российский газ продается по ценам в 2,5-3 раза выше, чем экспортные цены "Газпрома". Вопрос Путина заставил страну прислушаться: "Где разница от цен, где деньги?" Прислушался, разумеется, и Миллер, вследствие чего сменилось руководство в "Газэкспорте".
Улучшение отношений с Украиной дало возможность приостановить незаконный отвод из трубы топлива, предназначенного для продажи в Западной Европе. А введение в строй второй нитки трубопровода Ямал-Европа, на которое Польша, судя по всему, согласна, может окончательно решить эту проблему.
Миллеру предрекали падение между раздвинувшихся стульев, на которых он якобы пытался усидеть. С одной стороны, ему нужно было поменять старую команду, а с другой - вернуть активы, но как это сделать, лучше всего знали старые менеджеры. Однако Миллер никуда не упал - он нашел такие доводы, на которые старая команда не смогла возразить. Но эта жесткость оправдывается тем, что она принесла плоды, а значит, в данной ситуации была вполне уместна. Среди них - начало восстановления контроля над "СИБУРом", "Пургазом" и "Запсибгазпромом".
Действуя в этом направлении "тихо и жестко", Миллер проявил себя миротворцем с давним мощным оппонентом "Газпрома". Наладить рабочие отношения с коммерческими партнерами - тоже на деле означает экономию. Осознав бесплодность лобовых конфликтов газовиков и энергетиков для обеих сторон, Миллер и Чубайс отказались от застарелого, как мозоль, "конфликта самолюбий" между "Газпромом" и РАО "ЕЭС России". И договорились, что в ответ на увеличение поставок газа для предприятий электроэнергетики во II квартале 2002 года на миллиард кубометров РАО "ЕЭС России" окажет содействие предприятиям "Газпрома" при выходе на оптовый рынок электроэнергии.
Таково положение дел в "Газпроме". Это еще не выздоровление, но уже произошел перелом. Появился новый стиль работы, нацеленный на снятие ненужных конфликтов и последовательное расчищение завалов. Конвертация политической поддержки Президента в экономические сдвиги к лучшему, осязаемым индикатором которых стал рост кредитного рейтинга, - явная заслуга Миллера. Зная управленческий стиль нового главы "Газпрома", можно предсказывать, что помпезных рапортов в ходе реструктуризации компании мы не услышим.
Между тем в будущем году Миллеру придется решать проблемы, которые не окажутся проще, чем до сих пор. От реформы верхушки ему надо будет перейти к реформе всей управленческой вертикали компании, от возврата активов к эффективной работе с ними. Кроме того, Миллеру по-прежнему придется балансировать между стратегическим альянсом с государством и рыночными требованиями. Это задачи высокой сложности, но было бы не верно категорически заявлять, что они невыполнимы.
Александр Захаров.
00:04 21.05
Лента новостей |
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |