Архив новостей → Закон неправильного бутерброда: если он падает...
Закон неправильного бутерброда: если он падает маслом вверх, значит, это не масло.
80 процентов продуктов, продающихся в наших магазинах и называемых маслом, на самом деле являются маргарином, а то и просто суррогатом. До 50 процентов молочных консервов и треть цельномолочных и кисломолочных продуктов, которые идут под традиционными названиями, не соответствуют этим названиям по составу.
Торт со взбитыми иллюзиями.
Настоящего сливочного масла у нас теперь днем с огнем не найдешь. Да и откуда ему взяться, если за последние 10 лет производство молока сократилось вдвое. Себестоимость литра молока, скажем, в Подмосковье равна в среднем 5 рублям, а на производство килограмма масла его нужно 25 литров. И если прибавить сюда другие производственные затраты, то 200-граммовая пачка такого масла будет стоить от 30 до 60 рублей.
По данным Национального фонда защиты потребителей, качественное сливочное масло у нас сегодня производится только в Вологодской, Архангельской областях, в Татарии, Башкирии и Краснодарском крае.
Однако же "маслом" у нас завалены все прилавки: "легкое" и "сверхлегкое", "мягкое" и "облегченное", "городское" и "старокрестьянское"... Но к сливочному маслу эти продукты имеют весьма отдаленное отношение либо вообще не имеют. Даже маргарином такие продукты не всегда можно назвать. Специалисты называют их комбинированными, или "желтыми жирами".
Из-за отсутствия сырья и низкой рентабельности производства делать настоящее масло стало невыгодно. Вольно или невольно производители стали переходить на более дешевые "новые технологии". В ход пошли растительные и животные компоненты, всевозможные заменители, наполнители, ароматизаторы, усилители вкуса, которые создают иллюзию молочного продукта. Особенно популярными стали в последнее время жиры морских млекопитающих и рыб (не путать с рыбьим жиром!). В принципе в самой идее комбинирования продуктов ничего страшного нет. Но что это за комбинации, в каких пропорциях - вопрос весьма интересный и с точки зрения полезности и безопасности, и с точки зрения экономики. Еще более интересный вопрос: почему такой продукт называют словом, которому он не соответствует, вводя нас в заблуждение?
Но если при покупке расфасованного масла серьезный и имеющий хорошее зрение покупатель еще может хоть как-то сориентироваться, внимательно изучив мелкий шрифт на этикетке, то, скажем, при покупке торта он оказывается совершенно беззащитным. Масло, как известно, является важнейшим компонентом многих пищевых продуктов: прежде всего хлебобулочных и кондитерских изделий. И если учесть, что истинного сливочного масла на рынке не более 20 процентов, можно только догадываться, что мы ежедневно едим. Масложировые смеси широко используются сегодня в производстве мороженого, детского питания, в косметике и парфюмерии. Но, может, это совсем и неплохо?
Холестерин в рекламном трюке.
В последнее время нам усиленно вдалбливают, что сливочное масло жутко вредно для здоровья. В нем-де очень много холестерина, который способствует образованию бляшек в сосудах, а вот "легкие и сверхлегкие масла", в которых сливочного масла кот наплакал или совсем нет, наоборот, очень полезны.
Директор ВНИИ молочной промышленности Владимир Харитонов считает: "Рекламные заявления об отсутствии холестерина - лукавство. Он в любом из этих продуктов есть. По большому счету заявления о вреде масла конъюнктурные. У нас уже были времена, когда медики твердили о его вреде - и потребление снижалось. Когда же потребовалось возбудить спрос, все заговорили о его полезности".
Что касается пресловутого холестерина, то в медицинской литературе по этому поводу говорится следующее: его запасы в организме столь велики (и это необходимо), что один-два бутерброда в день погоды ну никак не сделают. А больше двух бутербродов никто и не съест. Поэтому все разборки с холестерином не более чем рекламный трюк.
Главный научный сотрудник НИИ питания РАМН, доктор биологических наук профессор Михаил Левачев бесстрастен:
- Масло коровье - уникальный по усвояемости продукт. Оно богато витаминами А, В, D, кальцием, фосфором. Для детей молочный жир просто жизненно необходим, а вот заменители сливочного масла несозревшему детскому организму вредны. Ущербность сливочного масла в том, что в нем мало так называемых полиненасыщенных кислот. Например, человек должен получать в день 7 граммов линолиевой кислоты, а в 100 граммах сливочного масла ее всего 2-4 грамма. Поэтому в питании обязательно должно быть и сливочное, и растительное масло.
Обратим внимание: растительное масло. А вот тюленье, которое сегодня активно используется в масложировой промышленности, да и вообще любые жиры животного происхождения могут быть опасны для людей, страдающих сахарным диабетом, нарушениями холестеринового обмена, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Ряд британских ученых считает даже, что некоторые составляющие жирных кислот, в частности трансизомеры, которые входят в состав "желтых жиров", виноваты в рождении детей с низким весом, ухудшении качества молока у кормящих матерей, снижении иммунитета, а также секреции мужского гормона тестостерона и ухудшении качества спермы у мужчин!
Впрочем, немало и других ученых, которые убеждают, что трансизомеры жирных кислот, наоборот, приносят организму много пользы. "Ну и на здоровье, - говорит исполнительный директор Российского союза предпринимателей молочной отрасли Владимир Лабинов. - Если ваш продукт так полезен, зачем же его называть таким вредным словом "масло"? Дайте ему собственное имя".
Но мы же то и дело попадаем в нелепую ситуацию. Покупаемый продукт именуется маслом, а сертифицируется маргарином, но ни тем, ни другим по сути не является. Ни в наших ГОСТах, ни в словарях нет таких понятий - "масло мягкое" или "масло легкое". Как нет и названий множества других, новых для нас продуктов. Кто знает, например, что такое йогурт или кетчуп?
Понятно, что необходимо и как можно скорее принимать ГОСТы, которые все расставят по своим местам и именам. Это очевидно всем, и производителям, и потребителям, и органам контроля. Есть даже немало энтузиастов, которые готовы взяться за это дело и даже взялись. Но вот тут-то и начинается интрига.
И внебрачных надо регистрировать.
В цивилизованном мире действует международый свод законов Codex Alimentarius, который предусматривает: если в сложном продукте молока более 50 процентов, то это молочно-растительный продукт; если больше половины растительного компонента, то он должен называться растительно-молочным. То есть какого компонента больше, тот и ставится в наименовании продукта на первом месте. При этом кодекс требует, чтобы ни на этикетке, ни в торговых документах, ни в рекламе не было слов, рисунков и прочих обозначений, которые могут ввести покупателя в заблуждение. А у нас на каждой второй упаковке с растительным маргарином - буренка.
Уже несколько лет Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности (ВНИМИ) предлагает и у нас ввести систему наименований, принятую в Codex Alimentarius. Это прежде всего даст возможность потребителям правильно ориентироваться в выборе товара. Во-вторых, упорядочить налоговую и таможенную политику. Ведь одно дело брать налог с истинно молочной продукции, где огромные затраты и минимальная прибыль, другое дело - с молочно-растительной, где рентабельность уже на 10-15 процетов выше, и с растительно-молочной, где самая высокая рентабельность. Но благодаря существующей сегодня терминологии и кодированию производители и поставщики легко спутывают карты и скрывают реальную прибыль. Посмотрите на ценники в магазинах - все эти разномастные "масла" стоят примерно одинаково.
Производители "желтых жиров", которых поддерживает ВНИИ маслоделия и сыроделия, предлагают другое: все продукты со смешанным сырьевым составом назвать комбинированным продуктом. Что в этом продукте и сколько, по-прежнему останется загадкой. Единственное, что оговаривается, - массовая доля жира, а какого, не имеет значения.
Между прочим, когда в том же ВНИИ маслоделия и сыроделия по специальной методике исследовали почти все образцы импортного масла, имеющегося на нашем рынке, оказалось: в подавляющем большинстве из них есть антиоксиданты, которые в России запрещены. А в некоторых образцах, в частности прибалтийского и финского "сливочного масла", было обнаружено до 10 процентов немолочного жира, хотя при наличии даже одного процента такого жира продукт нельзя назвать сливочным коровьим маслом.
Российский союз предприятий молочной отрасли категорически против упрощенной классификации, поскольку она не решает всех проблем. Проблема безопасности остается: сегодня окольными путями, через Польшу и Литву, к нам идет большими партиями суррогатное сырье из Африки, Латинской Америки, стран Карибского бассейна и Малайзии. Понятно, что поставщикам этого "добра" совсем не нужно, чтобы оно регламентировалось государственным стандартом.
О чем лгут продукты?
Остается и проблема недобросовестной конкуренции. И главное - потребитель ничего не выигрывает. Ему по-прежнему придется долго вертеть в руках пачку и соображать, не проколется ли он в очередной раз.
- Нет ничего удивительного в том, что борьба интересов обостряется, - считает генеральный директор Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин. - По уровню криминализации я бы поставил масложировую промышленность на второе место после алкогольной. Реализация суррогатного масла приносит баснословные деньги. У нас более 360 предприятий, которые даже во время дефолта извлекали 400-415 процентов прибыли! Поставщики зарубежного сырья сейчас ходят по кабинетам государственных чиновников с толстыми конвертами. Потому и затягивается принятие ГОСТов, соответствующих мировым стандартам.
Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, Национальный фонд защиты потребителей заявил о готовности выступить заказчиком (и соответственно профинансировать) 12 государственных стандартов на молочную продукцию. В их разработке примут участие независимые эксперты, специалисты отраслевых научно-исследовательских институтов, не замеченные в лоббировании чьих-либо интересов. Первым документом будет стандарт "Термины и определения", который должен, наконец, защитить настоящее сливочное масло от примазавшихся и дать достойные имена незаконнорожденным плодам потребительского рынка.
Татьяна СМОЛЬЯКОВА.
То, что происходит сегодня с молочными продуктами, - отнюдь не локальная проблема. По большому счету это проблема национальной продовольственной безопасности. Трудно назвать пищевую отрасль, в которой не использовалось бы молоко и его производные. Тотальное вытеснение традиционных натуральных продуктов заменителями, порой искусственно синтезированными, с сомнительными питательными свойствами означает тотальное снижение качества жизни. Причем без реальной возможности выбора. Зато с реальным ухудшением здоровья населения, которое и без того не блещет. Уже на государственном уровне поднят вопрос о демографической катастрофе, но при этом почему-то в отношении такого важнейшего фактора выживания, как качество питания, делается вид, будто ничего не происходит.
Татьяна СМОЛЬЯКОВА.
00:04 02.02
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |