Архив новостей → (2).
(2).
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году.
Много претензий высказывалось жителями Чеченской Республики в адрес органов внутренних дел, в частности за задержку выдачи паспортов. Об этом Уполномоченный информировал Правительство Российской Федерации и МВД России. Министром внутренних дел Российской Федерации было принято решение об увеличении количества сотрудников паспортно-визовых служб, направляемых в республику для ускорения работы по выдаче паспортов населению. При этом предусмотрено, что сотрудники паспортно-визовых служб должны прибывать в Центры временного размещения граждан с соответствующим техническим оборудованием, необходимым для документирования, фотографирования и осуществления регистрационного учета граждан по месту пребывания и жительства. В результате принятых мер к настоящему времени в Чеченской Республике выдано около 70 тыс. паспортов, 113609 временных удостоверений личности, зарегистрировано по месту жительства 220994 человека.
В обращении к членам Совета Федерации "О создании условий для нормализации обстановки, защиты прав и свобод человека в Чеченской Республике" и в обращении к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Восстановление прав и свобод человека в Чеченской Республике - задача всех органов федеральной власти, мирового и европейского сообщества" Уполномоченный предложил создать парламентскую комиссию по расследованию фактов нарушений прав и свобод граждан в Чеченской Республике и провести парламентские слушания по этой проблеме. Комиссия создана, слушания состоялись 21 сентября 2000 года. Их рекомендации следует воплощать в реальную действительность.
В стране высок уровень преступности. И хотя по сравнению с прошлым годом в 2000 году несколько снизился показатель зарегистрированных преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких, ситуация в обществе продолжает оставаться напряженной.
Вместе с тем по данным пресс-центра Министерства внутренних дел Российской Федерации, в 31 субъекте Российской Федерации отмечено увеличение числа совершенных преступлений. Наибольшие темпы роста преступности зарегистрированы в Республике Ингушетия, Астраханской, Курской, Ульяновской областях и в г. Москве. Количество тяжких и особо тяжких преступлений увеличилось в 17 субъектах Российской Федерации, в Москве - более чем в 1,5 раза. Почти в каждом втором регионе России отмечается рост числа убийств, а в Амурской, Астраханской, Калининградской, Калужской, Смоленской, Тульской областях, в Еврейской автономной области и Магаданской области их число увеличилось почти в 1,5 раза.
Особую тревогу в настоящее время вызывает растущее изо дня в день количество жалоб граждан о безвестном отсутствии их родственников, знакомых, соседей. Вся информация по фактам бесследного исчезновения граждан направляется Уполномоченным в соответствующие силовые структуры и в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для проверки и принятия мер.
Половина из зафиксированных случаев похищения людей приходится на республики Дагестан, Северная Осетия-Алания, Чеченскую Республику, Московскую, Ростовскую, Самарскую, Свердловскую, Челябинскую области и города Москву и Санкт-Петербург.
В Чеченской Республике пропадают как военнослужащие, так и гражданские лица. Если в первую чеченскую войну имелась общая база данных пропавших без вести гражданских лиц, то сейчас этого нет. В 2000 году только аппаратом специального представителя Президента Российской Федерации по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике по поступившим обращениям граждан составлен и направлен в МВД России список пропавших без вести 462 жителей Чечни. В связи с этим начато 145 розыскных дел. (Доклад о деятельности специального представителя Президента Российской Федерации по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике за 2000 год. Москва - с.Знаменское Надтеречного района Чеченской Республики. 2000.).
Исчезают люди и в других регионах страны. Сообщения о таких преступлениях приводятся правозащитными организациями Астраханской, Пензенской, Саратовской, Тульской областей, Республики Кабардино-Балкария (Права человека в регионах Российской Федерации. М., 2000, Т.1).
Все чаще происходят похищения людей с целью получения выкупа, возвращения долга, шантажа, использования в качестве рабочей силы. Это становится промыслом, приносит немалые доходы.
Усилиями только правоохранительных органов с проблемой не справиться. Необходима помощь всех ветвей власти, всего общества.
В настоящее время безвестное отсутствие гражданина - проблема в большой степени конкретной семьи, человека. Так быть не должно. Российское государство обязано взять на себя заботу о создании единого центра, в который поступали бы данные о всех без вести пропавших. Необходима государственная политика по предотвращению захвата людей и по их освобождению.
Борьба с преступностью должна стать приоритетом государственной политики на современном этапе. Необходимо решить многие вопросы, в том числе и экономические, включая увеличение финансирования, повышение штатной численности оперативных и следственных работников, рост их заработной платы.
В борьбе с преступностью государство не должно само вступать на путь беззакония. Произвол со стороны работников правоохранительных органов в отношении граждан недопустим. Вместе с тем в милиции по-прежнему практикуются недозволенные методы обращения с задержанными по подозрению в совершении преступлений. Ради получения признательных показаний, показаний против других лиц в первые часы после задержания людей в милиции нередко избивают, подвергают жестокому обращению и пыткам. Имеются примеры, когда пытки приводили к смерти или тяжелым последствиям для здоровья задержанных.
В значительной степени подобные факты остаются безнаказанными. Немало пострадавших не заявляют о случившемся, опасаясь мести со стороны работников милиции или администрации мест принудительного содержания либо не надеясь на восстановление справедливости и защиту.
В органах внутренних дел не всегда соблюдаются требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств при расследовании уголовных дел, допускаются незаконные методы в отношении задержанных и арестованных в период предварительного следствия.
О неблагополучном положении в этой сфере свидетельствуют данные МВД России, согласно которым в 2000 году за различные правонарушения к уголовной и дисциплинарной ответственности привлечены 5146 сотрудников. За нарушение законности и преступления осуждено 1190 человек.
Жалобы на недозволенные методы воздействия и процессуальные нарушения при проведении дознания либо предварительного расследования составляют одну четвертую часть от общего количества жалоб на действия должностных лиц правоохранительных органов, поступающих Уполномоченному.
Такие обращения можно разделить на две группы: жалобы на недозволенные методы физического и психологического воздействия со стороны сотрудников милиции и жалобы на действия сотрудников МВД России в связи с нарушениями уголовно-процессуального законодательства (например, на незаконное возбуждение уголовного дела следователями отделов внутренних дел, либо на постановления о прекращении уголовного дела, на незаконное изъятие вещей при обыске и так далее). При этом нередко на практике одновременно имеют место оба вида нарушений. Например, признательные показания получают у подозреваемого с применением физического насилия, а затем составляется протокол допроса, в котором человек вследствие побоев или иных недозволенных методов воздействия признается в преступлении, которого не совершал.
В подавляющем большинстве жалоб на приговоры судов имеются сведения о том, что на стадии дознания либо предварительного следствия с целью получения показаний о признании вины по отношению к задержанным применялось физическое или психологическое насилие, сотрудниками милиции допускались нарушения уголовно-процессуального законодательства, что, по мнению заявителей, и повлекло вынесение неправосудных приговоров.
Так, из жалобы гражданина Т. (вх. N ПР-Т-15) следует, что он подвергся нападению милицейского наряда, когда гулял в парке поздно вечером с собакой. Работникам милиции показалось, что он задел их автомашину, хотя в действительности сам водитель едва не сбил его. Сотрудник милиции ударил Т. кулаком в лицо, вытащил пистолет, выстрелил несколько раз в собаку, ранив ее, после чего вызвал дополнительный наряд милиции в количестве 8 человек, которые без какой-либо необходимости скрутили гражданину руки, избили его и доставили в дежурную часть милиции. В результате заявитель получил сотрясение головного мозга и другие повреждения, был госпитализирован и впоследствии из-за травмы стал инвалидом II группы. Хотя гражданин Т. сразу же обратился в прокуратуру г. Серпухова, проверка по его заявлению проводилась более пяти месяцев, после чего в возбуждении уголовного дела было отказано. Суд первой инстанции отменил указанное постановление, однако права Т. так и не были восстановлены. Прокуратура Московской области взяла на контроль рассмотрение этого дела после вмешательства Уполномоченного.
В письмах граждан приводятся факты нарушений со стороны работников правоохранительных органов, которые с целью получения признательных показаний по уголовному делу задерживают предполагаемого правонарушителя за якобы совершенный им административный проступок и фальсифицируют материалы для того, чтобы подвергнуть задержанного административному аресту.
Например, гражданин Р. (вх. N Р-205) был задержан по подозрению в совершении убийства в доме своей знакомой в г. Малоярославце Калужской области и сразу же доставлен в местный отдел внутренних дел. В тот же день работники милиции представили в суд протокол, из которого следовало, что он "ругался на улице нецензурной бранью, а на замечания не реагировал". Несмотря на то что Р. отрицал данный факт, двое работников милиции засвидетельствовали это и судья подверг его административному аресту сроком на 6 суток.
По-прежнему без достаточных оснований граждане помещаются в изоляторы временного содержания (ИВС), в следственные изоляторы (СИЗО), где путем угроз, шантажа задержанных вынуждают к даче показаний, чаще всего к самооговору. Только в первом полугодии 2000 года в органы прокуратуры Российской Федерации поступило 4087 жалоб на недозволенные методы ведения дознания и предварительного следствия в органах внутренних дел, из которых 160 признаны обоснованными.
Нарушения прав человека сотрудниками органов внутренних дел являются одной из серьезнейших проблем российского общества. Уполномоченный вместе с неправительственными правозащитными организациями не раз ставил вопрос перед руководством правоохранительных органов России об использовании мер пресечения, адекватных правонарушению и личности гражданина его совершившего.
При посещении Уполномоченным в Капотне (г. Москва) следственного изолятора УИН Минюста России имел место следующий факт - по одному и тому же уголовному делу (кража) под стражей находились два брата. Один - безработный, без семьи. Другой - имеет семью и на работе был на хорошем счету. Однако оба с санкции прокурора были арестованы, что в отношении одного из братьев не было необходимо.
В 1999-2000 годах Уполномоченный неоднократно обращался к депутатам Государственной Думы с предложением внести изменения в Закон Российской Федерации "О милиции", запрещающие применение физической силы и спецсредств в отношении граждан, не представляющих угрозы обществу. Так, в заключении Уполномоченного на Закон Российской Федерации "О милиции", направленном в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва, предлагалось уточнить положения статей 13 и 14, которые противоречат статье 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и дают достаточно широкие возможности для применения работниками милиции физических и специальных мер воздействия в отношении граждан. Необходимо также внести в закон дополнение, согласно которому применение физической силы и специальных средств в случаях, не представляющих большой общественной опасности, квалифицируется как бесчеловечное или унижающее обращение и влечет за собой установленную законодательством ответственность.
В настоящее время стражам порядка противостоит хорошо отлаженная и разветвленная сеть преступных сообществ, отличающихся особой жестокостью. В борьбе с криминалом гибнет немало достойных сотрудников милиции.
Тем не менее неправомерно использовать в отношении граждан, совершивших незначительные правонарушения, а нередко и просто законопослушных граждан такие же методы, как и в отношении опасных преступников.
Уполномоченный через средства массовой информации неоднократно выражал свое несогласие по поводу операций, проводимых правоохранительными органами с использованием автоматов, камуфляжа, наручников, масок в случаях, когда в этом не было необходимости. Все это приводит к тому, что люди боятся работников правоохранительных ведомств.
Эта жестокость не воспринимается гражданским обществом, теми, кто не нарушает закон. Необходимо менять стиль и методы работы милиции. Они должны вызывать уважение у широких слоев населения, вселять уверенность в их защищенности.
Структуры, созданные для того, чтобы защищать человека, его права и свободы, порою грубо и систематически их нарушают. Попытки оказывать силовое давление на граждан противоречат современным демократическим принципам. Мириться с этим нельзя. Без опоры на широкую общественную поддержку с преступностью не справиться и порядка в стране не навести.
В докладах международных и российских неправительственных правозащитных организаций, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации также содержатся данные о нарушениях прав граждан работниками милиции.
Проблема недозволенных методов воздействия на задержанных, подозреваемых, обвиняемых, свидетелей может быть решена только путем принятия комплекса мер, направленных на искоренение фактов нарушений законности в системе Министерства внутренних дел и Министерства юстиции Российской Федерации.
В 2000 году Президенту Российской Федерации, в Федеральное Собрание Российской Федерации, Министерство внутренних дел и Министерство юстиции Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в средства массовой информации был направлен специальный доклад Уполномоченного "О нарушениях прав граждан сотрудниками Министерства внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации". В нем обобщены типичные и носящие массовый характер нарушения прав человека со стороны сотрудников правоохранительных органов, освещена деятельность Уполномоченного по защите и восстановлению нарушенных прав граждан, а также предложен комплекс экономических, законодательных, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений. Уполномоченный предложил руководству правоохранительных органов рассмотреть на коллегиях МВД России и Минюста России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации обозначенные в специальном докладе проблемы и принять необходимые меры по предотвращению нарушений прав человека.
Предложения и рекомендации специального доклада были обсуждены и получили поддержку на Всероссийском совещании-семинаре руководителей воспитательных органов аппаратов внутренних дел и внутренних войск МВД России 28 ноября 2000 года. На состоявшемся в Москве 12-13 января 2001 года Всероссийском совещании работников прокуратуры также обсуждались данные вопросы и приняты соответствующие решения. Поставленные вопросы рассматривались и на коллегии Министерства юстиции Российской Федерации.
По сообщению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, в связи с важностью и актуальностью проблем, поднятых в специальном докладе Уполномоченного, работа в этой области взята на контроль Администрацией Президента Российской Федерации и руководством правоохранительных органов.
Деятельность Уполномоченного и его рабочего аппарата способствует пересмотру решений государственных органов, которые представляются необоснованными.
Шесть месяцев жительница Псковской области гражданка Я. (вх. N Я-18) добивалась привлечения к уголовной ответственности лиц, изнасиловавших ее несовершеннолетнюю дочь. Только после соответствующего запроса Уполномоченного в Генеральную прокуратуру Российской Федерации прокуратура Псковской области пересмотрела свое решение от 22 марта 2000 года и возбудила уголовное дело по этому факту.
Постановлением Читинского областного суда по протесту заместителя председателя Верховного Суда Российской Федерации изменен приговор Краснокаменского городского суда от 28 октября 1997 года в отношении гражданки Б. (вх. N Б-497). Она была осуждена к 5 годам и 6 месяцам лишения свободы за убийство сожителя, длительное время издевавшегося над нею. Осужденная неоднократно просила о смягчении наказания. После обращения Уполномоченного ее жалоба была признана обоснованной, и срок наказания ей был снижен до 3 лет. В настоящее время гражданка Б. освобождена из колонии, так как срок ее наказания истек.
После обращения Уполномоченного постановлением президиума Ростовского областного суда от 20 января 2000 года устранены нарушения закона, допущенные Неклиновским районным судом по делу гражданина Р. (вх. N Р-234). Он был осужден 10 июня 1999 года за попытку украсть двух кур и гуся общей стоимостью 170 рублей к 4 годам и 6 месяцам лишения свободы. Надзорной инстанцией вид режима для Р. заменен со строгого на общий. С учетом изменения объема обвинения, а также обстоятельств дела президиум суда счел необходимым применить в отношении Р. статью 64 Уголовного кодекса Российской Федерации и снизить назначенное ему ранее наказание до 2 лет лишения свободы. Такие приговоры вызывают недоумение у широких слоев населения.
Неразумно и незаконно за такие деяния отправлять людей за решетку, есть и другие меры наказания, не связанные с лишением свободы. Ведь Россия формируется как правовое демократическое государство, и это должно проявляться в деятельности всех ветвей власти.
Одним из неотъемлемых прав человека является право на жизнь. Однако вопрос о применении смертной казни в России длительное время не находит окончательного решения. Опросы общественного мнения свидетельствуют, что почти 71 процент россиян считают смертную казнь наиболее эффективной мерой в борьбе с преступностью, требуют ее сохранения. За немедленную отмену смертной казни высказалось лишь 5 процентов опрошенных, за постепенную - 16 процентов. Такова реакция людей на рост преступности, который захлестывает страну.
Более четырех лет в Российской Федерации действует мораторий на исполнение смертных приговоров, введенный Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы".
Принято Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П, согласно которому смертная казнь не может назначаться, пока суды присяжных не будут введены во всех субъектах Федерации.
Объявив мораторий на вынесение и приведение в действие смертных приговоров, страна столкнулась с рядом серьезных проблем, организационных и финансовых. Одна из них - это значительные финансовые расходы, которые ожидают Россию в связи с обеспечением соответствующих условий содержания лиц, которым смертная казнь заменена на пожизненное лишение свободы.
В условиях активизации преступности и участившихся случаев террористических актов ряд глав субъектов Российской Федерации, некоторые депутаты Государственной Думы, общественные деятели через средства массовой информации предложили отменить мораторий на смертную казнь за совершение особо тяжких преступлений.
Российские и международные правозащитные организации отмечали, что в России возможны судебные ошибки и имеются случаи, когда смертный приговор приводился в исполнение, а преступник оставался на свободе.
Один характерный пример. В результате усилий правозащитников и вмешательства Уполномоченного Верховным Судом Российской Федерации был отменен приговор в отношении С. Михайлова (вх. N М-304), осужденного в 1995 году к смертной казни за убийство восьмилетней девочки. По данному делу уже в 1997 году появились вновь открывшиеся обстоятельства, указывающие на то, что С. Михайлов этого преступления не совершал.
Уполномоченный дважды обращался к Генеральному прокурору Российской Федерации с ходатайством о направлении уголовного дела и материалов производства по вновь открывшимся обстоятельствам в Верховный Суд Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации своим определением от 25 апреля 2000 года отменил судебные решения в части осуждения С. Михайлова и направил дело для производства нового расследования. В дальнейшем прокуратурой Вологодской области 20 июля 2000 года уголовное дело в отношении С. Михайлова прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления. Более того, в ходе нового расследования были установлены, а затем и осуждены лица, которые совершили инкриминируемые Михайлову преступления.
Уполномоченный выступает за исключение смертной казни из всех статей Уголовного кодекса Российской Федерации и призывает Федеральное Собрание Российской Федерации ратифицировать Протокол N 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающий смертную казнь.
2. Нарушение экономических и социальных прав граждан.
Конституция Российской Федерации закрепляет широкий комплекс экономических и социальных прав граждан. К их числу относятся права:
- на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
- на защиту от безработицы;
- на установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск;
- на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;
- на жилище;
- на охрану здоровья и медицинскую помощь и другие.
Соблюдение этой категории прав человека возможно в том случае, когда экономическое развитие общества позволяет реально обеспечить большинству его членов достойный жизненный уровень и когда создан эффективный правовой механизм для их осуществления. Именно действенные гарантии социально-экономических прав и законных интересов граждан являются предпосылкой формирования правового государства и гражданского общества.
В 1999 - 2000 годах усилиями всех ветвей власти удалось изменить негативные тенденции в экономике страны. В течение почти двух лет растет промышленное производство. Состояние экономики позитивно сказывается на исполнении федерального бюджета.
Но эти изменения не привели к улучшению жизни миллионов пенсионеров и основной массы населения страны. Экономическое падение было настолько сильным, что потребуются годы экономического подъема, чтобы общество почувствовало реальное улучшение качества жизни.
00:04 16.05
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |