Архив новостей → Почему Потанин не хотел уходить из...
Почему Потанин не хотел уходить из Правительства...
Скандал.
Последнее соглашение между Правительством РФ и правительством Индии о предоставлении последней кредита под закупку российской военной техники и финансирования других программ в области военно-технического сотрудничества подписано в сентябре 1992 года.
В конце прошлого года Правительство РФ постановило продлить срок действия соглашения с Индией и согласовать с ней перераспределение неиспользованной части (в 375 миллионов долларов) от ранее выделенного кредита. Одновременно государственное унитарное предприятие ВПК "МАПО" должно было провести переговоры с индийской стороной о поставке истребителей МиГ-29 в счет этой неиспользованной части кредита и подписать соответствующие контрактные документы.
Но, как известно, отечественный военно-промышленный комплекс испытывает острую нехватку оборотных средств, и прежде чем заработать на продаже МиГов, государству надо вложить деньги в их производство. Таким образом, Минфину поручалось "обеспечить финансирование закупок на внутреннем рынке спецтехники, поставляемой Республике Индия, за счет средств федерального бюджета...".
Ничего крамольного в данной финансовой схеме нет. Чтобы крупная сделка смогла провернуться, традиционно на рынке вооружений страна-продавец дает кредит не слишком состоятельному покупателю, чтобы тот не только вернул его через 5њ7 лет с процентами, но и кредит истратил на закупки оружия. С учетом российской специфики "МАПО", получив деньги от индусов, должно вернуть их в казну, с лихвой компенсировав ей первоначальные затраты на финансирование производства МиГов.
Но российская "специфика" сделки этим не ограничилась.
Известно, что переговоры по закупке вооружений њ процесс деликатный. Чем закончились переговоры ВПК "МАПО" с индийской стороной (если они начинались) о поставке МиГ-29 в счет неиспользованной части кредита њ информация, очевидно, конфиденциальная. Во всем мире, пока сделка не заключена, стороны предпочитают помалкивать, чтобы ее не расстроить.
Однако в данном случае есть и другие интересы, чтобы придать этой информации даже не конфиденциальность, а секретность. Эти интересы далеко не государственные и не политические, скорее, они корыстные.
Ни в государственной компании "Росвооружение", ни в самом ВПК "МАПО" редакции не подтвердили существование контракта о поставке в Индию самолетов МиГ-29, заключенного в 97-м году. По сведениям, полученным из самого "МАПО", последний контракт, подписанный в январе 95-го на поставку Индии 10 истребителей за 200 миллионов долларов, выполнен "МАПО" в ноябре того же года. Велись переговоры о поставке учебно-тренировочных самолетов МиГ-АТ, но они затормозились в связи с реорганизацией "МАПО" и смещением с поста его председателя А. Безрукова. Но перепутать МиГ-АТ с МиГ-29 так же сложно, как "Жигули" с "мерседесом".
Еще в начале февраля этого года, за четыре месяца до отставки, А. Безруков пишет письмо первому зампреду Правительства В. Потанину (временно оставившему тогда пост главы ОНЭКСИМ Банка) и просит выделить из федерального бюджета 75 процентов от валютной стоимости контракта, подписанного с индийской стороной, закупающей МиГ-29 и имущество к ним. В письме говорится, что вопрос согласован с первым заместителем министра финансов А. Вавиловым. А о контракте на поставку МиГ-29 сообщается как о факте.
Малоправдоподобно, чтобы глава "МАПО" ввел в заблуждение первого зампреда Правительства. Потому что уже две недели спустя появилось соглашение между Минфином и "МАПО", в котором слово в слово воспроизведен знакомый абзац: Минфин направляет ВПК "МАПО" бюджетные ассигнования в размере стоимости контракта, подписанного с индийской стороной, с учетом коэффициента 0,75. Под соглашением со стороны Минфина стоит подпись первого заместителя министра А. Вавилова.
Любой нормальный человек, прочитав строчку: "Минфин направляет бюджетные ассигнования...", совершенно справедливо решит, что средства из Минфина перечисляются "МАПО". Но здесь-то и начинается настоящая российская "специфика". Появляется дополнительное соглашение, где говорится уже о том, что Минфин финансирует производство истребителей не деньгами, а облигациями внутреннего государственного валютного займа РФ седьмой серии. Каким образом так называемые "вэбовки" (валютные облигации) используются в производстве истребителей? Да никаким. Чтобы закупать комплектующие и выплачивать зарплату своим работникам, "МАПО" все равно пришлось бы обратно продать облигации на рынке, чтобы получить живые деньги.
Ответ, для чего все это делалось, проясняется по мере того, как открываются пути загадочного блуждания бюджетных денег.
Все тот же заместитель министра финансов А. Вавилов подписывает поручение банку "Международная финансовая корпорация" (МФК) приобрести на рыночных условиях облигации внутреннего государственного валютного займа с зачислением на счет "депо" ВПК "МАПО" N .... И дальше: "средства в сумме 150.000.000,00 (сто пятьдесят миллионов) долларов США для приобретения вышеуказанных облигаций будут переведены в пользу АКБ МФК на ваш счет в Bank of New York N...".
Тем же числом за подписью А. Вавилова во Внешэкономбанк ушло поручение о переводе на указанный счет МФК в Нью-Йорке с интервалом в три дня 55 и 95 миллионов долларов (в сумме 150). Из других документов следует, что в том же заокеанском направлении с той же целью "профинансировать" "МАПО" из Главного управления федерального казначейства Минфина в адрес МФК через счета его единоутробного брата њ ОНЭКСИМ Банка уходят 95 и 81 миллион долларов.
Любопытно, что А. Вавилов извещает перед этим председателя правления МФК С. Осинягова, как поступят деньги: "55 миллионов долларов США из Внешэкономбанка через Внешторгбанк... и 95 миллионов долларов США њ из АКБ "ОНЭКСИМ Банка". Про 81 миллион долларов ни слова. Сколько денег на самом деле закачали в МФК? В письме А. Безрукова А. Вавилову идет речь о выделении "МАПО" 231 миллиона долларов. Что и получится, если сложить 55, 95 и 81 миллион.
Банк МФК ответил Минфину, что на 55 миллионов долларов, фактически полученных на счет в Нью-Йорке, приобретены облигации внутреннего государственного валютного займа седьмой серии номиналом 132 миллиона долларов и зачислены на счет "депо" "МАПО" в Уникомбанке.
Хочется начать не с вопроса, куда делась разница в 95 или 136 миллионов долларов. Интересно узнать, зачем вообще понадобилось гонять деньги через океан и переводить миллионы казенных долларов в облигации ОВВЗ? Хотя вопрос риторический. Банк МФК покупал ОВВЗ по поручению Минфина, очевидно, не бесплатно. Во-первых, ОВВЗ, как любая ценная бумага, котируемая рынком, имеет цену покупки и продажи, и эта разница, то есть маржа, составляет прибыль посредника. Во-вторых, с чисто технической стороны любая операция банка имеет свою стоимость. Исходя из экспертных оценок можно предположить, что банк МФК, оказав услугу заместителю министра финансов, заработал 3њ5 миллионов долларов. Кто кому на самом деле оказал услугу, стало ясно спустя несколько недель, после того как А. Вавилов покинул Минфин и возглавил банк МФК.
Но это еще не все. В дополнительном соглашении между Минфином и "МАПО" есть такая любопытная строчка: "Номинальная (нарицательная) и текущая рыночная (с учетом накопленного купонного дохода) стоимости облигаций... Так же сумма, принимаемая в зачет бюджетного финансирования по Соглашению, определяется Сторонами в Протоколе к Соглашению".
Если, к примеру, на 55 миллионов долларов можно купить ОВВЗ седьмой серии номиналом в 132 миллиона долларов, то понятно, сколь велико между этими суммами поле для соглашения. Соглашение њ это всегда уступка, а всякая уступка тоже имеет свою цену. Если учесть, что рыночная цена облигаций по мере приближения срока погашения приближается к номинальной, то становится ясно њ поймать за руку договорившиеся стороны как-то и неловко. Купили дешевле њ зачли дороже.
Впрочем, и в этой части сделку можно подвергнуть экспертизе на предмет упущенной для казны выгоды или таковой, полученной другими за казенный счет. Если бы сама сделка по продаже Индии самолетов МиГ-29, во имя которой банки и взяли на себя столько приятных хлопот, имела место.
Может, все деньги вернулись обратно в казну? К сожалению, в Минфине это выяснить не удалось. Но если принять во внимание заявление главы Центробанка С. Дубинина о том, что ему известны как минимум два случая, когда операции с ценными бумагами нанесли федеральному бюджету ущерб в 200 миллионов долларов каждый, то возвращение казенных денег в бюджетные закрома не обещает быть скорым. Причем на вопрос, какое отношение к этим операциям имеют Вавилов и Потанин, глава ЦБ отреагировал: "Комментировать не буду".
Сказал так, что можно было понимать как отсыл к прокурору.
P.S. Как сообщил помощник Генерального прокурора РФ, недавно состоялась встреча Ю. Скуратова и С. Дубинина.
Борис МИТИН.
00:04 09.07
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |