Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейЦену хлеба спроси у...

Цену хлеба спроси у...

Политика, когда речь заходит о хлебе, может быть выше экономики.

Средние розничные цены на хлебобулочные изделия в Челябинске не самые высокие. Если говорить об Уральском регионе, мы где-то в середине. По данным областного комитета по политике цен, в начале марта килограмм хлеба первого сорта стоил у нас 4,44 рубля. Дешевле был в Кургане (3,13), Ижевске (3,85), Уфе (4,40). Дороже - в Оренбурге (4,58), Екатеринбурге (4,84), Тюмени (5,43).

Но розничные цены включают в себя торговую накрутку, а потому позволяют увидеть несколько искаженную картину только с одной стороны. Отпускные цены предприятий-изготовителей иные. Как утверждают хлебопеки, Челябинск ныне стал одним из самых "дешевых" городов региона (по информации на 29 марта:

хлебокомбинат N 1 продавал килограмм хлеба первого сорта за 3,61 рубля, ассоциация "Хлебпром" - за 3,85). Выше отпускные цены были в Кургане (3,67), Ижевске (4,25), Тюмени (4,34), Екатеринбурге (4,40), Перми (4,45) и даже Златоусте (5,16).

Выходит, промышленный мегаполис, где, по выражению одного из известных целителей, ощущаешь лишь вкус жареного металла, теперь можно назвать еще хлебным оазисом. Потребителей (то есть всех нас) это, безусловно, радует. Но отчего это вдруг? Заводы хлебопекарной промышленности у нас оборудованы не по последнему слову техники. Производство со стороны местной власти не дотируется. А экономических чудес на свете, как известно, не бывает.

Попробуем разобраться. Челябинский хлебный рынок поделен между несколькими предприятиями-одиночками и промышленными группами. Хлебозавод N 1 (председатель совета директоров М. Юревич) удерживает здесь пальму первенства, выпуская до 130 тонн хлебобулочных изделий в сутки. До 60 тонн поставляет к столам земляков ассоциация "Хлебпром", куда входят хлебозаводы N 2, 5, 6, 7 (президент С. Мительман). По 8-10 тонн выпекают комбинат хлебопродуктов им. Григоровича, хлебозавод N 3, фирма "Мэри".

Группа этих лидеров кажется монолитом без разломов и трещин. Однако при рассмотрении индивидуальных черт видны особенности, которые побуждают крупных производителей ходить строем, но все-таки свободной походкой.

КХП им. Григоровича живет, пожалуй, лучше большинства. "На хлебе" его рентабельность в пределах 12-14 процентов, поскольку мука своя. "Это ничего в условиях, когда инфляция, по неофициальным данным, составляет 15 процентов в месяц", - говорит об экономических показателях Алексей Дикопольцев, вице-президент "Союзпищепрома", куда головной организацией входит комбинат. Но переписывать ценники в будущем все равно придется. Это вопрос времени. Резкий рост, прогнозируют специалисты, скорее всего, произойдет в апреле, когда, истощив старые запасы, предприятия с алтайского и красноярского начнут переходить на казахстанское зерно, которое в 1,5 раза дороже.

У хлебопеков - своя профессиональная гордость. "Приятно, когда люди едят твой хлеб", - делится руководитель частного предприятия "Мэри" Анзори Атобадзе. Однако проблем после 17 августа у "Мэри" заметно прибавилось. Рентабельность упала втрое, и сегодня она, по словам А. Атобадзе, "маловатенькая". Килограмм муки раньше стоил, как "кирпичик" хлеба. Ныне эта пропорция нарушена.

Виктор Карапузиди, заместитель директора хлебозавода N 3, поведал, что на его предприятии прибыль "в пределах нуля", если не отрицательная. Другой и быть вряд ли может, если 600-граммовая булка из муки первого сорта стоит 2,35 рубля, а саму муку тот же КХП им. Григоровича продает, к примеру, за 3,20.

Положение тяжелое, соглашается и президент "Хлебпрома" С. Мительман. Если б не сырье... Другие составляющие (расходы на электроэнергию, транспортные перевозки) не столь велики. Зарплата в стоимости хлеба тоже занимает 10-12 процентов. Даже если ее повысить немного, существенно это картину не изменит. Когда мука дорожает в 2,5 раза, а хлеб только на 20 процентов, у нормальной экономики развивается болезнь с осложнениями.

Но, с другой стороны, если ценами недовольны все или почти все производители, что мешает им выбрать простейший путь - переосмыслить ценовую политику? Одна из причин - соперничество, борьба за покупателя. Треть производственных мощностей в хлебопекарной отрасли простаивает, и это убеждает в том, что конкуренция - не плод фантазии. А раз так, "подставляться", теряя клиентов, первыми принимать огонь на себя - никому не хочется. Тем более, что для ряда предприятий подобный шаг, сделай они его в одиночку, окажется совершенно бессмысленным.

"Цены ведь не только мы устанавливаем", - заметили на хлебозаводе N 3. Директор "Мэри" А. Атобадзе выразился еще определеннее: "Это Мительман и Юревич могут себе позволить, а я между ними - мелкая рыбка".

Задать тон "Хлебпром" и хлебозавод N 1 и вправду способны (они сообща "держат" 85 процентов хлебного рынка). Не раз, кстати, доказывали: когда они вместе - это сила. Но вместе ли "киты" теперь?

После прошлогоднего августовского обвала М. Юревич предложил стиснуть зубы и не повышать цены на хлеб до 1999 года. С. Мительман ответил согласием. Поддержали эту инициативу и остальные товарищи-соперники (ничего другого им не оставалось).

Год хлебопеки завершили, как обещали, - на старых ценах. А 11 января было объявлено повышение - в среднем на 10-12 процентов. Менее чем через месяц - новый рост, но опять небольшой. Внимательные наблюдатели на сей раз уже заметили некоторый разнобой в действиях "хлебных королей". И это, несмотря на их встречи и согласования. С. Мительман, как и договаривались, скомандовал поднять цены с 1 февраля. Юревич "притормозил" процесс на несколько дней. Тем самым выиграл у "Хлебпрома" и политически, и экономически. Последний потерял в глазах земляков (как зачинщик ценовой гонки) и в деньгах (покупатели, естественно, брали более дешевый хлеб).

Внешне все выглядело, как прежде, но неявный след черной кошки пунктиром пролег между двумя промышленными группами. О "рассогласованности" действий говорит и некая противоречивость публичных высказываний. Около месяца назад С. Мительман сообщил, что цена на хлеб, скорее всего, будет ежемесячно понемногу расти, пока экономика не поправится. Другими словами, хлеб должен подорожать хотя бы вдвое, если мука стала дороже в 2,5 раза.

Минул март - все осталось по-прежнему. М. Юревич и С. Мительман обсуждали общую стратегию, но пришли к разным выводам. Юревич сказал: еще рано, надо подождать, цена на хлеб не такая уж низкая...

Говорят, в свое время председатель совета директоров хлебокомбината N 1, "Макфы" и Сосновского КХП набирал силу не без помощи "Хлебпрома". Но прошло время, и теперь уже Мительману впору позавидовать Юревичу, ставшему на хлебном рынке первой вип-персоной. Не зря столичный журнал "Профиль" посвятил Михаилу Валерьевичу целую главу. "Звезда... самого молодого из известных предпринимателей Челябинской области взошла в 1995 году, - рассказывалось на его страницах. - Сколотив первоначальный капитал на оптовой торговле питанием, несколько молодых энергичных ребят из фирмы "Темп ЛТД" во главе с 27-летним Юревичем решили, что торговать хорошо, а производить - еще лучше".

Первым объектом коммерческого интереса Михаила Валерьевича стала макаронная фабрика ("Макфа"). Воцарившись на ней, он со своими "мальчиками" повел себя совсем не по-детски, пишет журнал. Многих уволили без сантиментов. Квартиры, которые строили на деньги фабрики для рабочих, решили бесплатно не отдавать. Поэтому была громкая история с судами и истериками.

Дальше - больше. На производственный скелет начали наращивать "мясо". Настала пора подумать об информационном обеспечении. "Свою наступательную позицию на рынке, - замечает "Профиль", - Юревич подкрепляет агрессивной рекламной кампанией. Работает на него целая промоушн-служба во главе с популярным в городе радио- и телеведущим". Понятное дело, не обошлось и без упоминания о скупке четверти акций "Вечернего Челябинска". "Разумеется, - продолжает журнал, - при такой раскрутке о богатстве Юревича слагают легенды: говорят о счетах в иностранных банках, о заграничных виллах и пентхаусах".

Хлеб - социальный продукт. И тот, кто его производит (тем более, в количествах внушительных), обречен на известность. Это помогло в свое время завоевать "электорат" С. Мительману, А. Берестову (оба - депутаты Законодательного собрания). Но М. Юревич глядит дальше. Городской и областной уровень для него не предел. Как свидетельствуют некоторые источники, Михаил Валерьевич собирается попробовать свои силы на выборах в Госдуму. Предположительно, баллотироваться будет по Калининскому избирательному округу, где его возможными политическими конкурентами станут также люди известные, среди которых ряд наблюдателей называют нынешнего генерального директора ЧЭМК Виктора Чернобровина.

Понятно, выходить на предвыборное "ристалище" следует подготовленным, имея за плечами не только пресс-группу, но и громкие, популярные дела, к коим, без сомнения, можно отнести и сдерживание ценовой гонки. Но, набирая политические очки, М. Юревич, вполне вероятно, может также решить и попутную задачу - экономически измотать конкурента. Имея в резерве собственную муку (Сосновского КХП), он тверже стоит на ногах. У него есть запас прочности, которого лишен С. Мительман. Почему бы не разыграть эту карту?

Полгода при нынешней рентабельности в 3 процента президент "Хлебпрома" обещает продержаться. Потом, если ничего обнадеживающего не произойдет, предрекает своей ассоциации большие сложности: вымывание оборотных средств у ее заводов, задержки зарплаты, платежей в бюджет, износ, поломки оборудования, которое не на что будет ремонтировать. Тогда на хлебном рынке М. Юревич действительно станет некоронованным королем. А монополия - это всегда чревато. Любое производство, лишенное противовеса в лице сильного конкурента, очень скоро способно превратиться в "диктатора" с соответствующими замашками.

...Сейчас, сказал С. Мительман, надо поднимать цены хотя бы на 20 процентов. Вместо этого "в качестве весеннего подарка жителям Челябинска" снизил их "на рознице" в шести фирменных магазинах. Показал тем самым, что нынче, когда хлебозаводы "работают в ноль", торговле тоже следует быть "скромнее" - делать наценку в пределах 10-15 процентов, а не 20-25, как принято. Этот нелогичный, на первый взгляд, шаг, имеет свою логику. Если нельзя поднять цены на предприятиях, их опускают в фирменной торговой сети, стараясь привлечь дешевизной новых покупателей и за счет этого "увеличить обороты" производства, экономя на издержках. Когда не остается ничего другого, в ход идут и такие приемы.

Евгений КИТАЕВ.

От редакции. Когда эта статья была готова к печати, в газету обратился председатель совета челябинского городского общественного движения "Защита прав человека" А. Суздалов. Материал, который он предложил для публикации в "Челябинском рабочем", продолжает "хлебную тему" и касается последних инициатив М. Юревича. Он отражает точку зрения А. Суздалова и позицию возглавляемого им движения.

  00:04 01.04  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU