Архив новостей → Какие же они "эмигранты"?
Какие же они "эмигранты"?
Российские офицеры ценятся в белорусской армии.
ВТОРОЙ полк дивизии Ракетных войск стратегического назначения, дислоцированный под Читой, в шутку называли "белорусским". Хотя причина для этого имелась весьма серьезная. До начала 90-х дивизия располагалась в Беларуси, а большинство офицеров и прапорщиков полка были уроженцами здешних краев. Многие из них по выслуге лет собирались вернуться домой. Кто-то впоследствии так и сделал, а некоторые по-прежнему верой и правдой служат России.
Молодой выпускник Донецкого высшего военно-политического училища инженерных войск и войск связи Михаил Ключко пытался вернуться домой дважды. Он начал свою офицерскую карьеру на космодроме Байконур. Перспективы дальнейшей службы рисовались весьма радужные, пока не грянули беловежские события, после чего Байконур стал собственностью суверенного Казахстана. Офицеры стали срочно подыскивать новое место службы. Среди них оказался и Михаил. Услышал, что в белорусскую армию вроде бы принимают земляков, служивших "за пределами". Обратился в Министерство обороны Беларуси, но там ответили: офицерами они укомплектованы "выше крыши" и вакансий не предвидится.
Пришлось Михаилу оформляться в выводимую из Мозыря дивизию РВСН. Ее подразделения разбросали по всей России, а второй "белорусский" полк оказался под Читой. Как и всем российским военным забайкальским "стратегам", пришлось Михаилу на себе в полной мере ощутить все прелести "переходного" периода, коснувшиеся армии, - несвоевременные выплаты зарплат, скудный солдатский паек и множество других проблем, которые оптимизма отнюдь не прибавляли. Благо с жильем и школой для детей военнослужащих в закрытом военном городке Чита-46 вопросов не было.
По окончании военного контракта Ключко все же решил вернуться домой, в Беларусь, где остались одинокими мать и теща. Им нужны были помощь и поддержка. В белорусской армии к этому времени проблема кадрового перенасыщения "рассосалась", и майору Ключко в прошлом году предложили должность в Военной академии. А уже в нынешнем он получил звание подполковника и стал заместителем командира дивизиона курсантов по воспитательной работе факультета ПВО.
Конечно, кто-то скажет, повезло мужику: Минск все-таки не забайкальская глубинка. Да, повезло. В том, что звание российского офицера в белорусской армии котируется как высокий знак воинского отличия.
Это история лишь одного военного постсоветского времени. А их насчитывалось десятки тысяч, желающих служить Родине и не понимающих, где теперь она. В городе Энгельсе на базе дальней авиации мне в ту пору довелось увидеть бомбардировщики с надписями на фюзеляжах:
Прости нас,
белорусская земля.
Не мы тебя с Россией
разлучили.
Мы как Россию берегли тебя.
И как Россию мы тебя любили.
Эти самолеты были выведены из Беларуси...
Наибольший миграционный всплеск в армейской среде произошел в начале 90-х. Затем ситуация постепенно выровнялась, и если, к примеру, в 1993 году в Российскую армию из белорусской были откомандированы 1796 офицеров и прапорщиков, то в 1997 году - всего 5. А вскоре начало действовать жесткое правило: в соответствии с законодательством России и Беларуси в армию соседнего государства можно было пойти служить, только уволившись из своей и став на учет в военкомате по новому месту жительства. Тем не менее ротация офицерских кадров продолжается до сих пор.
По словам заместителя начальника управления кадров Министерства обороны Беларуси Александра Цепоты, в нынешнем году в белорусскую армию пришли служить около 200 офицеров и прапорщиков из России. В основном это этнические белорусы или люди, призванные в свое время на военную службу с территории республики. Домой они возвращаются по разным причинам, в основном из-за необходимости заботиться о престарелых родителях. Зарплата военнослужащих обеих армий примерно одинакова, с жильем проблемы похожие, так что офицеры-"эмигранты" ничего не теряют. Единственным и главным условием для поступления на военную службу является белорусское гражданство. Уроженцам Беларуси его получить несложно, тем более если они являются профессиональными военными, а потому имеют определенные льготы.
Есть, правда, один нюанс: министр обороны наделен правом принимать на военную службу лиц не старше 40 лет. В ином случае пишется ходатайство на имя президента. Дело в том, что белорусская армия реформируется и нуждается прежде всего в молодых офицерских кадрах. Поэтому на службу принимают и бывших подводников, и летчиков, и ракетчиков.
Фактически каждый третий из возвращающихся в Беларусь офицеров имеет боевой опыт, полученный в Чечне, знакомство с которым в любом случае полезно тем, кто "не нюхал пороху". Из Беларуси в Россию также уезжают офицеры и прапорщики, хотя их намного меньше.
Андрей АЛЕКСАНДРОВИЧ,
МИНСК.
00:04 17.01
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |