Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейПуть из "Варяга" в китайцы.

Путь из "Варяга" в китайцы.

Поднебесная вооружается на обломках советской военной мощи.

Согласие Анкары пропустить через пролив Босфор купленный китайцами у Киева недостроенный авианесущий крейсер "Варяг" заставило россиян вспомнить о судьбе этого бывшего символа советской военной мощи.

По официальной версии авианосец, заложенный на стапелях Николаевского судостроительного завода еще в 1985 году и известный до августа 1990 года как "Рига", скоро разделит участь своих советских собратьев по оружию. Отбуксировав "Варяг", доставшийся после распада СССР Украине, к берегам Поднебесной, китайцы намерены превратить его в "развлекательный центр", разместив там казино, дискотеки и другие увеселительные заведения.

Тем не менее нюансы китайско-украинского контракта еще несколько лет назад насторожили Запад, внимательно наблюдающий за ростом военной мощи КНР. Например, его цена в 20 миллионов долларов. Ведь если водоизмещение "Варяга" без вооружения и оборудования составляет 55 тысяч тонн, то, покупая его по цене металлолома по 100, максимум 150 долларов за тонну, китайцы могли заплатить шесть-восемь миллионов долларов. За что тогда тройная переплата? Не за прилагаемую ли к металлолому конструкторскую документацию?

Попытки обнаружить реального покупателя "Варяга" еще больше запутали ситуацию. Внесшее за него первый аванс в 2 миллиона долларов еще в 1998 году туристическое агентство "Чунглот" из Макао, как оказалось, имело там лишь юридический адрес, будучи в действительности дочерней фирмой гонконгской "Чинлак холдинг компани". Анализ состава учредителей последней показал, что из шести членов ее совета директоров четверо -выходцы из китайской провинции Шаньдун, где расположена главная верфь китайских ВМС. Именно на ее стапелях в городе Циндао к 2010 году КНР намечает построить собственный первый авианосец. Руководит же советом директоров "Чинлака" бывший высокопоставленный офицер китайского флота...

Неудивительно, что убедить Анкару в нецелесообразности пропуска "Варяга" через Босфор - далее через Суэцкий канал его намечали отбуксировать в Макао - Западу не составило труда. Как члены НАТО турки с пониманием отнеслись к аргументам насчет того, что на этом типе кораблей Пекин больше всего интересует советская система запуска и взлета палубных истребителей (трамплин), принципиально отличающаяся от американской катапульты.

Китайцы были вынуждены приложить максимум усилий, объясняя Анкаре, что обросший ракушками корпус "Варяга" уже не может быть использован по своему прямому предназначению. Более того, за возможный "экологический ущерб" при его буксировании через проливы в Средиземное море они предложили внести залог в 2 миллиона долларов. И в конце концов Анкара уступила.

Тем не менее относительно дальнейшей судьбы авианосца все еще нет полной ясности. В частности - в каком китайском порту он встанет на свой последний причал. Ведь власти Макао, еще до перехода португальской колонии под суверенитет Китая, отказались принять "Варяг" из-за его размеров - 308 метров в длину и 38 в высоту, - бухта этой столицы игорного бизнеса и так забита судами, а тут такая громадина. Кроме того, неподалеку, в спецэкономзоне Шэньчжэнь, представляющей сегодня единый комплекс с Гонконгом, уже стоит бывший советский авианосец "Минск", купленный бизнесменами из Поднебесной у Южной Кореи. Правда, чтобы попасть на него, китайцы выстраиваются в длинные очереди и выкладывают, по их понятиям, приличные деньги - по десять долларов за вход. Плюс за фотографию с встречающим их в кепке и с красным бантом на груди Владимиром Ильичом Лениным. Разумно ли ставить рядом конкурирующий корабль?

Китайские источники "ОГ" не исключают, что после буксировки "Варяга" к берегам Китая он "по вполне понятным причинам" все же окажется не в Макао, а вблизи военно-морской судоверфи в Циндао. В любом случае его покупатели в накладе не останутся. Родина древнекитайского философа Конфуция провинция Шаньдун - клондайк для туристов. К тому же именно в Циндао в 2008 году китайцы проведут олимпийскую регату. Да и инженеры с местной верфи ВМС, которым не надо будет ехать за тысячи верст на юг КНР за секретами корпуса "Варяга", сэкономят на транспортных и командировочных расходах.

Во всей этой истории россияне, казалось бы, обречены на роль безучастных свидетелей. Но лишь на первый взгляд. Ведь "Варяг" в свое время намечали вооружить такими перспективными российскими самолетами, как МиГ-29К и Су-27К. Через какое-то время при решении проблемы палубной авиации и подготовки ее летного и технического персонала Пекин так или иначе будет вынужден обращаться за содействием к России.

АЛЕКСАНДР СУХОТИН.

  00:04 06.09  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU