Архив новостей → Между строк: В мелькании мимолетностей -...
Между строк: В мелькании мимолетностей - мозаика времени.
Прощаться с уходящим телегодом можно, лишь ясно осознавая условность этой процедуры. Телевидение слишком связано с текущей повседневностью. Но в этом мелькании мимолетностей - и залог своеобразной устойчивости телевидения. Тут что-то сродни броуновскому движению, вроде бы хаотичному, но на самом деле создающему стабильные структуры.
Итак, при всей условности понятия "телегод" попробуем все же вглядеться в некоторые черты 1997-го.
Родились два новых канала - "Культура" и "ТВ-Центр- Москва". Последний сумел и подгрести под себя многое из прежнего, устоявшегося, и создать уже свое, новое. Он прочно утвердился в пространстве телеэфира, обуреваемом циклонами и антициклонами конкуренции. Анатолий Лысенко взял на себя роль Дэн Сяопина, формально не занимающего первый пост в новой теледержаве, но авторитетом и опытом своим способного направлять, корректировать процесс. Личность Лысенко выразила себя во всем, что связалось с понятием "ТВ-Центр", за очень короткий срок.
Интеллигентность, начитанность, основательность - и стремление к зрелищности, умение добиться занимательности. При всеобщем стремлении сбегать впереди прогресса телеканал "ТВ-Центр" продемонстрировал умение работать на добротных стереотипах вещания. На том, что в журфаковских шпаргалках фигурирует как "нетелевизионное", "незрелищное". К примеру, пресловутые "говорящие головы": про них уже первокурснику объясняют, как это плохо и заштампованно. Но вот программа "Времечко" взяла и сохранила себя в ситуации шумного раскола с отцом-основателем Львом Новоженовым. Почему? Да просто занялась делом и доказала: ни один прием сам по себе ни хорош, ни плох. Дело лишь в умелом или, наоборот, корявом использовании этого приема. Иван Кононов и Андрей Максимов умеют найти собеседников, гарантированно интересных. Эти ведущие, когда надо, умеют уходить в тень, давая и собеседнику, и зрителю, обрывающему телефон, раскрыться в монологах, в диалогах, в ударных репликах, в паузах раздумий.
Тут сработало и другое: программа уверенно заявила себя как авторская. То есть и Кононов с его интересом к явлениям неординарным и событиям "потусторонним", и Максимов с его тусовочной привычкой мальчика из литературной семьи общаться со знаменитостями получили возможность реализовать себя, использовать свой круг знакомств и сделать этот круг общественно интересным. Потому и программа, при всей пестроте участников ее, обрела некую целостность, не скатилась к эклектичности, к мозаике.
А "скатиться" было не так уж и трудно: развеселое актерское семейство сменяется в кадре богословствующей дамой, остроумный поэт, широко известный в узких литературных кругах, сменяет недогремевшую еще поп-звезду. Но в результате "Времечко" дает впечатляюще широкую панораму жизни, утверждает в сознании нетерпимого нашего общества простую и важнейшую мысль о том, что как раз в многоликости мира - залог его, мира, способности существовать, выжить, жить по- человечески.
Есть и еще одна сторона дела, связанная как раз с упомянутым "расколом". Процесс сохранения "Времечка" и рождения неоновоженовского "Сегоднячка" поначалу породил все, что положено: газетные всплески, экранные выбросы, межличностные конфликты. Но главные действующие лица вовремя остановились и занялись делом. "ТВ-Центр" предпочел добротный стиль АТВ. На НТВ пришлась ко двору некая обновленная разухабистость, которую потом все равно пришлось вводить в рамки. Теперь все устоялось.
Выразительный образец отношения к истории дает Дмитрий Дибров со своей "Антропологией" на 5-м канале. Как всегда острый, нервный, заводной, влюбленный в телевидение, Дибров сделал свою программу живой летописью современной культуры. Его гостями были Андрей Кнышев, Андрей Столяров, Тигран Кеосаян, словом, целая вереница действительно крупных имен, тех, кто стоял у истоков "виртуальной телереальности", клипмейкерства, тусовочного телестеба, обретавшего, однако, не случайный, общенациональный резонанс. Они подчеркивают свое "братство", обыгрывают сохраняющиеся и укрепляющиеся личные взаимосвязи, переживают неизбежные разрывы и расколы. Но главное - в том, что они несут с собой на экран дух творчества, дух критической самооценки, дух неудовлетворенности тем, что еще вчера было открытием - ошеломляющим, раздражающим, озадачивающим...
А вот еще замечательный, да и поучительный творческий "казус" уходящего года. Самарий Зеликин, один из ведущих наших документалистов, заговорил за кадром - опять "ТВ-Центр", на сей раз - программа "Московский альбом". Перед нами - просто старые "картинки", живописные, графические. За ними - быт, нравы, судьбы старой Москвы. Хрестоматийно знакомое перемежается с малоизвестным. Но главное - голос за кадром, голос одного из лучших рассказчиков в кинематографической среде. Он может быть задушевным, может становиться ироничным, но за ним - всегда компетентность, всегда готовность поделиться информацией.
Тут не только показ на канале "ТВ-Центр", но и производство этого канала, которое исподволь расширяется, не гонится за количеством и гарантирует качество. Фильм подкупил стремлением отойти от назойливой схемы - "поношение взамен восхвалению", такой привычной у нас. И голос Зеликина, с его "душевной" интонацией, раздумчивостью, сдобренной неистребимой иронией, оказался как нельзя кстати.
Под конец года и сам фильм, и его "исполнение" показали не просто возможности нового канала, но и, по моему убеждению, самый конструктивный общий путь. Путь творческой работы и творческого соревнования - единственную альтернативу крикливой игре в конкуренцию и выяснение отношений. В конце концов у каждого канала - свой имидж, но телевидение-то - все равно одно. В глазах зрителя, по крайней мере.
Василий КИСУНЬКО.
00:04 31.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |