Архив новостей → Великие стройки в кармане клиента.
Великие стройки в кармане клиента.
ЗАВТРА на заседании Правительства РФ будут обсуждать тарифную политику естественных монополий. Что принесет нам грядущее повышение цен на их услуги? Об этом мы беседуем с председателем Федеральной энергетической комиссии (ФЭК РФ) Георгием Кутовым.
- В декабре Правительство России приняло решение: повысить тарифы естественных монополий не более чем на 35 процентов за весь 2002 год. Выдержит ли экономика их рост?
- Сразу подчеркну: те 35 процентов, которые названы в протокольном решении Правительства, - это предельная, но вовсе не обязательная величина повышения тарифов.
В ряде случаев реальный рост по сравнению с концом минувшего года составит 10 - 15 процентов - не более.
- Но Правительство контролирует лишь цены на газ. Цены на уголь и мазут свободны, и они растут. Не ударит ли их подорожание рикошетом по самой электроэнергетике?
- Надо признать, что 35 процентов - это все же средний показатель, как средняя температура по больнице. Разница между регионами получится очень большой. Легче всего придется европейской части РФ, в которой главное топливо - это газ и где сосредоточены все атомные станции, цены на топливо для которых регулирует Минэкономразвития.
В Сибири и на Дальнем Востоке уголь играет намного большую роль, и рост цен получится куда большим. Но в Сибири рост тарифов могут сдержать гидроэлектростанции. А вот для дальневосточников, у которых ГЭС нет, нужны дотации. Считаю, что дотация должна быть не меньше прошлогодней - 2,7 миллиарда рублей из разных источников.
- Как скоро будут введены новые тарифы на электричество?
- Сама процедура введения новых тарифов получится весьма сложной. К сожалению, сегодня мы оказались в правовом вакууме. Ведь прежде ФЭК действовал по постановлению Правительства N 121 еще 1997 года, а его срок действия уже истек. То есть в 2002 год мы вошли без основополагающего документа, который и устанавливает порядок регулирования тарифов.
Добавьте к этому еще то, что в этом году начинается реформа электроэнергетики, и мы должны обеспечить выход на свободный рынок примерно 15 процентов всей производимой в стране электроэнергии, организовать Федеральную сетевую компанию.
Поэтому совсем не от хорошей жизни ФЭК пришлось рекомендовать нашим региональным коллегам при регулировании тарифов исходить из принципов, заложенных в "реформационном" постановлении N 526.
Как мы будем взаимодействовать с региональными энергетическими комиссиями, которые нам не подчиняются? Думаю, что опубликованное решение Правительства ориентирует в нужном направлении и губернаторов, и РЭКи. В самое ближайшее время ФЭК РФ разработает методические рекомендации для региональных комиссий.
- Достигло ли Правительство, установив 35-процентный "потолок", компромисса между инвестиционными аппетитами монополий и способностью потребителей платить по повышенным ценам?
- Не будем спешить с выводами до того, как появится новое, полноценное постановление Правительства о регулировании тарифов. Но в своем последнем в 2001 году протокольном решении наше Правительство определилось с инвестиционной составляющей в абонентской плате. Итак, в этом году она возрастает более чем в 2,5 раза - РАО "ЕЭС России" наращивает строительство. Если в прошлом году компания через абонплату собрала на инвестиции 9,7 миллиарда рублей, то на этот год планирует мобилизовать все 26 миллиардов. Сегодня нужно достроить то, что осталось недостроенным от СССР.
Однако энергетические компании, которые не входят в РАО "ЕЭС России" ("Татэнерго", "Башэнерго", "Иркутскэнерго", атомщики), считают, что общественный сбор этих денег с потребителей вступает в противоречие с частным характером этой компании. Ведь "Единая энергетическая система России" наполовину не принадлежит государству, а третью ее акций вообще владеют иностранные фирмы. На каких основаниях вся Россия должна вносить абонентскую плату, увеличивая активы частных акционеров РАО "ЕЭС России"? Ведь на эти деньги строятся новые мощности, и было бы логично на сумму таких инвестиций увеличить и долю акций государства в холдинге.
Почему нет механизма возврата этих средств в регионы? Почему не ввести механизм долевого участия того или иного региона в финансировании инвестиционных программ РАО "ЕЭС России"? Пусть каждый регион в обмен на перечисленные инвестиционные средства получает либо акции строящихся объектов, либо облигации, которые затем будут обращены в акции.
- А удастся ли тем самым переломить инвестиционный кризис в электроэнергетике?
- Можно ли добиться притока инвестиций без радикального роста тарифов? Мое мнение таково: пора акционерной "ЕЭС России" использовать новые, рыночные механизмы привлечения денег в инвестиционные проекты.
Легко подсчитать: в таком случае в строительство будет привлечено не 26 миллиардов рублей, а в пять раз больше. Правда, придется готовить инвестиционные проекты намного тщательнее, доказывая эффективность расходования средств. С нашей точки зрения, на привлечение внешних капиталов и обслуживание кредитов нужно для начала направить 20-25 процентов инвестиционных средств, собираемых как инвестиционная часть абонентской платы.
Пока другого выхода из инвестиционного кризиса в РАО "ЕЭС России" не просматривается. Деньги с мирового рынка капиталов в нашу электроэнергетику сегодня в обычном порядке не идут. Их отпугивает слишком высокая инфляция, которая делает долгосрочные инвестиции невыгодными. Еще инвесторам не нравятся и низкие по сравнению со всем миром тарифы на электричество, из-за чего срок окупаемости строительства нового энергоблока в России растягивается на десять и более лет. В то же время низкий тариф - это преимущество нашей экономики, сильнейший допинг для ее роста, и отказываться от него так просто нельзя. И поэтому схема, которую предлагает ФЭК, получается самой оптимальной.
- Вот сейчас естественные монополии представили свои инвестиционные планы. Можно ли считать, что они уже увязаны между собой, что компромисс между ними найден? И скоро ли у нас на деле появится Единый тарифный орган?
- До 15 февраля и РАО "ЕЭС России", и "Росэнергоатом" должны представить в Правительство свои долгосрочные инвестиционные планы на 5 - 7 лет. Все это делается в рамках Энергетической стратегии на период до 2020 года, которую тоже должно окончательно утвердить Правительство.
Если же говорить шире, то мы должны увязать планы развития "ЕЭС России" и "Росэнергоатома" с такими же программами "Газпрома" и железнодорожников, с их тарифной политикой. Это же основная транспортно-энергетическая инфраструктура страны! Но, к сожалению, сегодня такая работа только начинается. В нынешнем году состоится первая "обкатка" единой политики. Вот МПС представило нам свои планы, да и мы в ФЭК формируем второе, транспортное, правление комиссии, которое займется регулированием железнодорожных дорог. То есть мы начинаем создавать алгоритм согласованного формирования тарифов. И вообще в 2002 году мы наконец должны превратить ФЭК в полноценный Единый тарифный орган.
В принципе на федеральном уровне он уже создан. Централизованный контроль за ценами на газ и железнодорожные перевозки уже ведется. И теперь все зависит от того, сможем ли мы урегулировать отношения ЕТО с региональными энергокомиссиями, которые сегодня независимы.
Правительство РФ уже одобрило концепцию к Закону о регулировании тарифов на электроэнергию, по которой все это дело передается на федеральный уровень, в руки кабинета министров. А уж затем Правительство назначает уполномоченный орган, который займется регулированием. Наверное, в сентябре-октябре Государственная Дума сможет принять этот закон в новой редакции. Но это касается лишь регулирования в электроэнергетике, а до остального руки пока не дошли. Регулирование естественных монополий на местах остается совершенно не проработанной проблемой.
Беседовал Владимир Кучеренко.
00:04 23.01
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |