Архив новостей → "Ни дня без театра!".
"Ни дня без театра!".
В понедельник, 7 августа, Самара прощалась с Сергеем Николаевичем Пыхтуновым - директором Академического театра драмы. Он ушел из жизни в 46 лет...
Пыхтунов был из тех, кто сразу обращал на себя внимание. Мимо него нельзя было пройти просто так, не ощутив мощного биополя, не зарядившись кипучей энергией. Волевой, подчас резковатый, а в глазах то и дело проскакивали озорные искорки. В кругу друзей он был первым шутником и заводилой, а "по жизни" - серьезным, деловым руководителем.
Карьера Пыхтунова начиналась на сценических подмостках. Автору этих строк он признавался: "Для меня никогда не существовало вариантов выбора жизненного пути: как только начал себя сознавать, был уверен, что именно театр - моя судьба. После школы родители скрепя сердце привели меня на "смотрины" в театр. Помню небольшую гримуборную и мэтра - блистательного актера Михаила Гавриловича Лазарева. Он попросил меня прочитать стихи, а затем, оглядев с ног до головы - ростом я удался: метр 85, а весил всего 75 килограммов, - произнес: "С внешними данными все в порядке, а вот как сложится театральная судьба этого ни один провидец сказать не может".
Уже на втором курсе театральной студии Сергей получил роль Егора Беклемишева в молодежном спектакле "Лошадь Пржевальского". Почитал счастьем находиться на сцене рядом с Сергеем Надеждиным, Юрием Демичем, Сергеем Кашицыным - актерами замечательной плеяды 70-х. Но затем Сергея Пыхтунова увлекли ветры дальних странствий. Очень уж хотелось вырваться из-под родительской опеки. И он подался в столицу Бурятии Улан-Удэ. В русском драматическом театре сразу же получил главную роль в спектакле "Валентин и Валентина". Имел шумный успех. За год сыграл около 20 ролей, в буквальном смысле слова не покидал сцену. После года работы в Улан-Удэ на шесть лет осел в Оренбурге. Именно там, в драматическом театре, Сергею впервые довелось приобщиться к административной работе. Энергия била ключом: являлся постоянным секретарем комсомола, организатором всех актерских капустников. Вскоре там же, в Оренбурге, стал заместителем директора театра.
Еще 17-летним мальчишкой Сергей, размышляя о будущем с однокашниками, как-то сказал к немалому их удивлению: "Не заладится с актерством, буду директором театра. С театром не расстанусь ни при каких обстоятельствах". После гастролей оренбуржцев в Самаре в 1982 году получил приглашение в нашу драму на ту же должность заместителя директора.
Хотя договор не предусматривал сценической деятельности, Пыхтунов был занят в нескольких спектаклях. Особенно запомнился яркий эпизод в "Законе вечности", где Пыхтунов исполнял роль жуликоватого грузина. Были еще роли - в "Елизавете Английской", в спектакле "Я - женщина". И все же служить двум богам оказалось невозможным.
Для Пыхтунова Самара всегда была театральной Меккой, где любят театр, хорошо его посещают. Конечно, приходилось "вертеться". Работал с удовольствием, каждый раз радуясь полному залу. Так продолжалось без малого семь лет, пока не появилось ощущение "бега по кругу": одни и те же лица, улицы - и только публика меняется.
Тут-то и подвернулась стажировка в московском Ленкоме у Захарова. Решение ехать принял не без колебаний: его напутствовали предостережением о том, что обратно уже не возьмут.
В Москве Пыхтунов продержался около года. Был зачислен директором-стажером в Ленком, но хотелось большего, и узнав о появившейся в самарской драме вакансии директора, пришел к Петру Львовичу Монастырскому. Всегда помнил длившуюся более двух часов беседу в Пушкинском сквере. Особенно запало в душу, как, постукивая костяшкой пальца по лавке, худрук настойчиво повторял: "Ты только запомни: я здесь буду работать всегда". Был уверен, что удастся сработаться. Бок о бок с Монастырским прошел богатую, жесткую школу администраторства. Но инициатива исключалась. Монастырский сам знал, что нужно делать, и не считал нужным советоваться. Стали возникать разногласия...
Через четыре года Пыхтунов был вынужден уйти из театра. Ушел в никуда, но смириться с тем, что оказался вне театра, не мог. Нужно было кормить семью. Пробовал себя в коммерции, в банковских структурах, будучи внутренне уверенным, что в театр все равно вернется. Так оно и вышло. Его пригласил новый художественный руководитель Вячеслав Алексеевич Гвоздков. Что говорить, это было совсем не простое время для Самарской "академии". Они тяжело притирались: у каждого свои взгляды, подходы. Но всегда находили общий язык, полностью доверяя друг другу.
До последних дней, уже будучи тяжело больным, Пыхтунов всего себя отдавал родному театру. Он говорил: "Жизнь не остановишь. Самарская драма будет всегда - с Монастырским и без Монастырского, с Гвоздковым и без Гвоздкова. И верю, что наш театр всегда будет приносить радость самарцам".
Первое, что бросалось в глаза, когда приходилось заходить в кабинет директора театра драмы, - яркий, выполненный типографским способом плакат: "Жизнь удалась". У Сергея Николаевича Пыхтунова она действительно удалась.
В.ИВАНОВ.
00:04 12.08
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |