Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейИзгнание из коммунистического рая.

Изгнание из коммунистического рая.

Что такое самостоятельные партии и политики в сегодняшней России?

УЖЕ больше месяца длится интригующий многих скандал, связанный с "неподчинением партийной дисциплине" группы членов КП РФ, занимающих высокие посты в Государственной Думе.

Изобилие комментариев выливается, как правило, в три вывода: 1) это кремлевская "спецоперация", направленная на развал КП РФ; 2) операция удалась, в результате чего КП РФ находится в глубоком кризисе и будет стремительно маргинализироваться, что в итоге приведет к победе "Единой России" на ближайших выборах; 3) вместо КП РФ возникнет "новая левая партия" под водительством Геннадия Селезнева.

Политическое интриганство Кремля не исключено, ибо без Кремля у нас теперь и кошки не родятся. Но это все не самое важное. Гораздо важнее другой вопрос: что есть в сегодняшней России значимая партия и что есть значимый политик?

Прежде чем попытаться ответить на него, зафиксирую принципиальный тезис, который хоть и не громко, но уже прозвучал в наших СМИ.

Тому, кто пытается сегодня разрушить сильную левую КП РФ, если, конечно, это ответственный политик, надо бы сначала подумать, под чьи знамена соберется в случае краха КП РФ колоссальный по численности протестный электорат страны? Посолидневший вице-спикер Владимир Жириновский не покажется ли тогда политической лапочкой?

Теперь о главном.

Возникнет ли в обозримом будущем на месте или рядом с КП РФ другая мощная левая партия? Теоретически это возможно, практически - крайне маловероятно.

Из всех российских партий только КП РФ, даже несмотря на ее нынешний кризис, связанный отнюдь не с коммунистическим пуризмом Зюганова, проявившимся в изгнании Горячевой, Селезнева и Губенко из коммунистического рая, а совсем с другими причинами, до сих пор остается единственной полноценной как классической политической, так и электоральной партией. Она обладает всеми четырьмя основными признаками партии, а именно:

- располагает объемной социальной (до 40-50 млн. человек) и электоральной (20-25 млн. человек) базами;

- имеет четкую, отличимую от других и широко развернутую идеологию;

- во главе ее стоит хорошо известный стране, закаленный в выборах лидер;

- располагает разветвленной системой СМИ, правда, только печатных.

Первые два пункта не требуют пояснения - по ним у коммунистов просто нет конкурентов.

Зюганов как политический лидер, конечно, является не вполне харизматической фигурой, но зато у него есть преимущества и перед Явлинским, и перед Жириновским - яркими харизматиками. Во-первых, успешная политическая стабильность - два вторых места на президентских выборах, причем в 1996 году лидер КП РФ был от победы на расстоянии вытянутой руки. Во-вторых, Зюганов лидер и лицо партии, но не сама партия (как в случае с теми же Явлинским и особенно Жириновским), то есть мощь коммунистического электората способна компенсировать его личные промахи, а личный провал Зюганова не приведет к краху КП РФ в целом.

Самое слабое место КП РФ как партии в нынешних условиях России - отсутствие у нее общенациональных электронных СМИ, проще говоря - телевидения. Но, с другой стороны, и у большинства других партий телевидения тоже нет. Кроме того, в любой предвыборной кампании федеральные каналы автоматически раскручивают КП РФ просто как основного конкурента "партии власти".

Что касается нынешнего кризиса КП РФ, то тут три главные причины:

1) идеологическая платформа КП РФ недостаточно модернизирована; 2) Геннадий Зюганов не подготовил себе преемника, что при его возрасте важно для избирателей; 3) историческая тенденция сейчас не вполне благоприятна для решительного успеха коммунистов, а следовательно, и самого Зюганова, поэтому у него сформировался одновременно и имидж, и комплекс "вечно второго". И все равно для КП РФ, левых в целом, Зюганов до президентских выборов 2004 года практически безальтернативен, а сама КП РФ пока политически несокрушима. И справа, и слева: социалистов и социал-демократов, как объединенных, так и разъединенных, сейчас тьма и тьма, да что с того?

Соотношение сил КП РФ и "партии власти", конечно, главная проблема для коммунистов, но ведь на то и "партия власти", чтобы быть первой. Однако это у нее получается пока не слишком успешно (на парламентских, естественно, выборах).

Расчет, что объединение двух полупартий власти в одну или раскрутка еще одного нового партийного проекта типа "Живительной России" даст нужный эффект, а именно безоговорочную победу над КП РФ на думских выборах, не слишком основателен. Из двух "полу" не всегда получается полноценное целое, а все новые и новые раскрутки все новых и новых партийных проектов уже не дают искомого результата: и приелось, и партийное поле перенасыщено.

От партий перейду к политикам.

Типологий политиков много. Я бы воспользовался лишь одной из них.

В российской политике преуспевают (в смысле получения власти или влияния на нее) политики четырех типов:

- популист-харизматик (ранний Ельцин, Жириновский, Лужков);

- сильный и крайне целенаправленный прагматик - по-новорусски говоря, мачо, или крутой (Чубайс, Путин, Лебедь, Зюганов);

- "политический тяжеловес" аппаратно-советского склада или корня, бюрократ, обязательно прошедший через исполнительную власть (Черномырдин, Примаков, Лужков, Строев, отчасти Зюганов);

- "серый кардинал" (Бурбулис, Березовский, Чубайс).

Еще два популярных у нас политических типа - парвеню с яркой внешностью или эксцентричным поведением (Жириновский, Лебедь, Немцов) и независимый резонер (Явлинский, Илларионов) - влиять на власть могут, но не слишком сильно, а получить ее - никогда.

Все остальные политические типы могут претендовать на значимое место в политике только в том случае, если за ними стоят Системы (сама власть, партии, спецслужбы, олигархи).

Селезнев, Губенко и Горячева не относятся ни к одному из этих типов, а теперь не представляют и ни одну из Систем. В Геннадии Селезневе много аппаратного, но совсем не чувствуется "тяжеловесности" (ни карьерно-интеллектуальной a ля Примаков, ни народно-лубочной a ля Черномырдин). Николай Губенко вообще не политический тип. Светлана Горячева... Это единственная из тройки изгнанных, кто имеет политическую перспективу.

Прежде всего потому, что она женщина. Их слишком мало в нашей политике, а Ирине Хакамаде (справа) в сознании электората и в СМИ нужен левый противовес. Кроме того, у Горячевой действительно есть собственный избиратель. Наконец, это яркий тип "народной заступницы", что отчасти делает ее популисткой-харизматиком. Партию из этого, конечно, не создашь, но в руководстве "Единой России" или даже в Правительстве (по примеру Валентины Матвиенко) место может при благоприятных обстоятельствах найтись.

Виталий Третьяков.

  00:04 06.06  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU