Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейЭто интересно.

Это интересно.

Когда начался ХХI век?

Нынешние торжества по встрече нового века и - не шутите! - нового тысячелетия наводят на странные размышления.

С точки зрения календарной, они поспешны: и то, и другое начнется, как известно, лишь через год. А вот с точки зрения исторической.... Не запоздали ли они? Беру на себя смелость утверждать, что "исторический" ХХI век уже начался, и начался он лет 10 назад.

Как известно, календарный век не обязательно соответствует веку "историческому". Так, XVIII век начался в 1715 г. со смертью Людовика XIV, а завершился взятием Бастилии в 1789 г. XIX век, наоборот, длился дольше календарного, закончившись ясным июльским днем 1914 г. в городе Сараево. И тогда начался век двадцатый...

XVIII век был галантен, остроумен и легкомыслен. В пудреном парике с косичкой, с изящной декоративной шпажонкой на боку - он зачитывался Вольтером, в меру богохульствовал, в меру мечтал о республиканских добродетелях Рима и Спарты и постоянно увивался вокруг прекрасных дам. То был век последних приговоров инквизиции и первой паровой машины; век, когда, например, во Франции по "леттр-де-каше" - бланку с королевской подписью - любой знакомый министра или хоть министерской любовницы мог засадить в Бастилию кого угодно и на какой угодно срок. В Германии мелкие князьки за умеренную плату продавали (!) своих солдат английскому королю, воевавшему с мятежными американскими колониями. А мятежные американцы уже сочинили Декларацию независимости, в которой провозглашали и суверенитет нации, и права человека, и многие другие лозунги, пока что чуждые континентальной Европе с ее традиционными ценностями: троном и алтарем.

Но и в Европе уже веяло Революций.

XIX век, родившийся при громах пушек, в целом был респектабелен и буржуазен. Он ходил в неизменном темном сюртуке, лакированных штиблетах и цилиндре. Впрочем, в юности и он бедокурил, строил баррикады, требовал республик и национальных независимостей. Но, получив после 1848 г. высочайше дарованную конституцию, остепенился и превратился в добродушного либерала, верящего в прогресс и в то, что все к лучшему в этом лучшем из миров. И ведь были, были основания для такой веры! Застав в детстве еще почти средневековый мир, видевши первый пароход и паровоз, XIX век под конец воспринимал как должное трамвай и телеграф, не смог бы прожить и дня без телефона и с восторгом наблюдал полеты аэропланов. С каждым десятилетием жизнь становилась и комфортнее, и безопаснее. Даже пресловутый "призрак коммунизма", так напугавший всех в 1848 г., материализовался в виде почтенного социал-демократа - депутата парламента, а потом и министра. Гуманность торжествовала; пытки, костры инквизиции и призраки Бастилии отошли в область преданий. Тем временем Максим создал пулемет, Беккерель открыл радиоактивность, а в Африке лорд Китченер сгонял буров в первые концентрационные лагеря. Человечество было готово к встрече ХХ века.

ХХ век... Но его физиономия еще достаточно памятна всем, чтобы описывать его подробно. Он разом нарушал все 10 заповедей, в особенности же первую: не сотвори себе кумира. Он любил маршировать под знаменами, выкрикивать лозунги, поклоняться вождям - и убивать, убивать, убивать... За две войны он, не моргнув глазом, уничтожил половину культурных ценностей, созданных предыдущими поколениями. Он сделал жизнь гораздо комфортнее, но при этом поставил под сомнение саму возможность ее продолжения. Это был век безумных масс и отчаявшихся одиночек. Индустриализация согнала вместе гигантские толпы, разорвала все старые связи между людьми и превратила их в массу - грамотную, но не образованную, стремящуюся играть роль в политике, но безответственную; бездумную, падкую до удовольствий и легко поддающуюся всевозможным манипуляциям. То была основа, на которой выросли все системы, так усиленно боровшиеся друг с другом.

В 1989 году пала Берлинская стена, и закончилась эра Великого Противостояния. Западный вариант цивилизации одержал сокрушительную победу. Как и сто лет назад, стало казаться, что светлый дом Будущего уже построен, так что стоит в нем немного прибраться - вынести мусор, наклеить обои и т.д. - и можно будет беспечально жить в нем веки вечные. Было объявлено о "конце истории" и грядущем превращении всего мира в подобие большой, уютной и спокойной Швейцарии. Но... никакого "конца истории" почему-то не последовало.

Вместо этого началось нечто непонятное - с обстрелами Сараева, этническими чистками и исламскими фундаменталистами. И вот уже выдвинута новая теория - о конфликте цивилизаций как о движущей силе XXI века.

А все оттого, что забыли старика Гегеля с его диалектикой. Старые противоречия разрешились, но не ценой наступления всеобщей гармонии, а ценой возникновения новых. История вышла на очередной круг.

Это-то, в сущности, и означает наступление ХХI века.

И одновременно с этим без шума, стрельбы и громогласных деклараций свершилась другая грандиозная революция, разом переведшая мир в новое качество: наступила эра компьютеров. Целый мир - виртуальный - появился на наших глазах и начал занимать едва ли не большее место, чем мир реальный. Сев за стол и нажав несколько клавиш, мы теперь можем пообщаться с жителем Сиднея или просмотреть каталог библиотеки конгресса в Вашингтоне. Планета суживается до размеров небольшого городка; пространство и время исчезают. Возможности человека неизмеримо увеличиваются, но... не атрофируются ли при этом его способности? Не порвет ли теперь человек окончательно с природой, и не заменит ли нашим детям экран компьютера все богатство мира? Мы пока не осознали, какие грандиозные изменения в нашей жизни сулит компьютер. Он еще не перешел окончательно из разряда "роскоши" в разряд "средства передвижения", еще не стал такой же неизбежной принадлежностью всякого дома, как электрическая лампочка, телевизор или холодильник. Но это грядет. Вырастет поколение, просто не представляющее себе жизни без компьютера, как мы не представляем жизни без телевизора или авторучки. И тогда... Как будет тогда выглядеть человеческая культура?

Так или иначе, но мы вступили в мир принципиально иной, чем мир ХХ века. В этом мире информация и высокие технологии заменят промышленные мощности, а на смену "человеку массы", стоящему у конвейера, приходит работник-индивидуалист за персональным компьютером, которому, в сущности, даже не обязательно покидать дом и ехать в офис. Мир этот отнюдь не лишен противоречий, и пресловутый фундаментализм, несомненно, является протестом (хотя и уродливым) против его теневых сторон, точно так же, как революционный экстремизм был протестом против теневых сторон индустриальной цивилизации. Но это уже - иные проблемы и иные противоречия. Что представляет собой новый век - определится лишь со временем; несомненно лишь, что он уже начался.

Информационное агентство "Acta Publica" - для "Рязанских ведомостей".

Павел Шехтман.

  00:04 06.01  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU