Архив новостей → Мы сами загнали себя в угол.
Мы сами загнали себя в угол.
Президент Ингушетии - о предложениях лидера "Яблока".
- Руслан Султанович, как вы относитесь к шести условиям Масхадову, сформулированным лидером "Яблока"?
- Положительно.
- Все шесть условий кажутся вам выполнимыми?
- В разной степени. Но об этом судить Масхадову. Я о другом. Я взял бы эти предложения за основу предстоящего процесса политического урегулирования. Надо ведь для начала выслушать, что думает Масхадов, как он реагирует? Самое полезное в этих предложениях, как я их понимаю, заключается в том, чтобы Масхадова и других чеченцев, непричастных к бандитизму, не отторгать, а попытаться сделать союзниками и бороться совместно.
- Согласитесь, события зашли так далеко, что рядовому гражданину уже трудно разобраться, кто бандит, кто солдат масхадовской армии, кто ваххабит, кто ополченец, - официальная информация сегодня пользуется терминологией, усредняющей, стирающей различия.
- Да, СМИ поработали. Сегодня в Российской Федерации чеченцы в принципе рассматриваются как бандитский народ, хотя таких народов в природе не бывает. У любого народа есть свои бандиты, террористы, негодяи. У чеченцев их процент не больше, чем у других, а вот предпосылок для роста криминала - побольше. Да, надо было взять ситуацию под контроль жесткими мерами - не сумел. Слабо управлял. Все так. Но и возможности у него в тех условиях были слабые. Не было поддержки. Не было союзников ни за пределами Федерации, ни в федеральном центре. Он остался один на один с оппозицией. И что еще хуже - один на один со своим народом. Что он мог предложить своему народу? Финансов нет, экономика разрушена, ничего нет, никто ничего не дает. Давали пенсии, но это мизер...
- При Завгаеве начали платить компенсации, ремонтировать дома...
- При Завгаеве! Там вливания шли рекой, триллионы шли... Но вот это и есть политика центра, делящая нас на "любимых" и "нелюбимых", "своих" и "чужих"... Знаете, в этом нет ничего нового, по отношению к Кавказу всегда было так. Взяли, приблизили, потом обвинили, посадили, потом вдруг помиловали, как Гантемирова, использовали, изъяли... Все так просто. Союзник на час, на полгода, на год... Потом это забывается. Кого-то опять другого найдут, кого-то кинут. Поэтому у нас никто и не верит, что можно долго дружить.
Сегодня, скажем, хасавюртовские соглашения считаются чуть ли не предательством интересов России. Вдруг все заболели короткой памятью. Забыли, что творилось тогда в Грозном: блокада, уничтожение отдельных отрядов... Все, что можно было выжать из ситуации в пользу федеральных войск, было выжато. И политики, и генералы, говорящие о том, что эти соглашения были написаны "под диктовку чеченцев", их просто не читали! (Ничего там не было такого, что им приписывают.) Но уж договор-то Ельцина и Масхадова, объявленный концом четырехвекового противостояния, должны были бы прочесть - там ведь вс , что было сделано в Хасавюрте, подтверждено. Тогда - кто кого предал?
- Похоже, армия становится у нас весомой политической силой?
- Уже стала. И ставит свои условия. И, я так понимаю, эти условия будут выполняться, поскольку доброй воли к миру у российского руководства, похоже, не осталось.
А после того, что произошло в Москве и других городах, после оценки этих терактов в прессе, общество готово к тому, чтобы любые жертвы, понесенные Чечней в этой войне, были восприняты как должное.
Как говорится, и верхи хотят, и низы хотят.
- Но преступники еще не найдены, причастность не доказана, есть, наконец, закон...
- Кто в России озабочен исполнением закона!
Еще более запущенная проблема - отношение к человеку, человеческой жизни, ее девальвация. Американцы в Югославии почти никого не потеряли, одного-двух, наверное. А мы? А мы чуть ли не гордимся, что с начала боевых действий погибло "всего" 200 солдат. А ведь это двести молодых судеб, двести матерей плачут! Какой выгодой это измерить?
Все успели загнать себя в угол: и федеральное руководство, и армия, и боевики, которые воюют по ту сторону, и общество в целом, у каждого - свой угол, выбраться из него поодиночке не удастся. За пять лет подрастет новое поколение, придут другие люди, и опять начнут решать нерешенные нами проблемы... Тупик. Остается только наблюдать и все усилия направлять на помощь беженцам, смягчать, облегчать ситуацию.
- Возвращаясь к предложеням Явлинского: вы допускаете практический результат?
- Договариваться никогда не поздно. Сами предложения, будь хоть как-то поддержаны, - уже результат. Известно, что у Масхадова есть встречные предложения, некоторые у обеих сторон совпадают. Возможностей для их осуществления практически пока никаких - ни информационных, ни этических, ни материальных. Но можно было бы добиться взаимопонимания, это уже что-то, без чего потери не только для Масхадова, но и для российского общества могут оказаться катастрофичными. Если не сами, кто нам поможет?
- Как кто? Зима, Барклай или русский бог.
- Точно!
ИРИНА ДЕМЕНТЬЕВА.
00:04 18.11
Лента новостей |
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |