Архив новостей → Лес рубим, а в казну только щепки летят?
Лес рубим, а в казну только щепки летят?
Около половины территории России покрыто лесами. Но, увы, этот богатейший лесной фонд используется из рук вон плохо. Во всяком случае за 9 месяцев нынешнего года лесное хозяйство вместе с деревообработкой и целлюлозно-бумажной промышленностью внесло в казну чуть более одного процента суммарных доходов. Это, согласитесь, крайне мало. Можно ли увеличить отдачу лесного комплекса страны? Что надо сделать для этого в первую очередь? На эту тему наш корреспондент беседует с министром природных ресурсов РФ Виталием Артюховым.
- Виталий Григорьевич! На прошлой неделе в печати появилось сообщение о том, что МПР России приступает к масштабным проверкам по всему кругу вопросов использования лесного фонда. Значит, очередь дошла и до лесопользователей?
- Все верно. Реализация такой программы началась, и основательные проверки пройдут по всем лесным регионам страны.
- В чем же актуальность и каковы цели этой работы? Это что, - реакция министерства на тревожные сигналы правоохранительных органов и экологических организаций или же плановое мероприятие, созревшее "в недрах" министерства?
- Все обстоит гораздо сложнее. Действительно, имеется обширная информация о многочисленных конкретных нарушениях в лесопользовании, в том числе - из правоохранительных органов. Но главное даже не в этом.
Посмотрите на карту: лесами покрыто свыше 45 процентов территории России. Ресурсы леса - чрезвычайно велики. Но используется весь этот гигантский потенциал, откровенно говоря, плохо. Крайне незначителен его вклад как в формирование валового внутреннего продукта, так и в доходы бюджетов всех уровней. К примеру, за 9 месяцев 2001 года лесное хозяйство вкупе с деревообработкой и целлюлозно-бумажной промышленностью внесло в бюджетную систему страны чуть более одного процента суммарных доходов. Это абсурдно низкий показатель: в зарубежных странах, богатых лесными ресурсами, тот же отраслевой комплекс формирует до половины всех бюджетных доходов.
Вот не менее наглядные цифры: имея за собой четверть мировых лесных ресурсов, мы занимаем в мировом лесопромышленном производстве порядка двух процентов, а в производстве картона и бумаги и вовсе - 1,2 процента. Я уже не говорю о том, что в структуре российского лесного экспорта более половины составляют круглый лес и пиломатериалы, то есть, попросту говоря, мы поставляем сырье для более продвинутых зарубежных переработчиков.
Как федеральное ведомство, ответственное за баланс природных ресурсов, мы и обязаны разобраться в первопричинах всех этих перекосов. Начиная, разумеется, с первоосновы - с лесозаготовок.
Сегодня ситуация в этом комплексе такова: фактический объем рубки из-за нехватки лесозаготовительных мощностей и, главное, дорог для вывоза древесины составляет всего 20-22 процента от расчетной научно обоснованной лесосеки. Это приводит к тому, что в спелых и перестойных лесах находится около 70 процентов всей древесины. А перестойные леса, как правило, становятся очагами многочисленных лесных пожаров, в которых ежегодно повреждается 1,2 миллиона гектаров леса.
Одновременно в развитых и обжитых регионах, прежде всего на территориях, примыкающих к госгранице и экспортным портам, происходит противозаконное сведение лесов первой и второй группы и даже особо защищенных участков лесов, а также перевод лесных земель в нелесные земли.
А что происходит в пограничных районах, лучше всего видно из сопоставления налоговой отчетности лесопромышленных предприятий и данных учета движения лесовозов по местной сети дорог. Они свидетельствуют, что отчетные объемы рубки в 5-10 раз меньше, чем фактически вывозится за рубеж. Это и неудивительно: сегодня цена одного куба древесины на корню в России стоит порядка одного доллара, а скажем, в соседней Финляндии - 56 долларов...
Вот и получается, что русский лес рубим, а в российскую казну только щепки летят!
Крайне тревожит положение дел в наших лесхозах. Они по своему законному статусу - главные государственные распорядители и радетели лесных ресурсов на местах. Однако в силу объективных обстоятельств последних лет и утраты должного государственного контроля те же лесхозы превратились в субъекты крайне запутанных договорных отношений с лесопромышленниками и местными потребителями. Да и сами они стали активными лесозаготовителями.
К числу наиболее проблемных мы относим сегодня ситуации в Ленинградской, Иркутской, Архангельской и Вологодской областях, в Красноярском, Приморском и Краснодарском краях, в республиках Коми и Карелия.
Вот и смотрите, могли ли не созреть "в недрах" министерства планы капитальной проверки положения дел в лесном хозяйстве....
- Несколько слов о программе проверок как таковой...
- Объектами проверок станет деятельность подведомственных МПР России лесхозов, а также вся система взаимоотношений между лесхозами и компаниями-лесопользователями.
Наибольшее внимание будет уделено вопросам установления цен на древесину, отпускаемую на корню (в том числе фактам предоставления индивидуальных ценовых преференций), передачи участков лесного фонда в аренду, проведения рубок промежуточного и главного пользования, санитарных рубок, а также процедурам перевода земель лесного фонда в нелесные.
Мы планируем, в частности, осуществить сплошные поэтапные проверки хозяйственно-финансовой деятельности всех наших подведомственных лесхозов. Они будут проведены силами Государственной службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности и других подразделений министерства. К ним будут привлекаться представители контрольных и фискальных органов на местах, а также, на договорной основе - негосударственные аудиторские компании и компетентные общественные природоохранные организации.
Подчеркну, что целью проверок является не только выявление и устранение конкретных нарушений в сфере лесопользования. Ключевой вопрос - выработка новых подходов к государственному управлению и финансово-экономическому механизму лесного хозяйства, к нормализации финансово-хозяйственной деятельности лесхозов.
- Нельзя ли подробнее о самой сути этих новых подходов?
- Пока можно говорить об этом лишь в самых общих чертах. Наши действия будут направлены на совершенствование лесного законодательства и правоприменительной практики в плане усиления вертикали управления, повышения ответственности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за результаты лесопользования.
Мы также имеем в виду обеспечить открытость и транспарентность всех этапов и элементов процесса выдачи разрешительных документов на право осуществления всех видов лесопользования, включая отбор лесопользователей через лесные аукционы.
Очевидна необходимость и ясны пути усиления государственного контроля обязательств по договорам аренды, утвержденных программ лесоустройства, расчетных лесосек, максимально допустимых ежегодных объемов рубок главного пользования и рубок промежуточного пользования, отпуска древесины на корню.
Мы будем решать вопросы последовательного и дифференцированного повышения лесных податей, а также создания институциональных рамок и экономических механизмов, обеспечивающих ускоренное развитие лесных дорог и более полное (с глубокой переработкой) использование лесосырьевых ресурсов.
И все это - под углом зрения нормализации воспроизводства, охраны и защиты лесов, повышения эффективности использования лесного фонда и, разумеется, роста "лесопользовательских" доходов бюджетной системы.
Беседовал Константин ВАЛЬКОВ.
00:04 14.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |