Архив новостей → Можно ли приручить дикий капитализм.
Можно ли приручить дикий капитализм.
Нынешний год должен стать годом долговременных изменений в социальной сфере.
Еще два-три года назад социальная политика нашего Правительства была по сути политикой "латания дыр". Ни о каких долгосрочных социальных программах, ни о каких стратегических планах развития социальной сферы даже речи не могло быть. Достаточно вспомнить, что двух-, трехмесячные опоздания с выплатой пенсий в большинстве российских регионов были нормой. А долги по заработной плате исчислялись даже не десятками, а сотнями миллиардов рублей. И все силы у Правительства уходили на то, чтобы критическая ситуация не привела к социальной катастрофе.
Прошлый год впервые за последнее десятилетие стал годом относительной стабильности. Зарплаты подросли на 22, 5 процента, причем долги в течение года сократились почти на треть. Пенсии увеличились еще существеннее - на 28 процентов, что на фоне недавних проблем можно считать реальным успехом (даже с учетом того, что Правительству здорово помогла благоприятная конъюнктура на мировом нефтяном рынке). И это не могло не отразиться на настроении общества. Так, по данным опросов ФОМ и РОМИР, 40 процентов опрошенных записали погашение долгов по зарплатам и пенсиям в актив В. Путина.
Сам Президент, впрочем, в своем Послании по этому поводу высказался довольно скупо: "Да, за прошлый год нам удалось немного улучшить жизнь пожилым людям". А дальше последовали принципиальные "но".
Заключаются они в следующем: если, по большей части, Правительство справилось со стабилизацией текущих выплат, то по-прежнему острейшей остается проблема роста уровня жизни, а также легализации доходов граждан. Напомним, что, по мнению экспертов, официально заработанные деньги, с которых произведены все необходимые налоговые, в том числе и социальные отчисления, составляют примерно треть от реальных доходов граждан. Отсюда не только скудное наполнение социальных фондов, но и постоянная угроза потерять хрупкую стабильность пенсионного обеспечения.
И это означает, что в нынешнем ее виде пенсионная система изжила себя. Она не дает возможности человеку самому побеспокоиться о своей старости и заработать достойную пенсию. Отсюда следствие: те, кто сейчас работает - и зарабатывает, - не имеют интереса откладывать деньги на старость по сегодняшним правилам. Достаточно вспомнить о 10-12 миллионах россиян, так называемых "самозанятых", активных и мобильных людях, которые имеют свой частный бизнес, как правило торговый, и не платят никаких налогов, пока не попадут в поле зрения налоговиков. Следовательно, мы обречены, если ничего не менять, получать пенсию в лучшем случае на уровне прожиточного минимума.
Поэтому стартовая задача реформы (и решать ее придется именно в этом году) - предложить народу такую пенсионную модель, которая заставила бы молодых поверить, что их будущее, их старость - в их собственных руках. Не случайно для решения этой ключевой задачи Президент создал Национальный совет по пенсионной реформе.
Но надо учесть, что и текущее повышение пенсий (а это непременное условие, чтобы реформу приняло и старшее поколение), и старт самой реформы тесно увязаны еще с одной важной социальной задачей - ростом зарплаты. Потому что все-таки легализация "теневых" заработков - это проблема прежде всего крупных городов. Большинство россиян о "конвертах" знает понаслышке. И тут важно соблюсти баланс: средняя зарплата по стране должна расти, по крайней мере не медленнее, чем пенсии. Ведь до сих пор во многих депрессивных регионах родители-пенсионеры зачастую являются единственными кормильцами для своих безработных детей и внуков. Кстати, и в нынешнем году остается опасность такого перекоса: с одной стороны, Президент поставил задачу, чтобы размер средней пенсии превысил наконец уровень прожиточного минимума. А с другой, увы, верхний 18-й разряд тарифной сетки, по которой считается зарплата бюджетникам, до этого показателя все еще не дотягивает.
Помочь нормализовать отношения в трудовой сфере могло бы принятие Трудового кодекса, учитывающего новые, рыночные формы взаимоотношений между работодателем и работником. Вот почему Президент, отметив разные точки зрения на КЗоТ у депутатского корпуса, Правительства и профсоюзов, в сущности, обратился с настоятельной просьбой к парламентариям "ускорить доработку и принятие Трудового кодекса на базе правительственного варианта". Вызвав тем самым шумную реакцию в зале. Да, сейчас активно ведется поиск компромисса по принципиальным разногласиям между позициями Правительства и профсоюзов. Однако по ключевым моментам о роли и месте профсоюзов в управлении предприятием исполнительная власть уступать не собирается. Дело общественной организации - защита трудящихся. И чем дольше будет затягиваться принятие нового КЗоТа, тем больше будут обостряться отношения между работниками и нанимателями.
Все это - первоочередные меры реформирования в социально-трудовой сфере. Если обе ветви власти сумеют их реализовать, то мы сделаем реальный шаг от дикого капитализма к цивилизованным отношениям.
Ирина НЕВИННАЯ.
00:04 05.04
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |