Архив новостей → Приглашение к чтению.
Приглашение к чтению.
В N1 газеты "Рязанское узорочье", выпущенной еще в 1998 году, к 40-летнему юбилею Рязанской писательской организации, ее ответственный секретарь Н.Молотков писал: "Готовясь к юбилею нашей организации, мы решили издать альманах рязанских писателей "Литературная Рязань"... Начальник областного управления культуры Наталья Николаевна Гришина поддержала нас в этих начинаниях, и в конце февраля появилось постановление губернатора Рязанской области Вячеслава Николаевича Любимова о финансировании издания нашего альманаха..." Так хотелось писателям сделать подарок к дню рождения себе, а главное, конечно же, - читателю! Но даже при полной поддержке властей, при своевременно перечисленных деньгах нашлись причины, которые задержали выход альманаха.
И вот, наконец, в начале этого года задуманная "Литературная Рязань" получила материальное воплощение.
Воплощение, надо сказать, весьма солидное: хорошая бумага, твердый переплет с золотым тиснением создают приятную увесистость, держать эту книгу в руках - одно удовольствие. И под обложку заглядываешь с трепетом предвкушения новых открытий. Чем живешь, Рязань литературная? Чем могут порадовать и огорчить 28 авторов, а значит - 28 неповторимых творческих миров?..
С чем войдут они в сердце читателя и чему смогут научить? Ведь главное качество настоящего произведения в том, чтобы читатель, узнавая в его героях себя, в то же время открывал какую-то частицу себя как нечто новое и неизведанное.
Право отбора произведений для альманаха, вопреки сложившейся для таких случаев традиции, было предоставлено самим авторам. Надо сказать, что в данном случае такой подход оправдал себя. Авторы предстали перед нами "с лица необщим выраженьем". И все же, как отмечено во вступлении "К читателям", есть над Рязанщиной свой особый свет, который ясно улавливается в произведениях рязанских писателей, независимо от их возраста, жанра и стиля, как нечто золотистое, переходящее то в алую чувственность зорь, то в зловеще-огненную окантовку грозовых облаков, то подернутое легкой рябью наподобие вечерней Оки, то налитое полновесной тяжестью спелых пшеничных колосьев... Особенно богата на золото, как известно, осень, и в этот ряд легко вписывается созвучное с осенью, святое для каждого рязанца имя - Есенин.
Поэтому неудивительно, что ряд авторов являются прямыми наследниками есенинской традиции в поэзии. Их имена, пожалуй, лучше всего известны рязанскому читателю. Это и Анатолий Сенин, и Александр Потапов, и Анатолий Солянкин... В этом же ряду стоит и поэт замечательно яркой и щедрой образности - Александр Архипов, чья книга "Рябиновое зарево" под редакцией еще В.И. Сафонова 6 лет прождала своего часа и была выпущена в свет все в том же юбилейном 1998 году издательством "Узорочье". Здесь же поэты Валерий Самарин и Владимир Белов, которые благодаря зоркости своего поэтического зрения умеют в самой обыденной мелочи увидеть незабываемый поэтический образ... Именно они создают фон литературной традиции.
Близки к ним Валерий Авдеев и Елена Некрасова - поэты более позднего поколения. Голос В.Авдеева чуть ироничен, его простая и безыскусная, но чистая русская речь слагается в строки, напоминающие таких поэтов советской эпохи, как А.Твардовский и Я.Смеляков - четкостью и твердостью поступи, известной гибкостью ритма и даже некоторой монументальностью, что особенно свежо и оригинально звучит, например, при воспевании русских погребов. Стихи еще достаточно молодой, но зрелой поэтессы явно не "местного" размаха Е.Некрасовой щедро наполнены чувственными ощущениями. Дыхание сонной травы, колокольный звон, варенье из крыжовника, суета и разноцветье масленичного рынка - радужное однообразие, знакомое каждому из нас, открывается заново благодаря своему преломлению в богатом и чутком внутреннем мире поэтессы.
Не нуждаются в особом представлении и два следующих автора. Имя Владимира Хомякова - мастера философской лирики, яркой и интересной личности - очень часто встречается на страницах "Рязанских ведомостей", а именем Нурислана Ибрагимова освещена газета "Рязанская глубинка". Поэтический голос Нурислана Ибрагимова неповторим и узнаваем, как узнаваем его собственный голос и голос его гитары. Его стихи окутаны дымкой таинственности и непостижимости человеческой души, невозвратности мгновений, но оставляют светлое впечатление благодаря их всепрощению и всепреемности.
Стихия Н.Ибрагимова - поздняя осень с ее мерцающей красотой, скупым солнцем и горьковато-сладким привкусом увядания.
И, наоборот, удивительно молод душой Минель Левин.
Автор около 30 книг, руководитель детской литературной студии "Парнас", Минель Иосифович поражает своим завидным жизнелюбием, которым он делится со всеми окружающими его людьми, в том числе и в стихах. Его стихи - только о любви. О любви к людям, к природе, к городу, к своей Единственной, даже к маленькому бездомному котенку. Исключительно о любви пишет и Владимир Кабанов. Все его стихи сливаются в одно произведение - гимн Женщине, проникнутый порывистой страстностью и откровенным эротизмом.
"Молод" и Анатолий Сальников. Его очерк "Аширкул-агай" и рассказ "Зинка" - родом из детства, из подросткового наивного героизма и трогательной влюбленности, чистой дружбы и мальчишеского соперничества и проникнуто свойственным этому возрасту обостренным и ранимым восприятием мира. Перо опытного мастера выдает лишь совершенное построение фразы, и язык, в меру "приправленный" среднеазиатской экзотикой, воспринимается очень легко.
Вообще о прозе "Литературной Рязани" разговор требуется особый. В первую очередь, оттого, что авторами представлены вещи достаточно крупные или отрывки из таковых, неоднозначные по замыслам, по целям, а порой даже и по форме. Так, Виталий Горчаков, известный как автор исторических романов, на сей раз рискнул сменить жанр и заглянуть в будущее, написав научно-приключенческую книгу в патриотическим ключе на рязанском материале. Насколько это ему удалось - судить читателю. А Николай Тюнеев, напротив, решил вернуться на зарю цивилизации и написал повесть "Крылья" на основе сразу двух древнегреческих легенд: о Тесее и Ариадне и о Дедале и Икаре. Автор нашел то, что объединяет две эти красивые и трагичные истории: все те же любовь к людям и стремление к свободе. Символично, что трагические концовки обеих легенд опущены: каждому читателю предоставляется право додумывать и осмысливать написанное самостоятельно...
Особняком стоит и Алла Нечаева. Читать ее произведения отнюдь не просто. Обозначенные как рассказы, объективно они мало поддаются жанровым определениям и похожи скорее на опыты символистов, пытавшихся слить воедино поэзию, прозу, музыку и живопись (например, А.Белый). Но "литературному гурману", сумевшему вписаться в атмосферу произведений А.Нечаевой, будет непросто уже оторваться от вкушения ее свое-образной и изысканной фразы.
Остальные авторы достаточно легко вписываются в традицию русского рассказа (повести), что свидетельствует, впрочем, не о легкости, а скорее - о трудности их восприятия и осмысления. Ведь русская проза никогда не пыталась обходить острые углы и больные вопросы нашей жизни, говорила на самые сложные и жизненно важные, вечные темы в их современном преломлении. Безусловно, самый крупный автор - Борис Шишаев - в своем рассказе "Старость кота Тимофея" затронул самую крупную тему - тему жизни, одиночества и смерти. Я могу лишь настоятельно порекомендовать каждому прочитать этот маленький шедевр. Анатолий Овчинников в рассказе "Стена" говорит о стене непонимания и взаимного нежелания уступить между двумя, в общем-то, любящими людьми, что тоже, к сожалению, не редкость в наши дни. Николай Молотков в своем очень небольшом, но выпуклом рассказе "Взгляд" на примере довольно частой сценки детской жестокости описывает ситуацию, которая оставляет самый глубокий след в сердце, особенно когда происходит в детстве, и по которой потом сверяешь всю свою жизнь. А повесть "Ищите женщину" Раисы Купавской жестко, сочно и ярко выписывает характеры нашего смутного времени, не смущаясь и самыми мерзкими его проявлениями.
К прозе Раисы Купавской близка поэзия Лидии Нефедовой. В своих стихах она предстает человеком трагически одиноким, то жестко-реалистичным, то горько-саркастичным, что порой переходит в жутковатый сюр. И все-таки прежде всего - женщиной. Кстати, подобный женский взгляд в конце XX века образовал уже целое направление, вызывающее в памяти имена Л.Петрушевской и Н.Медведевой - в прозе, С.Сырневой - в поэзии.
Кроме того, можно четко различить блок "военной" прозы и поэзии. Открывает его, конечно же, один из старейшин Рязанской писательской организации Николай Родин, получивший недавно новую российскую премию "Малая родина". Герой его рассказов, простой деревенский парень Енька Живетьев, в "Белых камнях" является основным действующим лицом, а в "Гармонисте Сидоркине" появляется лишь в конце как двоюродный брат главного героя, но видно, что он - любимый персонаж автора, скорее всего, автобиографичный, и вызывает искреннюю симпатию. Кроме того, рассказ "Гармонист Сидоркин" по-настоящему поэтично описывает жизнь русской деревни до войны и пронизан восхищенной любовью к землякам и довоенному быту. Два поэта - Владимир Филатов и Борис Жаворонков - хоть и не пишут о войне впрямую, но причастность их судеб к этой народной трагедии выдают подчеркнутая суровость и мужественность интонации, тревожность как отзвук военных лет, умение точно выражать свои мысли и эмоции достаточно скупыми средствами. И, наконец, Валерий Яковлев "ушел" своим прозаическим взором еще дальше в глубь века, поведав о подвигах русских богатырей на Западном фронте, во Франции 1916 г., и отразил в таком достаточно необычном разрезе тему воинской доблести и патриотизма.
Об Алексее Хлуденеве хочется сказать особо, поскольку он продолжает традицию еще одного нашего замечательного классика современности, к сожалению, рано ушедшего из жизни. Я имею в виду Василия Шукшина.
Герои рассказов А.Хлуденева - те же беззащитные деревенские "чудики": тихий, незлобивый, "любящий уважить людям", страстный охотник Сергей Кулинок, ("Кулинок") и невзрачный, неприкаянный, неухоженный мужичонка Гриша Спутник, не менее страстный рыбак ("Видит ли небо землю?"). Наперекосяк идущие, самые обычные судьбы самых обычных русских мужиков, пытающихся "найти разгадку ускользающей истины", плюс с любовью и большим мастерством прописанные пейзажи - все это вызывает грустную усмешку и мгновенный ответный импульс в сердце каждого читателя.
Вот такая получилась "Литературная Рязань". Отвечая на "проклятые вопросы", заданные в начале статьи, могу с уверенностью констатировать: альманах удался. Твердый переплет скрывает под собой твердую веру писателей Рязанщины в наше с вами духовное возрождение, и не в последнюю очередь - трудами самих писателей; золотое тиснение символизирует, что не иссяк еще золотой запас творчества на Руси, а увесистость книги - это весомость и жизнеспособность писательских словес. Остается лишь добавить, что в результате долгого и трудного пути альманах выполнил и свою главнейшую задачу - вышел на широкого читателя. В Дни славянской письменности и культуры администрация г.Рязани преподнесла 250 экземпляров этой книги в дар Рязанской областной универсальной научной библиотеке имени М.Горького с тем, чтобы альманах поступил во все библиотеки области.
И я с радостью приглашаю любителей подлинной русской литературы к чтению.
Валентина Бондаренко.
00:04 02.06
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |