Архив новостей → Безнаказанно обворовать предпринимателя может...
Безнаказанно обворовать предпринимателя может каждый....
Наш корреспондент беседует с нижегородским предпринимателем и журналистом Владимиром НОСКОВЫМ.
њ Владимир Александрович, журналиста Носкова я знаю и читаю лет двадцать. А вот с предпринимателем Носковым практически незнаком...
њ Давайте познакомимся. Я и сам никогда не думал, что займусь бизнесом. Но случился август 91-го, когда нашу газету закрывали то "белые", то "красные", то снова "белые"... Чтобы не сидеть без дела, стал помогать Нижегородскому торгово-промышленному дому создавать газету "Биржа". И вдруг меня избирают президентом и директором этого дома. Так, оставаясь собкором и членом редколлегии "Рабочей трибуны", я занялся предпринимательством. Надеясь, как говорится, на собственной шкуре проверить все прелести предпринимательской жизни. Так и экспериментирую вот уже шестой год...
њ Ну и как живется предпринимателю?
њ Не скажу за всю Россию, а вот в Нижнем Новгороде њ несладко. Во-первых, потому, что власть усиленно создает мнение, что предприниматели њ чуть ли не враги народа. Населению постоянно рисуется образ человека, который стремится обобрать, отнять, обхитрить, набить карманы, не заботясь о том, что делается вокруг него.
њ А разве не так?
њ Далеко не так! Именно власть начиная с 1991 года оставила население полуторамиллионного города наедине со всеми проблемами. Например, где взять продукты питания, промышленные товары? Всем этим людей обеспечивают предприниматели. Магазины муниципальные, которые еще остались, њ фактически обуза для города.
Конечно, городские власти стали сдавать нам в аренду помещения, но установили такие цены за квадратные метры, что выжить очень тяжело. Плюс налоги. Кроме федеральных, в нашей так называемой "столице реформ" огромное количество местных налогов. Только в прошлом году городской прокурор почти 600 раз выносил протесты, и десятки налогов, придуманных местными чиновниками, по его требованию либо отменены, либо на пороге отмены. Зато ни один чиновник, придумавший абсурдный побор, не пострадал.
њ Назовите самый одиозный налог.
њ Он был введен по инициативе бывшего губернатора њ трехпроцентный налог с покупки. Он ввел его с 1 мая 1996 года. С протестом выступили буквально все предприниматели области, все профсоюзы, а их более двух десятков, люди стояли в пикетах. Наконец в марте 1997 года Конституционный суд России отменил налог. Но исполняющий обязанности губернатора Юрий Лебедев продолжал гнуть эту линию. И лишь Законодательное Собрание не отменило даже, а только приостановило действие налога с 1 мая 1997 года.
За этот год 90 процентов магазинов Нижегородской области стали либо банкротами, либо погрязли в долгах. Введя налог, руководители области заявили, что деньги пойдут на выплату детских пособий. Но одновременно с действием налога наращивалась и задолженность по выплатам пособий... С кого теперь спросить? Власти даже не извинились.
В результате около 70 процентов предпринимателей "уходят" от налогов. И я их понимаю. Они уходят от налогов для того, чтобы выжить. Предприниматели (я не беру коррумпированных чиновников и их партнеров), конечно, неплохо обеспечены. Но они же дают работу десяткам, сотням людей. Вот у меня, например, работают свыше трехсот человек, умножьте на три њ ведь у каждого семья. Вот и получается, что около тысячи нижегородцев кормятся благодаря тому, что журналист Носков занялся бизнесом. Под моим началом њ четыре магазина и газета "Биржа".
Но вернемся к вашему вопросу: как же живется нижегородскому предпринимателю? Тем, кто был приближен к Немцову, наверное, жилось хорошо. Фамилии называть не буду њ это небезопасно. Но если их перечислить, то окажется, что одни њ под следствием, другие сбежали за границу, третьи ушли в тень. Потому что свои капиталы они создавали в мутной воде. А большинство, тысячи, делают свое дело честно, работая по 12њ14 часов. Ежедневно. Без выходных. Потому что магазины работают без выходных, а я должен в каждом из них побывать. Это я смотрю, чтобы вовремя были завезены хлеб, молоко, овощи, мясные продукты. У властей об этом заботы нет.
В областной администрации до последнего времени не было даже какой-то структуры, которая бы опекала предпринимательство. Зато было много разговоров о любви к предпринимателям.
А раз исполнительная власть так относится к предпринимателю, то и все остальные ее ветви ведут себя подобным же образом. Приведу пример. Не секрет, что в магазинах наемные работники воруют. Вот и у меня в магазине N 1 три года назад украли около 10 миллионов рублей. Нижегородский районный суд рассматривал "дело" раз пятнадцать. Потом перебросил "дело" в Канавинский РОВД, потому что суд вызывает ответчиков, а они не приходят, видите ли.
Как-то звонит мне оттуда женщина-следователь: "Вы должны быть..." Я отвечаю ей, что сейчас никак не могу. "Ах, не можете? Сейчас пришлю наряд милиции, и вас в наручниках доставят". Делать нечего, пришлось ехать. Так я неделю ездил. Она слушала мои рассказы, как детектив. И чем, вы думаете, разговоры наши закончились? Ее вопросом: "Вы мою дочку возьмете к себе на работу?"
А результат таков: "дело" снова передали в Нижегородский районный суд. Суд постановил взыскать с проворовавшихся работников деньги. Далее должен действовать судебный исполнитель. Но в суде то нет чернил, то скрепок, то почтовых конвертов. "И вообще,њ сказали нам,њ если так невтерпеж, то берите исполнительные листы и развозите сами". Мы взяли и развезли. Но люди не хотят платить, решение суда не исполняется. Обращаемся в областной отдел юстиции, пишем жалобу прокурору, њ ни ответа, ни привета. И так њ четвертый год.
Между тем одна из проворовавшихся работниц тоже написала жалобу в областной суд. И областной судья Валерий Воробьев приостанавливает решение райсуда, даже не поставив нас в известность об этом.
А работницы другого нашего магазина, видя такое, делают закономерный вывод: "воровать можно". И воруют уже около ста миллионов рублей. Мы обращаемся в Канавинский райсуд и слышим от судьи: "Надоели вы нам, предприниматели, со своими жалобами. Без вас хлопот много". И второй процесс длится уже полгода...
Пожаловаться предпринимателю некому. Помощи от власти, ее правоохранительных органов никакой. А вот когда нужно потопить предпринимателя, его найдут, мне кажется, в любом уголке мира. К примеру, когда Немцов поссорился со своим приятелем Андреем Климентьевым, на Климентьева тут же бросились районная налоговая инспекция, РУОП, городская и областная прокуратуры, ФСБ, налоговая полиция и тьма других контролирующих организаций.
њ В таких случаях говорят: а куда милиция-то смотрит?
њ Куда "надо", туда и смотрит. Мы в этом тоже убедились на собственном опыте. В одном из магазинов, который стережет вневедомственная охрана, дважды были кражи. Прошло почти три года, и мы не получили сколько-нибудь вразумительного ответа на вопрос: почему магазин, подключенный к сигнализации, обворован и почему никто за это не ответил?
Недавно в области закончила работу большая комиссия из МВД. Человек семьдесят проверяющих было во главе с заместителем министра. В это время на местном телеканале "Волга" зрителям был задан вопрос: "Доверяете ли вы милиции?" Большинство нижегородцев ответили: "Не доверяю". И я в том числе. Не доверяю не только нижегородской милиции, но и всей российской. Почему? На это есть причины.
Сейчас предприниматель сам добывает товары, закупает, доставляет. В августе прошлого года начальник отдела снабжения нашего Нижегородского торгово-промышленного дома Наталья Егорова с 60 миллионами рублей поехала в столицу њ за товаром. В районе города Петушки Владимирской области подверглась нападению группы кавказцев на двух машинах. К счастью, рядом был пост ГАИ. Кавказцев задержали. Местный майор успокоил пострадавших: "Езжайте домой. Вернем ваши деньги, не сомневайтесь...".
Ждем њ результатов нет. Мой юрист Наталья Моторная њ специалист опытный. Она, кстати, в свое время защищала в суде Галину Брежневу. Вот она и поехала в Петушки. Ее тоже заверили: "Работаем. Деньги вернем". Между тем время идет, а результатов нет. Пишем жалобу во Владимирскую областную прокуратуру, затем в Генеральную прокуратуру. В итоге, как вы уже, наверное, догадываетесь, приходит сообщение, что письмо направлено в РОВД г. Петушки. Прошло еще немало времени, прежде чем мы получили весточку от петушковских пинкертонов: "За недоказанностью совершения факта ограбления дело закрывается".
И поняли мы, что доказывать никто ничего не собирался с самого начала.
Однако вернемся к делам предпринимательским. Вы, наверное, замечаете, что в Нижнем Новгороде очень мало магазинов, которые ремонтируются, обновляются. Большинству хозяев денег на это не остается.
њ Позвольте, Владимир Александрович, у нас свыше трех десятков банков или филиалов крупных банков. А банкиры, судя по рекламе, просто гоняются за клиентами, желающими взять кредит...
њ Да, банков у нас много. И каких! Почти все на лучших улицах, в престижных зданиях. Кажется, так и должно быть, ведь во всем мире банки њ на самом виду. Но ведь те банки, прежде чем занять лучшие места, десятки, а то и сотни лет работали, наращивая свой капитал. У нас же, народившись в течение четырех-пяти лет, вдруг эти новые банки в одночасье стали богатыми, разжиревшими просто. На чем, спрашивается? На сговоре. На незаслуженных льготах. На перекачке "нулей".
Только за последние годы лопнули у нас три банка: "Нижегородец", "Прогресс" и "Нижегородский кредит". В связи с этим говорят: вот какие предприниматели нечестные, довели банки до разорения. Поверьте, руководители обанкротившихся банков были абсолютно уверены, что выданные ими кредиты станут невозвратными. Но, погубив банки, ограбив десятки тысяч вкладчиков, ни один из руководителей банков-банкротов не понес какой-либо ответственности. Им позволили просто сменить место работы и оставаться... ну очень богатыми людьми.
А вот честному предпринимателю кредит взять почти невозможно. Снова сошлюсь на свой опыт. В июне Центральный банк изменил кредитную ставку с 36 до 24 процентов. Какая цель? Чтобы оживить промышленность, помочь подняться с колен сельскому хозяйству, чтобы предприниматели могли вести свои дела лучше.
Но... если бы деньги можно было взять в ЦБ или в его подразделениях в регионах, все было бы нормально. Однако деньги пустили через коммерческие банки. Тут невольно задумываешься: кому хотело помочь Правительство? Народному хозяйству или разжиревшим банкам? Поищите-ка кредит в Нижнем Новгороде: меньше чем за 40 процентов годовых нигде не получите. Мне кажется, Центробанку надо было установить "кредитный коридор", заявив банкирам: "Мы вам даем под 24 процента, а вы должны устанавливать ставку не выше, скажем, 30 процентов. Не согласны њ берите деньги в другом месте".
Между прочим, Европейский банк реконструкции и развития, уже основательно познакомившийся с аппетитами наших финансистов, разработал программу "Малый бизнес в России" и сам предложил долгосрочные кредиты. Во всем мире хорошей годовой ставкой считается 5њ7 процентов. Формальностей њ минимум. Ты сегодня пришел, и, если у тебя все документы в порядке, через три дня получишь деньги. И кто же, вы думаете, выступил против той программы ЕБРР? Наши банкиры. Они стали стеной и заявили Президенту: "Если в Россию придут западные банки, мы все не выживем. Дайте нам небольшой срок, и мы сами все наладим". Так наше Правительство пошло на поводу у банкиров. В результате ЕБРР согласился дать деньги опять же нашим коммерческим банкам в виде долгосрочных кредитов под 9 процентов годовых. Но с условием упростить схему выдачи кредитов.
Насколько мне известно, первым получателем долгосрочного кредита ЕБРР стал Нижегородский банкирский дом, затем њ местный филиал Инкомбанка, "Российский кредит". Кстати, западные инвесторы, учитывая нашу российскую ненормальность, заявили банкам њ соискателям кредита: "Мы вам разрешаем поднимать кредитную ставку не выше 19 процентов".
Так вот недавно я обратился в Нижегородский банкирский дом. Сумму, которую мы просили, наш залог перекрывал раз в двадцать. Все необходимые документы мы банку предоставили, бизнес-план заполнили. Отдаем все это клерку из банка, надеясь получить деньги. Но клерк в кредите отказал: надо, оказывается, еще на наемных людей, работающих в фирме, предоставить подробные анкеты, написать историю фирмы, а также указать, есть ли у нее враги, то бишь конкуренты. И сколько их.
Спрашиваю: какое все это имеет отношение к кредиту? В ответ намеки, что, мол, такие справки требуют из Европейского банка реконструкции и развития. Прошу показать, где зафиксировано все это, есть ли письменное подтверждение. Оказывается, нет...
њ Зачем же вы занимаетесь бизнесом, раз все так плохо?
њ Что меня держит? То, что за мной стоят триста человек. Что видишь: у тебя получается! А ведь, по данным социологов, только пять процентов населения способно работать предпринимателями. Это поддерживает. Хотя... порой засыпаешь с решением: брошу все завтра же. А утром встаешь со свежими силами и снова начинаешь воевать. Жалко только, что больше всего воевать приходится с глупостью и непрофессионализмом.
њ Что ж, побед вам на этом поприще, Владимир Александрович.
њ Будем стараться...
Как коллега
с коллегой разговаривал.
Юрий ШУКОВ.
Нижний Новгород.
00:04 12.11
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
|
Мяу : ) Комментариев: 4 |
Закрой глаза Нет комментариев |
______ Нет комментариев |
ере Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg Комментариев: 2 |






