Архив новостей → "Челябинский рабочий" впервые рассказывает о...
"Челябинский рабочий" впервые рассказывает о человеке, о котором говорит вся область.
В некотором смысле Искандер Махмудов - это уже не просто человек. По крайней мере в сознании рядового челябинского обывателя. Это даже не просто один из крупнейших предпринимателей современной России. По крайней мере в глазах тех, кто в канун выборов на Южном Урале смотрит телевидение и читает местную предвыборную прессу. Искандер Махмудов - это миф. Этому человеку с восточной фамилией приписывают все мыслимые и немыслимые прегрешения. С его именем связывают планы неких таинственных кланов по захвату экономики области. Его называют спонсором по крайней мере четырех из восьми кандидатов на должность губернатора. Правоохранительные органы считают его организатором ряда преступлений в отношении ряда крупных акционерных обществ и государства, а ведущие политики области ищут встречи с этим человеком. "Тень Махмудова", по утверждению некоторых СМИ, нависла над ММК и "Мечелом". По частоте упоминаний в местной прессе Махмудов давно обошел не только далекого кремлевского олигарха Абрамовича, но и более близких местных предпринимателей вместе взятых.
Кто же он, Искандер Махмудов?
Визитная карточка.
Факты публичной биографии Искандера Махмудова действительно настолько тесно переплелись со слухами, что зачастую неотделимы от них. Его полное имя Искандер (Искандар) Кохрамонович Махмудов. По национальности узбек.
Некоторые считают его прямым потомком Чингисхана. Проверить достоверность этого мифа достаточно сложно, однако именно эта "легенда" якобы и обеспечила ему почти безграничное влияние среди азиатской предпринимательской диаспоры России. Столь же сложно удостовериться в справедливости утверждений о криминальном происхождении первоначального капитала, которым Искандер Махмудов располагал к началу экономических реформ в странах бывшего Союза.
Предпринимательская карьера Махмудова берет свое начало примерно с конца 80-х - начала 90-х годов. С 1991 по июнь 1994 года он заместитель директора по маркетингу АО "Алис", с июля 1994 по февраль 1996 года - директор АОЗТ "Промышленно-финансовая компания "Мета-Сервис". С 1996 по 1998 год - генеральный директор ОАО "Гайский горно-обогатительный комбинат". Президент Уральской горно-металлургической компании. Член совета директоров ОАО "Уралэлектромедь". Совладелец АКБ "Саяны". Большую часть времени проживает в Израиле.
Империя.
Его называют "медным королем" России. В значительной мере это определение соответствует действительности. Большинство крупнейших предприятий медной отрасли страны напрямую входят в империю Искандера Махмудова или находятся под его влиянием. Основу медной империи Махмудова составляет Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) - один из лидеров по числу конфликтов, связанных с переделом собственности. По оценке экспертов, УГМК сегодня является самой мощной финансово-промышленной группой в Уральском регионе и контролирует около 30 процентов медного рынка страны. В сферу ее интересов входят как предприятия черной металлургии (НТМК, Качканарский ГОК, Высокогорский ГОК), так и заводы, связанные с производством и переработкой меди (Забайкальская горнорудная компания, "Сафьяновская медь", Кыштымский медеэлектролитный завод, Гайский ГОК, Кировоградская металлургическая компания). Список владений УГМК постоянно расширяется.
Интересуют Искандера Махмудова и другие цветные металлы, в первую очередь - титан. Под контролем "медного короля" находится крупнейший российский производитель титанового проката - Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение. Ему же принадлежит блокирующий пакет и право выкупа 70-процентного пакета акций другого предприятия цветной металлургии - Березниковского титаномагниевого комбината (АО "Ависма").
Известно, что помощь в управлении холдингом и разработке стратегии его развития Махмудову оказывает его давний деловой партнер Михаил Черной, в свое время тесно сотрудничавший с британской Trans World Group.
В алюминиевой отрасли позиции Махмудова выглядят значительно скромнее. Здесь его влияние распространяется на так называемые "вспомогательные" предприятия. Зато какие! Производство электродов, без которых не обходится ни один алюминиевый гигант. Речь идет прежде всего о Новосибирском и Челябинском электродных заводах. На начало года контроль над этими предприятиями удерживала TWG. Однако, по информации журнала "Эксперт", в начале декабря оба предприятия влились в разветвленную империю Махмудова.
При этом новый собственник пока не спешит предавать огласке детали этой сделки. Впрочем, причина интереса Махмудова именно к этим предприятиям объяснима. Для него это означает возможность оказывать давление на ближайших партнеров по алюминиевой отрасли, регулируя поставки электродов на заводы, объединенные в холдинги Романа Абрамовича (Красноярский, Братский алюминиевые комбинаты и так далее) и Олега Дерипаски ("Сибирский алюминий").
Влияние Искандера Махмудова на тех или иных участников российского металлургического рынка выражается не только и зачастую не столько в контрольных пакетах акций. Оказание давления на пока неподконтрольные предприятия через ограничение поставок сырья - излюбленный метод уральского олигарха, с которым столкнулись очень многие российские производства.
Здесь стоит вспомнить историю несостоявшегося медного холдинга на базе расположенных на территории Башкирии и Челябинской области предприятий. Основу холдинга, инициаторами которого выступали Петр Сумин и Муртаза Рахимов, должны были составить третий по величине российский производитель рафинированной меди - Кыштымский медеэлектролитный завод, "Карабашмедь", Южно-Уральская горнодобывающая компания, Учалинский ГОК, Бурибаевское рудоуправление и Челябинский электролитный цинковый завод. В рамках холдинга эти предприятия составили бы полную технологическую цепочку - от добычи руды до изготовления рафинированной меди и изделий из нее. Однако в первой половине 1999 года прямой конкурент Кыштымского медеэлектролитного завода - УГМК - ввел ограничения на поставки сырья на КМЗ. Челябинцам и башкирам осталось только отыграть назад.
Но и после этого Махмудов не оставлял попыток поставить под свой контроль КМЗ и доставлял немало неприятных переживаний генеральному директору завода Александру Вольхину. Более того, по слухам, эти попытки отчасти увенчались успехом. К компаниям, подконтрольным Махмудову, перешел значительный пакет акций КМЗ.
Успех предпринимателя в России, как ни в какой другой стране, зависит от умения правильно выстраивать взаимоотношения с местными властями. Махмудов всегда хорошо понимал это.
В этом отношении весьма показательна история получения Нижнетагильским металлургическим комбинатом (который контролирует Махмудов) выгоднейшего заказа от "Газпрома" на производство труб широкого диаметра. В борьбу за заказ стоимостью примерно в один миллиард долларов включились почти все игроки российского чернометаллургического рынка, включая и ММК. Однако предпочтение было отдано именно НТМК, кредиторы которого не-ожиданно для многих наблюдателей договорились о прекращении процедуры внешнего управления. Поговаривают, что не последнюю роль в принятии этого решения сыграли лоббист-ские способности Виктора Черномырдина, предвыборную кампанию которого финансировал Искандер Махмудов.
Хорошие отношения со свердловским губернатором Эдуардом Росселем (в числе спонсоров избирательной кампании которого называют все того же Искандера Махмудова) позволили последнему вместе с ком-паньонами взять под контроль Качканарский ГОК.
Кстати, история смены руководства на Качканарском ГОКе, без сомнений, может считаться самым шумным скандалом с участием Махмудова. Близкие к Махмудову акционеры предприятия обвинили генерального директора ГОКа Джалола Хайдарова в том, что он скрывал от партнеров прибыль, и при прямой поддержке правоохранительных органов сместили старое руководство. Группу собственников, направлявшихся в Качканар, чтобы провести альтернативное акционерное собрание, омоновцы просто не пропустили в город. Власти все это время хранили полное молчание.
В последние полтора года Махмудов все энергичнее проникает в черную металлургию. По некоторым данным, у Махмудова уже есть существенное влияние на ММК, где напрямую и через аффилированные структуры он контролирует до 30 процентов акций. Через процедуру банкротства перехвачено руководство на Западно-Сибирском и Кузнецком металлургических комбинатах. Лоялен родственным Махмудову финансовым структурам и внешний управляющий Златоустовского металлургического завода.
Предпринимательская активность Искандера Махмудова неоднократно приковывала внимание правоохранительных органов. По информации "Челябинского рабочего", на настоящий момент Искандер Махмудов является фигурантом по крайней мере пяти уголовных дел. В их числе уголовные дела о хищении акций "дочек" ОАО "Нижневартовскнефтегаз", ОАО "ММК", незаконной приватизации ОАО "Кировоградский медеплавильный комбинат" и дело о незаконном обороте драгоценных металлов в шламах, принадлежавших Гайскому ГОКу (расследовалось УФСБ по Челябинской области).
Челябинский "след".
Безусловно, особого внимания достойна история притязаний Махмудова на крупнейшие предприятия черной металлургии Челябинской области.
И первым в этом перечне стоит Магнитогорский металлургический комбинат. В последнее время уральского предпринимателя называют кандидатом номер один в новые хозяева Магнитки. И основания для такого утверждения действительно весомые.
Кстати, именно в связи со скандалом вокруг 25-процентного пакета акций ММК несколько лет назад в челябинской прессе впервые и возникло имя Искандера Махмудова. Отправной точкой конфликта можно считать подписание руководством комбината в 1997 году соглашения с ЕБРР о предоставлении кредита в размере 100 миллионов долларов. Вскоре, однако, выяснилось, что предприятие не в состоянии выполнить главное условие соглашения - передать ЕБРР в качестве залога 25-процентный пакет своих акций. Стало известно, что Рашит Шарипов, занимавший тогда пост председателя совета директоров Магнитки, передал акции комбината дочерним предприятиям, находившимся под его личным контролем. В дело вмешались правоохранительные органы. Однако при посредничестве реестродержателя Магнитки - фирмы "Регистратор-Чел" - 25 процентный пакет акций ММК перешел к группе физических лиц: гражданину США и Израиля Михаилу Некричу и гражданину Греции и России адвокату Александру Добровинскому. По некоторым данным, теневым "дирижером" этой сомнительной сделки выступил Искандер Махмудов.
Сегодня указанный пакет акций числится за ЗАО "А-Капитал", и юридическая судьба акций до сих пор не определена. В чье владение может перейти контроль над ЗАО "А-Капитал", во многом будет зависеть от политической ситуации в области и, разумеется, от исхода губернаторских выборов.
Государству в лице Мингосимущества РФ принадлежит 23,76 процента акций ММК. Пока оно не спешит расставаться со своей долей собственности Магнитки. Однако попытки инициировать ее продажу предпринимались уже не раз и, судя по всему, будут предприниматься в самом ближайшем будущем. Переход госпакета в руки негосударственной структуры полностью изменит расстановку сил на комбинате.
Есть еще одно обстоятельство, способное определить будущую судьбу ММК. Большое число акций комбината размыто между мелкими инвесторами. Около года назад британская TWG, владевшая 18-процентным пакетом акций ММК, продала их мелким офф-шорным компаниям. Скупкой этих акций за рубежом сегодня занимаются как эмиссары Магнитки, так и представители подконтрольных Махмудову структур. И тот, кто сумеет собрать в единый кулак бывшую собственность TWG, сможет заблокировать любое решение совета директоров.
Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что компании Махмудова на сегодня контролируют часть кузбасских угольных разрезов. Магнитка крайне заинтересована в бесперебойных поставках сырья из Кузбасса, поскольку кузбасский кокс значительно дешевле казахстанского. И в этой ситуации контроль над сырьевыми потоками ММК дает Махмудову возможность влиять на политику комбината, добиваясь признания собственных интересов.
О чем говорили Петр Сумин и Искандер Махмудов?
По некоторым данным, несколько месяцев назад состоялась встреча челябинского губернатора Петра Сумина и Искандера Махмудова. Где происходила встреча и какие вопросы на ней обсуждались, достоверно неизвестно. Более того, официально факт этой встречи не подтверждается.
Однако, скорее всего, Петр Сумин действительно имел разговор с хозяином УГМК. И темой его были ММК и другой челябинский гигант - ОАО "Мечел".
Примерно в начале осени этого года журнал "Эксперт" сообщил о том, что принадлежавший швейцарской компании "Гленкор" 40-процентный пакет акций "Мечела" перешел под контроль одной из компаний Искандера Махмудова. Чуть позже это же издание поставило под сомнение факт сделки. Руководство предприятия все это время воздерживалось от комментариев. Из чего можно заключить, что сделка в настоящее время в стадии оформления. Вероятно, "Гленкор", отказавшись от попыток установить благожелательные или хотя бы нейтральные отношения с областными властями, действительно решил избавиться от акций "Мечела". И если это так, то наиболее вероятным покупателем "гленкоровского" пакета может выступать именно Искандер Махмудов.
Стоит вспомнить об идее создания холдинга, который мог бы объединить ММК и "Мечел". По слухам, она очень популярна в некоторых высоких кабинетах Челябинской областной администрации и пользуется поддержкой самого Петра Сумина. Экономически этот проект представляется аналитикам разумным: ММК и "Мечел" производят различные виды стали, однако единая сбытовая политика позволила бы оптимизировать расходы обоих предприятий. Однако хозяева обоих заводов до последнего времени имели разные взгляды на подобное сотрудничество. Но после возможной смены собственников идея создания холдинга на базе ММК и "Мечела" может оказаться вполне жизнеспособной.
Вопрос в том, обсуждали ли челябинский губернатор и предприниматель эту идею. По опять же неофициальной информации, Петр Сумин и Искандер Махмудов договорились вновь встретиться после губернаторских выборов.
Демон ли Махмудов?
В принципе ничего страшного и плохого в притязаниях Искандера Махмудова на челябинские предприятия, будь то Магнитка или "Мечел", нет. И большинство страшилок про передел собственности, в которых Махмудову отводится роль "главного злодея", имеет весьма конъюнктурное происхождение. Демонический образ свердловского олигарха не более чем плод неправедных трудов анонимных сотрудников предвыборных штабов. Как говорится, если бы Махмудова не существовало в природе, его следовало бы выдумать на период кампании по выборам губернатора Челябинской области.
Достаточно вспомнить опыт развитых стран, в которых высокие темпы экономического роста обеспечивают прежде всего мощные концерны, вобравшие в себя предприятия самых различных отраслей. Россия уже ступила на путь создания высокоинтегрированных холдингов. Челябинская область до последнего времени оставалась в стороне от этих процессов.
Есть, впрочем, несколько вопросов. И первый из них: как будет происходить перераспределение собственности на Южном Урале? История "группы Искандера Махмудова" более чем богата скандалами и жесткими разборками вокруг приобретаемой собственности. Силовые методы не исключались никогда. Пример тому - история с захватом Качканарского ГОКа.
И второй вопрос: какую позицию в этой ситуации займет политическое руководство области? Не использует ли власть дарованные ей избирателями полномочия для лоббирования интересов "родственных" финансово-промышленных групп?
На протяжении всех последних лет Искандер Махмудов крайне редко давал интервью. Его нелюбовь к общению с прессой известна. Тем не менее "Челябинский рабочий" попытался получить ответы на некоторые вопросы от самого Искандера Махмудова или от близких к нему людей. Нас интересовали комментарии предпринимателя по поводу слухов о его контактах с челябинскими политиками и его роли в финансировании избирательных кампаний нескольких кандидатов на должность челябинского губернатора. Мы надеялись услышать и о взаимоотношениях Искандера Махмудова с рядом крупнейших челябинских предприятий и правоохранительными органами.
В пресс-службе ОАО "Уралэлектромедь", членом совета директоров которого значится Искандер Махмудов, нам очень вежливо сообщили, что господин Махмудов в Верхней Пышме появляется крайне редко, и посоветовали обратиться в московское представительство компании. Сотрудница московского представительства, отвечающая за контакты со средствами массовой информации, подтвердила, что "общаться с прессой Искандер не любит, потому что не умеет", и переадресовала в московский офис другой неназванной компании, "также принадлежащей Искандеру". Человек по имени Сардор, с которым нас соединила секретарь, внимательно выслушал корреспондента "Челябинского рабочего" и предложил выслать вопросы, доброжелательно заметив, что "обязательно передаст их Искандеру". Мы переслали наши вопросы по электронной почте на адрес компании, однако ответов на момент подписания этого материала в печать пока не получили.
00:04 21.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |