Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейАлюминиевые реки њ размытые берега Сможет ли...

Алюминиевые реки њ размытые берега Сможет ли Россия восстановить контроль над собственной алюминиевой промышленностью?

Такая возможность есть. Но времени на это отпущено мало .

Основные центры производства "серебристого металла" сейчас находятся в руках знаменитого картеля њ "Трансворлд Груп" ("ТВГ"). Основа основ их контроля кроется в толлинговой схеме, при которой фирмы-марионетки "ТВГ" берут в руки поставки на наши заводы сырья и сбыт алюминия за рубеж.

Металлурги твердят: останови толлинг њ и остановятся заводы. Для алюминиевых комбинатов такое равносильно катастрофе. Все оборудование непрерывного цикла тотчас же безнадежно испортится. Но и мириться с толлингом уже нельзя, поскольку он уносит из страны сотни миллионов долларов ежегодно. Впрочем, все его "прелести" мы описали в предыдущих статьях "алюминиевого цикла" (8 октября њ "Пейзаж с "алюминиевым картелем" и 10 октября њ "Грохот алюминиевых войн").

А это значит, что господству "ТВГ" и толлинга нужно что-то противопоставить. Но что?

Хакасский прецедент.

Сначала посмотрим на точки зрения противников "ТВГ", на тенденции их развития. Крайнюю позицию занимает компания "Сибирский алюминий" во главе с Олегом Дерипаской. Именно этот человек решился разорвать отношения с "ТВГ" на Саянском алюминиевом заводе и теперь ратует за полную отмену толлинга как такового. Дерипаска намерен создать давнюю мечту наших экономических оппозиционеров њ ВИС: вертикально интегрированную структуру, которая, вобрав в себя несколько промышленных предприятий, работает как одна суперфабрика.

"ТВГ" от самой идеи вертикально интегрированных структур кривится как от горькой редьки. Еще в июле на слушаниях в Госдуме заместитель гендиректора БрАЗа Ю. Пурденко так и заявил: "Ну как я могу интегрироваться с одним из предприятий нашей отрасли, которое поставляет нам сырье, когда, по расчетам, на нем должно работать 800 человек, а работают четыре тысячи? Где ленинское решение о производительности труда?" Смысл речей управляющего подвластного "всемирщикам" завода сводился к одному: мы хорошо живем на толлинге, у нас њ высокие зарплаты и жилье для рабочих строится.

Но ведь именно в вертикальных компаниях-суперфабриках и происходит освобождение от излишних работников. Объединяться-то можно не только с сырьевыми предприятиями, но и с обрабатывающими њ вплоть до авиастроительных.

Патриотизм "Сибирского алюминия" идет дальше њ в альянсе с еще одним экс-управляющим "ТВГ" Владимиром Лисиным (Новолипецкий комбинат), он пытается создать группу "Союзметалресурс" в масштабах СНГ, с помощью которой они хотят покончить с господством "ТВГ" на наших рынках. Ряд наблюдателей полагают, что за всем этим чувствуется рука матерого нашего промышленника и идеолога сильных банковско-индустриальных групп њ Олега Сосковца. И уже парламентская фракция ЛДПР встает на защиту Лисина њ Дерипаски. Правда, есть очень сильные аргументы в пользу того, что за их спиной стоит Михаил Черной, один из недавних "героев" "ТВГ", который публично рассорился и с нею, и со своим братом Львом Черным. Не пытается ли этот гражданин Израиля, уничтожив таким образом "ТВГ", стать на ее место? Ведь тот же Лисин сбывает новолипецкий металл через две "карманные" инофирмы, он тоже связан с Израилем множеством уз, а Дерипаска навещает М. Черного за кордоном.

Некоторые деловые люди рисовали нам сюжет и покруче. Мол, Черные просто поняли, насколько "ТВГ" стала пугалом в России, и потому затеяли театральный разрыв, выдвинув вперед наиболее "незамазанного" брата. Пусть он занимается патриотической консолидацией алюминиевой и других металлургий России, разворачивая их на завоевание рынка готовых изделий њ все равно примитивный экспорт металлических чушек на Запад себя исчерпывает. А потом все те же лица и станут во главе нового суперконцерна. Но уже без лондонских покровителей њ нынешних вождей "ТВГ" братьев Рубенов.

СУАЛ њ тактика "мягкого отвыкания".

Другой оппонент "ТВГ" њ "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" (СУАЛ). Но здесь предпочитают действовать не так революционно.

ДОСЬЕ. В СУАЛ входят Иркутский и Уральский алюминиевые заводы, с 26 сентября 1996 г. слившиеся в одно предприятие со своей сырьевой базой њ СУБР, т.е. Сибирско-Уральскими бокситовыми рудниками. Разрабатывается Среднетиманское месторождение в Коми (51 процент в АО "Бокситы Тимана"). Сердцевина СУАЛ њ компания "Ренова", которая на треть принадлежит американской фирме "Аксесс Индастриз", на две трети њ российскому ЗАО "Конвик". За 1997 год компания произвела 331 тысячу тонн алюминия. Гендиректор СУАЛа и "Реновы" њ Виктор Вексельберг.

Эта команда тоже не хочет ограничиваться выплавкой простых болванок на экспорт, все больше осваивая готовую продукцию и ориентируясь на наш рынок (пока лишь на 24 процента объема поставок). Но к "буре и натиску" Олега Дерипаски руководство СУАЛа относится с недоверием: мол, слишком много разговоров. Если бы хотели, то давно бы объединили свои предприятия в одно, как это сделала СУАЛ с двумя заводами.

Но самое главное отличие СУАЛа от "Сибирского алюминия" заключается в том, что эта компания не желает отмены одного вида толлинга њ внутреннего, на котором сама и работает. То есть порядка, при котором иностранные фирмы-толлингеры закупают сырье не за рубежом, а на отечественных рудниках, перерабатывая его на наших заводах и вывозя металл абсолютно беспошлинно и безналогово. И если сравнивать толлинг с наркотиком, то таким образом предлагают лечить наркоманию, постепенно уменьшая дозу. Тем более, что у предприятий нет ныне оборотных средств, чтобы отказаться от толлинга. К заявлениям главы СаАЗа о скором упразднении толлинга здесь относятся плохо, считая, что Дерипаска кроит ситуацию под свою компанию, которая уже имеет производство готовых товаров.

Таковы два противника "ТВГ" на сегодняшний день. Увы, они производят только 23 процента российского алюминия, тогда как "ТВГ" контролирует 73 процента. И все же они могут быть точкой опоры для государства, если оно всерьез намерено покончить с колониальной зависимостью от толлинга.

Брешь, в которую надо проскочить.

Почему прежде государство было вынуждено терпеть эту колониальную схему? Во-первых, не знало, где взять около миллиарда долларов, чтобы дать предприятиям оборотные средства и вытеснить тем самым деньги посредников-толлингеров. А во-вторых, не ведали, как, имея деньги, выйти на мировой рынок алюминиевого сырья, глинозема, не вызвав роста цен на него. (Напомним, что Россия саму себя обеспечивает этим сырьем всего лишь на треть).

В 1995њ1997 годах, когда цены на алюминий в мире стояли высоко, купить глинозем даже с хорошими деньгами было трудно. Заводы в Гайане и Гвинее работали на полную загрузку. Конечно, можно было бы переплатить. Но такой рост цен на сырье приводил и к новому подорожанию алюминия на Лондонской бирже металлов, а это грозило России катастрофой. Ведь стоило ценам подняться с тогдашних 1600 долларов за тонну алюминия до 1800, как возникала "повышательная" тенденция. И становилось бы рентабельным производство алюминия в Персидском заливе, где работают несколько атомных опреснителей воды, энергия которых сейчас по большей части бесполезно теряется в теплообменниках. А тут на них быстро появлялись турбины с генераторами, электролизные ванны њ и наши алюминиевые гиганты Сибири моментально становились полностью неконкурентоспособными. Ибо из Персидского залива везти металл куда дешевле!

Однако теперь опасность сия миновала. Цены на алюминий из-за мирового финансового кризиса скатились до 1200 долларов за тонну, и производство "крылатого металла" в мире за 1998-й снизится на 600њ800 тысяч тонн. А потому на рынке появляется "лишний" глинозем.

И хотя цены на него упали пока не так низко, как на металл, можно ожидать их дальнейшего, хотя и не такого уж большого, падения. А значит, ситуация благоприятствует нашим алюминоделам.

Итак, если раньше у нас не было ни денег, ни глинозема, то теперь сырье можно купить њ нашлись бы деньги. Но срок отпущен малый њ примерно до лета 1999 года. Дальше мировой кризис станет сходить на нет, и цены на алюминий поползут вверх. И если мы не успеем до этого срока, повторится прежняя ситуация: "ни денег, ни глинозема".

Деньги можно искать по-разному. Толлинг каждый раз получает право на жизнь очередным распоряжением (или постановлением) Правительства. Пока мы были приперты к стенке, другого выхода не было. Но сейчас ситуация явно в нашу пользу. Мы можем вынудить международных посредников-"совладельцев" прикрыть их оффшорную схему, ввести свой оборотный капитал в Россию, чтобы из России (а не из Лондона) закупать глинозем, из России (а не из Лондона) продавать алюминий, пусть даже и на той же Лондонской бирже металлов. Тем самым превратим их в нормальных отечественных предпринимателей и сделаем их операции подконтрольными нашим налоговым органам.

Заставить события развиваться по любому из этих сценариев совсем несложно: достаточно запретить толлинг с января 1999 года. Но запретить так, чтобы наши "спасители-грабители" поняли, что это њ вечный запрет и что его никогда, ни при каких условиях не отменят 31 декабря 1998 года. А для пущей убедительности сразу же после введения этого запрета необходимо приступить к сколачиванию "глиноземного пула". И пусть владельцы банков, оффшоров и пароходов решат для себя, что же им выгоднее: потерять свой бизнес, но остаться с оборотным капиталом или же сохранить и бизнес, и капитал, но начать работать абсолютно легально. Без использования международных "черных дыр", где исчезают деньги, которые должны принадлежать России.

Мы не посягаем ни на чьи интересы, не ищем криминал, трупы или наркотики, не пытаемся создать фон для того, чтобы выкинуть из алюминиевого бизнеса людей и капиталы, которые очень существенно помогли России в 1992њ1994 годах. Но и реальные владельцы толлинговых схем и оборотных средств на Западе должны понять, что ситуация с 1995 года существенно изменилась. Что Россия уже другая и толлинг, как почти законный способ бегства капиталов из России, себя уже изжил. И что именно сейчас, в момент острейшего финансового кризиса, у России и ее Правительства хватит решимости положить этому конец.

Путь к свободе: от Гвинеи до аэрокосмических корпораций.

Сейчас, когда особо невменяемые либералы пошли вон из Правительства и во весь рост встал вопрос о национальной промышленной политике, Россия имеет еще один шанс победить толлинг раз и навсегда, попутно покончив с засильем всяческих "всемирных групп" и криминальных авторитетов, с рабским положением наших промышленных гигантов.

Об отличных перспективах России рассказал Игорь Студенников, нынешний главный специалист МИД РФ, шесть лет проработавший послом в Гвинее.

В этой маленькой африканской стране, бывшей союзнице СССР, находится треть мировых запасов бокситов отменного качества. Двадцать лет советская алюминиевая промышленность потребляла до 3 миллионов тонн гвинейских бокситов, получая половину в счет долга тамошнего правительства нам, половину - оплачивая, перерабатывая их на специально построенном для этого Николаевском заводе. Две трети импортных бокситов СССР ввозил именно из Гвинеи.

Трагедия декабря 1991 года привела к тому, что Россия этого рынка лишилась. Мы потеряли богатейшее месторождение Дьябьян, 340-миллионнотонных запасов которого хватит России на полвека. Там все время тепло, не в пример уральским и тиманским месторождениям, не в пример климату нефелинового Ачинска. Там не надо зарываться глубоко в землю њ руда лежит чуть ли не на поверхности.

Еще в СССР было решено построить рядом с Дьябьяном боксито-глиноземный завод для наших нужд. Потом это дело пытались реанимировать в 1992 году, однако тщетно: ведомое "архирыночниками" государство не желало вкладывать деньги в производство, ожидая, что это будет делать бизнес. А наши алюминиевые заводы в то время крутили толлинговые "амуры" с "ТВГ", питаясь с ее руки. Самой же "ТВГ" этого совсем не нужно. Не нужно это и всем нынешним алюминиевым "авторитетам", правящим бал на том же Красноярском заводе.

Между тем, восемь западных компаний-алюминоделов создали в Гвинее общее предприятие и вовсю снабжают себя сырьем. На толлинге никто из них не работает, и на русских "чудаков" они взирают, прямо скажем, свысока, удивляясь, почему и мы не строим себе завод.

Да, это њ реальный выход для нас. Уверены: у государства есть множество административно-налоговых рычагов, чтобы заставить наших алюминиевых горе-королей, все эти соперничающие группировки объединиться и создать в Гвинее общую компанию. Прецедент уже есть: в прошлой публикации мы рассказали, как несколько алюминиевых компаний отбили у "ТВГ" Новосибирский электродный завод, создав общую компанию для снабжения всех катодной массой для электролизных ванн. Здесь нужно запретить толлинг с 1 января 1999 года и подписать российско-гвинейское межправительственное соглашение. Тем паче что Гвинея еще должна нам значительные средства со времен СССР.

Пусть это нелиберально. Пусть это силовой путь построения рынка. Но только так мы сможем завоевать независимость нашей металлургии, уничтожив почву для процветания всяческих сомнительных дельцов израиле-британско-бомбейского происхождения. В конце концов не какой-нибудь Толя Бык, а наш народ на свои кровные рублики строил все эти комбинаты и электростанции. И отнюдь не для того, чтобы прибыли от них оседали вне нашего Отечества! Гвинея может дать нам полную независимость от всех торговцев глиноземом, независимость от колебаний цен на сырье и даже "экономическое оружие". Ибо в случае чего, поставляя сырье на мировые рынки, мы можем сбивать цены, не позволяя возникнуть опасным конкурентам в Персидском заливе.

И это значит, что Правительству пора уже сейчас скликать алюминоделов на переговоры. И вести переговоры крайне жестко: вы должны вытащить свои капиталы из бесчисленных оффшоров и сообща решить эту проблему, а иначе вами займутся силовые органы государства.

И уже сейчас надо думать о том, как создать рынок сбыта алюминия внутри страны. А это значит, что нужно побороть последствия чубайсовской раздробленности, идти на создание сильных ВИСов-корпораций в авиастроении и электротехнике, в "оборонке" и космической отрасли, убирая при этом между производством винтиков для машин и готовых машин проклятущий НДС, работающий как душитель промышленного подъема.

Альтернатива? И дальше безучастно наблюдать за бесконечными склоками враждующих группировок. Но через пять њ семь лет наши заводы попросту износятся и разрушатся без серьезных вложений. И мы не то что о своих самолетах њ о своих банках для пива забудем.

Александр ВЕЛИЧЕНКОВ,

Владимир КУЧЕРЕНКО.

  00:04 27.10  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU