Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейМАКРОЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ.

МАКРОЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ.

Производство валового внутреннего продукта. Динамика основных макроэкономических показателей за 9 месяцев 1997 г. разнонаправленна. (прирост в %). њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњњњњ—

‹ 1996 г. ‹январь-сентябрь‹ 1997 г.‹

‹ ‹ 1997 г.*) ‹ Оценка ‹ њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњ± ВВП -5.0 0.2 0 Продукция промышленности -4.0 1.5 1.0-1.5 Продукция сельского хозяйства -7.0 -0.5 -0.5 Капитальные вложения -18.0 -7.1 -4.0--5.0 Розничный товарооборот -4.0 0.7 1.0 Коммерческий грузооборот предприятий всех видов транспорта -5.0 -4.0 -1.0 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ *) к соответствующему периоду 1996 года В январе - сентябре 1997 года производство валового внутреннего продукта составило 1933 трлн. руб., или 100.2% к уровню 9 месяцев 1996 года. Положительная динамика ВВП определяется ростом промышленного производства, общий объем которого увеличился на 1.5 процента.Анализ динамики ВВП и промышленности на основе уточненных ретроспективных данных с исключением фактора сезонности свидетельствует о синхронном переходе к росту этих показателей во второй половине 1996 года. В середине 1997 года их динамика испытывала колебания, но с июля - августа вновь характеризуется достаточно устойчивым ростом. Особенностью роста промышленного производства является то, что на фоне положительной динамики в промышленности в целом сохраняется тенденция к спаду в производстве средств производства, однако по сравнению с 1996 годом темпы спада замедлились.

Низкий уровень инвестиций, сложное финансовое положение сельскохозяйственных предприятий по-прежнему негативно влияют на динамику сельскохозяйственного производства. Однако в 1997 году благоприятные погодные условия для растениеводства позволят заметно замедлить его спад.

Показатель инвестиций в основной капитал имеет худшую динамику из всех макроэкономических показателей. В то же время общий спад инвестиций в основном связан с сокращением непроизводственного строительства, прежде всего жилья. Спад производственных инвестиций замедляется, а за сентябрь они были практически на уровне 1996 года.

Движение инвестиций в основной капитал с исключением фактора сезонности показывает переход к их росту с начала 1997 года, пока еще не очень устойчивому. Спад инвестиций при использовании показателей "период к периоду прошлого года" определяется относительной динамикой 1997 и 1996 года.

За январь - сентябрь 1997 г. доля товаров в ВВП снизилась до 39.9% против 43% за 9 месяцев 1996 г., доля услуг повысилась до 48.9% против 47.7% в 1996 году. Тенденция роста доли услуг в структуре производства ВВП определяется опережающим ростом тарифов на услуги.

Ожидается, что к концу 1997 года кардинальных изменений в динамике макроэкономических показателей не произойдет. Валовой внутренний продукт за 1997 год в сопоставимых ценах оценивается практически на уровне 1996 года и составит в фактических ценах 2640 - 2670 трлн. рублей. В структуре ВВП сохранится высокая доля услуг. Начавшаяся реформа в жилищно-коммунальном хозяйстве вызовет значительные изменения в структуре платных услуг, где в условиях ограниченности уровня доходов населения основное место занимают жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта и связи.

Использование валового внутреннего продукта. Основным фактором, влиявшим на динамику и структуру использования валового внутреннего продукта за 9 месяцев 1997 г., по-прежнему являлась ограниченность внутреннего спроса.

Валовое накопление продолжало снижаться высокими темпами, хотя это снижение несколько замедлилось.

В меньшей степени спросовые ограничения повлияли на конечное потребление населением материальных благ и услуг.

Расходы населения на конечное потребление сложились под действием следующих факторов: замедлились темпы инфляции по сравнению с 1996 годом, полностью произведены выплаты задолженности по пенсиям, принимаются меры к выполнению Указа Президента Российской Федерации по ликвидации задолженности по заработной плате в бюджетной сфере и денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел.

Расходы домашних хозяйств на покупку товаров незначительно увеличились. Розничный товарооборот за 9 месяцев возрос на 0.7 процента.

Ограниченность платежеспособного спроса сказалась на ухудшении его макроструктуры, удельный вес продовольственных товаров составил 49.4%, а непродовольственных - 50.6% против 48% и 52% соответственно за 9 месяцев 1996 года.

В целом за 1997 год объем розничного товарооборота ожидается в размере 855 трлн. руб., с ростом на 1% против 1996 года. Расходы населения на покупку услуг увеличились на 1.5%, в то время как в 1996 году было снижение на 7%. Рост объема платных услуг связан с увеличением расходов населения на бытовые услуги, а также с переходом бесплатных услуг в разряд платных. Наиболее высокие темпы прироста имели место в системе образования, здравоохранения, физкультуры и спорта.

В 1997 году физический объем платных услуг сохранится на уровне 1996 года и составит в фактических ценах 260 трлн. рублей. Общее конечное потребление материальных благ и услуг в 1997 году стабилизируется на уровне 1996 года. При этом расходы домашних хозяйств будут на 1% выше, а государственных учреждений - ниже уровня 1996 года.

В течение 9 месяцев 1997 г. продолжалась тенденция снижения валового накопления. В то же время спад инвестиций в основной капитал замедлился по сравнению с соответствующим периодом 1996 года.

В 1997 году снижение накопления основных фондов связано с преимущественным падением капиталообразующих инвестиций непроизводственного назначения, составившим 16.1% при общей глубине спада 7.1%. В 1996 году тенденция была обратной: общий спад инвестиций в основной капитал (17.2%) был обусловлен преимущественным падением инвестиций в производственную сферу (20.4 процента). Замедлению спада производственных инвестиций (1.7% за 9 месяцев 1997 г.) способствовали принятые меры по пересмотру налоговых льгот в пользу стимулирования производственных капитальных вложений.

Источники финансовых ресурсов для инвестирования пока не могут удовлетворить потребности экономики в воспроизводстве основного капитала.

Финансовое состояние предприятий в I полугодии 1997 года продолжало оставаться неудовлетворительным, в результате собственных средств на финансирование капитальных вложений не хватает.

Заемные средства пока также не могут быть активно использованы, несмотря на двукратное снижение ставки рефинансирования по сравнению с началом 1997 года. Однако это снижение сделало предоставляемые кредиты несколько дешевле, а дальнейшее понижение ставки в октябре 1997 года может привести к их некоторому росту в источниках финансирования капитальных вложений в IV квартале 1997 года. њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњ

‹ 1996 год ‹ 1997 год

Ѓњњњњњљњњњњњљњњњњњљњњњњњќњњњњњљњњњњњљњњњњњ

‹1 кв.‹2 кв.‹3 кв.‹4 кв.‹1 кв.‹2 кв.‹3 кв. њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњ™њњњњњ™њњњњњ™њњњњњ™њњњњњ™њњњњњ™њњњњњ Ставка рефинансирова- ния ЦБ РФ, % годовых 133.0 120.0 98.0 60.0 44.6 35.5 24.0 Прирост цен в промыш- ленности на готовую продукцию (за период), % 8.7 5.2 5.1 4.6 4.1 2.1 0.6 Реальная эффективная процентная ставка, % годовых 96.0 97.9 75.9 41.6 27.4 26.8 21.9 Долгосрочные кредиты на начало периода в % к объему всех кредит- ных вложений 5,1 4,9 6,0 6,7 9,2

2.8* 2.9* 3.4** њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ - Расчет - в среднем за период * - по новой методологии расчета, принятой ЦБ России в 1997 году, из долгосрочных кредитов исключено финансирование капитальных вложений Общее падение капиталообразующих инвестиций оценивается около 5% от уровня 1996 года.

Государственные финансы. Сохраняется напряженное положение, сложившееся с исполнением бюджета.На поступление средств в доходную часть бюджета основное негативное влияние оказывает тяжелое финансовое положение основной массы предприятий, распространившаяся система неденежных расчетов и практика расчетов между юридическими лицами наличными денежными средствами (включая валюту) без отражения операций в бухгалтерском балансе, рост взаимных неплатежей. Так, за январь - август 1997 г. просроченная суммарная задолженность по обязательствам (кредиторская, задолженность по кредитам банков и займам) увеличилась на 36.7%, кредиторская - на 37.5%, в том числе бюджетам всех уровней - на 45.5%. Наличие в структуре денежного обращения значительной части различных "заменителей денег" и бартерные операции сокращают налогооблагаемую базу и реальные поступления в бюджет.

Исполнение федерального бюджета. њњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ

‹ 1996 год ‹ 1997 год

Ѓњњњњњњњљњњњњњњљњњњњњќњњњњњњњљњњњњњњљњњњњњњ

‹III кв.‹9 мес.‹ год ‹III кв.‹9 мес.‹ год* њњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњњ™њњњњњњ™њњњњњ™њњњњњњњ™њњњњњњ™њњњњњњ Доходы ФБ - всего, трлн. руб. 63.3 178.4 282.0 82.2 208.3 331.6 в % к ВВП 10.7 11.4 12.5 11.7 10.8 12.5

из них: налоговые доходы, трлн. руб. 53.1 135.5 218.7 51.3 158.5 244.1 в % к ВВП 9.0 8.6 9.7 7.3 8.2 9.2 Расходы ФБ - всего, трлн. руб. 80.6 238.4 356.3 95.0 271.4 468.0* в % к ВВП 13.6 15.2 15.8 13.6 14.0 17.7 Дефицит, трлн. руб. -17.3 -60.1 -74.3 -16.1 -66.4 -136.4 в % к ВВП -2.9 -3.8 -3.3 -2.3 -3.4 -5.2* њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ Оценка МФ РФ, с учетом перевода расчетов по бюджету на международное определение (в т.ч. отражение в расходах выплат процентов по ГКО/ОФЗ в сумме 80,3 млрд. рублей). По предварительным данным Минфина России, доходы федерального бюджета за 9 месяцев 1997 г. составили 208.3 трлн. руб. (10.8% к ВВП), т.е. снизились по сравнению с уровнем 1996 года (11.35 процента).

Поступление налоговых доходов в целом за истекший период сократилось не очень значительно - 8.2% против 8.6% за тот же период 1996 года. Однако если учесть, что во II квартале прошло погашение задолженности Газпромом федеральному бюджету в сумме 10.2 трлн. руб., то без учета этого платежа ситуация даже в этом квартале была хуже 1996 г., и еще ухудшилась за последние 3 месяца - 7.3% против 8.95 процента. Поступление НДС с июля 1997 года значительно ниже уровня 1996 года, за III квартал оно составило 3.7% к ВВП против 4.3% за тот же период в 1996 году.Поступление налога на прибыль также продолжает снижаться, и его доля в III квартале составила 0.99% к ВВП против 1.2% за тот же период 1996 года. Это связано с продолжающим оставаться тяжелым финансовым положением предприятий реального сектора экономики.

По данным Госналогслужбы России, сохраняется рост недоимок по налоговым платежам. Несмотря на погашение задолженности Газпромом, общий прирост недоимок в федеральный бюджет за 9 месяцев составил 20.3 трлн. руб. и достиг суммы 80.4 трлн. рублей. Увеличилось число предприятий с задолженностью свыше 3 млрд. руб., сумма их долга в федеральный бюджет превышает 50 трлн. рублей. Основной причиной сложившейся ситуации с поступлением налоговых платежей является то, что руководители многих предприятий, крупнейших должников перед бюджетом, создали систему сокрытия доходов с использованием фирм-посредников. Получившая широкое распространение система неденежных расчетов в экономике также предоставляет широкие возможности для уклонения от налоговых платежей.

Уменьшилась в 1997 году возможность получения неналоговых доходов - в основном за счет снижения доходов от реализации госзапасов. За январь - сентябрь поступление неналоговых доходов составило 27.1 трлн. руб. против 28.5 трлн. руб. за тот же период 1996 года.

По расходам исполнение федерального бюджета за 9 месяцев 1997 г. составило 271.4 трлн. руб. (14% к ВВП), что заметно ниже уровня 1996 года за тот же период (15.2% к ВВП). При этом финансирование расходов по обороне осуществлялось выше уровня 1996 года; финансирование социальных расходов также несколько выросло, что связано с выплатой задолженности по заработной плате в бюджетной сфере и пенсиям. В то же время отрицательная тенденция снижения финансирования инвестообразующих отраслей - промышленности, энергетики и строительства - не преодолена, их доля продолжает снижаться.

Затраты на обслуживание внутреннего долга (без выплат процентов по ГКО-ОФЗ) выросли до 13.5 трлн. руб. против 10.1 трлн. руб. за тот же период 1996 года; на обслуживание внешнего долга затрачено на 5.2 трлн. руб. меньше, чем за тот же период 1996 года.

Дефицит федерального бюджета составил 3.44% к ВВП против 3.5%, установленных законом о бюджете лимите.

Финансы предприятий. В январе - августе 1997 года крупными и средними организациями промышленности, строительства и транспорта получено прибыли на сумму 74.8 трлн. руб. (102.5% к прибыли за соответствующий период 1996 года). Прибыль промышленности составила соответственно 54.1 трлн. руб., или 104.9 процента. Сопоставление темпов роста отдельных элементов себестоимости и объема товарной продукции позволяет сделать вывод о продолжении опережающего изменения цен на потребляемые материальные ресурсы по сравнению с ценами конечной продукции промышленности. Финансовые результаты в целом по экономике значительно снижены из-за большого количества убыточно работающих предприятий. На 1 сентября 1997 г. доля убыточных предприятий в основных отраслях экономики составила 47.5%, что на 6.3 процентных пункта больше, чем за 8 месяцев 1996 года. Каждое второе предприятие в промышленности является убыточным, на транспорте убыточно 60% организаций.

Одним из основных направлений снижения издержек производства, реализация которого возможна практически во всех отраслях промышленности, является энергосбережение, так как в настоящее время удельный вес топлива и энергии в затратах на производство продукции занимает более 25%, а в материальных затратах - 40 процентов.

Исходя из предварительных итогов за 8 месяцев 1997 г. и прогнозных оценок до конца года, прибыль по крупным и средним предприятиям всех отраслей экономики составит 152 трлн. руб., а с учетом малых, совместных, сельскохозяйственных предприятий, страховых организаций и банков - 230 трлн. рублей. Достаточно напряженной оставалась ситуация по уплате предприятиями и организациями налоговых платежей в бюджетную систему всех уровней.

Общая сумма задолженности по платежам в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 сентября 1997 г. составила 180.2 трлн. рублей, в том числе в федеральный бюджет недопоступило 95.8 трлн. руб. и в бюджеты территорий - 84.4 трлн. рублей. Недопоступление платежей наблюдается по всем регионам Российской Федерации. За 9 месяцев полностью не поступали платежи в бюджет от Чеченской Республики, наиболее высокая сумма задолженности по платежам в бюджеты всех уровней у Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Республики Башкортостан, Самарской и Кемеровской областей, г.Москвы. Денежно-кредитная политика. В 1997 году отмечается заметный рост важнейших денежных агрегатов в реальном выражении. Рост денежной базы за 8 месяцев т.г. (на 43.8 трлн. руб., или на 33.5%) значительно превысил рост потребительских цен (9.5%). Объем денежной массы увеличился на 28.3 процента. В структуре денежной массы (М2) в этом периоде отмечалось увеличение доли наличных средств (МО) с 35.2% на 1 января 1997 г. до 37.4% на 1 сентября 1997 г., темп прироста наличных денег за этот период (36.5%) также значительно опережал темп прироста безналичных средств (24.1 процента). Однако значительная часть увеличивающейся денежной массы продолжает поглощаться финансовыми рынками, минуя реальный сектор. Так, за 9 месяцев объем облигаций ГКО-ОФЗ, находящихся в обращении, увеличился с 237 до 366 трлн. руб., то есть более чем в полтора раза. Таким образом, скорость нарастания госдолга остается еще довольно высокой.

Одновременно постепенно намечается тенденция переориентации нерезидентов на более доходные секторы российского финансового рынка: обязательств субъектов Федерации, доходность которых в зависимости от срочности выпусков и инвестиционного рейтинга региона иногда значительно превышает доходность ГКО. В то же время следует отметить, что реализация Центральным банком масштабной программы либерализации рынка госбумаг побуждает иностранных инвесторов к постепенному отказу от "косвенных" вложений в ГКО-ОФЗ (предоставляя банкам заемные средства в СКВ на операции с ГКО-ОФЗ), в большей степени ориентируя нерезидентов на стандартный механизм инвестирования.

Проведение последовательной денежно-кредитной политики позволило в течение 1997 года снизить ставку рефинансирования с 48% в начале года до 21% с 6 октября 1997 года.

  00:04 15.12  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU