Архив новостей → Войдет ли Россия в "Великую пятерку"?.
Войдет ли Россия в "Великую пятерку"?.
В ближайшие четверть века в мировой экономике произойдет коренной перелом: Россия, Китай, Индия, Индонезия и Бразилия из второго эшелона вырвутся на передовые позиции, станут экономическими гигантами, обогнав в своем развитии нынешних лидеров. "Великая пятерка" потеснит на вторые места нынешнюю, задающую тон "семерку", которой придется смириться с новыми реалиями... Вот такой сенсационный прогноз дал Мировой банк в недавнем докладе "Перспективы глобальной экономики и развивающихся стран".
Оптимизм на фоне кризиса.
Впрочем, сенсацией этот оптимистический прогноз вряд ли стал, хотя на фоне массы публикаций и у нас, и за рубежом о беспросветном экономическом кризисе в нашем Отечестве такая перспектива кажется неожиданной.
И, несомненно, желанной. Но стоит напомнить: и Мировой банк, и Международный валютный фонд сулили нам такую же радужную перспективу и в конце 80-х, и в начале 90-х годов. Да и миссии МВФ, часто посещая Россию, постоянно твердят об экономическом выздоровлении, хотя, пользуясь недавним афоризмом нынешнего кандидата в премьеры, вряд ли кто из россиян это заметил. Но четверть века њ немалый срок для нынешних тенденций мировой экономики, которая уже имеет примеры, когда недавние аутсайдеры делали стремительный рывок. На какие же факторы опираются международные эксперты в своих прогнозах, утверждая, что к 2020 году члены "Великой пятерки" удвоят свою долю в общемировом производстве с 11 до 20 процентов, в то время как доля индустриально развитых государств упадет с нынешних 80 до 67 процентов?
По мнению экспертов, такой рывок будет обеспечен за счет роста промышленного производства и экспорта, что позволит выйти на среднегодовой рост в 5њ6 процентов валового внутреннего продукта (ВВП). А главное условие такого роста: "Великая пятерка" обладает половиной рабочей силы планеты (причем дешевой), позволяющей производить конкурентоспособные по ценам товары массового спроса. Кроме того, "пятерке" принадлежит почти треть мировых сельхозугодий. Все это вкупе с приватизацией госсектора, которая делается необратимой, и обеспечивает по всем объективным законам экономики устойчивый рост промышленного и сельскохозяйственного производства.
Примечательно, что Мировой банк опубликовал этот оптимистический прогноз в декабре 1997-го, когда финансовый кризис в Восточной Азии потряс Индонезию и Индию, больно ударив и по России. Тогда индонезийская валюта подешевела десятикратно, а индийская рупия њ втрое, из-за чего резко упали экспортные показатели этих стран. Этот кризис, задевший и индустриально развитые страны, вполне может повториться в любом регионе мира њ так считает Азиатский банк развития, а вместе с ним и несколько экономических комиссий ООН для Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. И, несмотря на это, Мировой банк сулит "пятерке" в недалеком будущем процветание.
За здравие и за упокой?
Но примечательно и другое. Эти захватывающие перспективы Мировой банк опубликовал после того, как тремя месяцами раньше он же обнародовал "Отчет о мировом развитии-1997", где перспективы России, Китая, Бразилии, Индии и Индонезии окрашены отнюдь не в розовые цвета. Так, о Бразилии говорится, что ее штаты задолжали на внешнем рынке свыше ста миллиардов долларов њ столько же, сколько и сама Бразилия как федерация. И если рост этих долгов не прекратится, бразильцев неминуемо ждет увеличение налогов, обесценивание национальной валюты и денежная эмиссия, что неминуемо ведет к инфляции. К тому же уже сейчас внутренний долг Бразилии по невыплаченным пенсиям почти вдвое превышает ее годовой ВВП.
Досталось в том отчете и Китаю. По мнению экспертов, он слишком опасно децентрализует свою экономику, не предпринимая мер предосторожности на макроэкономическом уровне. Отсюда њ резкий рост экономического неравенства между районами и жизненного уровня среди населения. В результате местные власти начинают все меньше налогов перечислять в центр, нанося удар по государственному бюджету.
Россия же и вовсе предстает в черном свете. "Местное налогообложение или распределение федеральных доходов, полученных благодаря природным ресурсам... может привести к еще большему налоговому неравенству. Опыт России, как и Китая, показывает необходимость создания "уравновешивающих" схем, чтобы справиться с ростом неравенства".
Так какому же прогнозу верить? В таких случаях принято запрашивать мнение третьей стороны, а оно њ увы! њ не в нашу пользу. Параллельно с оптимистическими выводами Мирового банка на Западе звучат совсем иные голоса њ что фондовый рынок нашей страны нестабилен, что нашим товарам ставятся импортные барьеры. Наконец, буквально в канун опубликования радостного доклада МБ международное рейтинговое агентство "Мудиз" заявило о своем намерении понизить кредитный рейтинг российских акций и ценных бумаг, а заодно и рейтинг надежности нашей страны для инвестиций. И сделало это в середине марта. Специалисты агентства считают, что у нас ухудшаются условия обслуживания внутреннего и внешнего долга, сокращаются резервы золота и валюты, а производственные структуры и регионы вынуждены все больше и больше залезать в долги. Все это "усугубляет финансовую неопределенность в экономике", что в свою очередь увеличивает вероятность бегства капиталов из России. Отмахнуться от такого мнения непросто, поскольку "Мудиз" њ агентство весьма авторитетное, к которому прислушиваются во всем мире. Тем более что это мнение опирается и на другие объективные факторы.
Берешь чужие њ отдаешь свои.
Скажем, внешняя задолженность њ показатель, от которого зависит будущее России. При ее росте может наступить момент, когда нация будет вынуждена все заработанное отдавать на возврат долгов с наросшими процентами. По словам С. Кириенко, к 2003 году Россия рискует тратить на возврат долгов до 70 процентов доходов своего бюджета. Государство не сможет строить школ и больниц, повышать пенсии и заработную плату бюджетникам, развивать науку, без которой невозможно достигнуть процветания общества њ долги высосут все.
Долговая статистика стран будущей "пятерки" свидетельствует: в 2001 году ни одной из них инвалютные резервы не позволят справиться с внешней задолженностью. Причем Россия находится в самом плачевном состоянии: ее резервы в 10 раз меньше ее внешней задолженности. Хуже, чем в Индонезии!
По данным Минфина, в нынешнем году России придется вернуть только международным финансовым организациям более одного миллиарда долларов, а до 2002 года њ почти 12,6 миллиарда долларов. Это њ весь сегодняшний золотовалютный запас. А его пополнение, увы, проблематично: из-за падения мировых цен на нефть и газ њ основные источники наших валютных поступлений њ неизбежно снижение экспортных доходов. Снятие санкций ООН с Ирака еще больше снизит цены на нефть. По расчетам Российско-Европейского центра экономической политики, падение нефтецен на 20 процентов урежет положительное внешнеторговое сальдо России на 8 миллиардов долларов. А это њ дальнейшее сокращение золотовалютных резервов и возможная перспектива девальвации рубля, которая как бы удешевит нашу нефть, поддержав рентабельность ее вывоза.
Но девальвация рубля њ это еще и угроза обвала финансовой системы страны. В экономике все взаимосвязано и любое явление вызывает цепную реакцию последствий, причем последствий, заранее прогнозируемых. Дефицит нашего бюджета покрывается за счет того, что Правительство занимает деньги, продавая инвесторам государственные процентные бумаги. До 40 процентов рынка этих бумаг в России уже перешло в руки иностранных инвесторов-заимодавцев. При обесценивании рубля последствия очевидны: инвесторы начнут сброс наших бумаг, как это уже было при недавнем финансовом кризисе в Восточной Азии, и может статься, что резервов Центробанка не хватит на покрытие 25-миллиардного долга по ценным бумагам государства њ ГКО.
Ключи к успеху.
Не будем гадать, какими мотивами руководствовался Мировой банк, давая такой прогноз. Тем не менее он построен не на пустом месте. Есть весомые факторы для таких предположений. В первую очередь это огромные природные богатства России и созидательный гений ее народа. И дело лишь за тем, чтобы максимально эффективно распорядиться этим национальным достоянием. А это можно сделать, имея перед собой четко обозначенную цель и точно выверенные пути к ее достижению. И не потому ли Президент РФ предложил в председатели Правительства человека, пусть и очень молодого, не имеющего большого руководящего опыта на высшем уровне, зато не связанного застарелыми традициями, не подверженного еще инерции мышления, способного на смелые, неординарные решения?
Именно смелые решения необходимы сейчас, чтобы, опираясь на все достигнутое прежней правительственной командой, совершить мощный экономический рывок. И не надо эти решения придумывать, они известны: мировой опыт накопил рецепты на все случаи жизни. Надо лишь уметь их правильно использовать. В связи с этим хочется вспомнить пример из недавней истории. Нахватав внешних кредитов, что называется, выше крыши, румынский диктатор Николае Чаушеску сумел полностью рассчитаться с заимодавцами. Но каким образом? Да просто: посадил всю страну на голодный паек. Доходило до абсурда њ жителям Румынии разрешалось зажигать в люстре лишь одну 15-свечовую лампочку, телевидение работало всего два часа в день ради экономии электроэнергии, о пустых магазинных полках и мизерных зарплатах и говорить не приходится. Надо ли удивляться, что через месяц после очередного партийного съезда, где зал с ликованием скандировал "Чаушеску! Чаушеску!", его с таким же ликованием скоропостижно расстреляли? А ведь сокращение непроизводительных расходов тоже входит в мировой арсенал, но в Румынии неправильно использовали этот рецепт: переложили все эти тяготы на своих граждан, доведя их до полного обнищания и заслужив всеобщую ненависть.
Сокращение непроизводительных расходов њ одна из главных проблем, которые придется решать и России. Недаром Президент РФ упомянул не так давно об уменьшении числа чиновников. Видно стремление сократить роскошь в госаппарате. За десятилетия коммунистического правления мы привыкли считать, что роскошь њ символ власти. Помпезные здания, лимузины-"членовозы", окруженная завесой секретности личная жизнь вождей. Необходимо наконец понять: символ власти њ это правильно найденное и успешно претворенное в жизнь решение.
Это один из подходов к успеху. Но есть и другой. Вспомним, в докладе Мирового банка утверждается, что наш рывок состоится за счет роста промышленного производства и экспорта. Но что можно предложить мировому рынку, где все уже, как говорится, схвачено, где жесточайшая конкуренция товаров? Да только то, чего там еще нет, или товары приемлемого качества, но по более низким ценам. Именно на второй аспект сделала упор Южная Корея, сумевшая освоить наукоемкие технологии и снизить цену на свою продукцию за счет дешевой рабочей силы и точно угаданных ареалов сбыта. Но, думается, главная наша перспектива њ предложить миру то, чего он еще не имеет. Или то, что у нас лучше.
Речь идет о новейших высоких технологиях. В каком бы бедственном положении ни была наша наука, но она работает. Подавляющее большинство ученых остались в России и в своих нищих лабораториях, где зимой подчас отключают отопление и электроэнергию за неуплату коммунальных платежей, делают удивительные вещи. Те же космические технологии, на которые развитые страны возлагают самые большие надежды. Достаточно вспомнить проект МАКС, который поддерживает наша газета. Одно только его осуществление сможет кормить несколько отраслей. А наши спутники связи? Их можно производить и совместно с Китаем, входящим в будущую "Великую пятерку", в перспективе привлечь к этому и Японию, отвоевав таким образом у США Дальневосточный регион, и не только его. Ведь в мире проявляется недовольство монополией США на глобально-информационные системы.
В стране есть множество технологий, которые пока лежат под спудом, а между тем они способны снизить цены на конечную продукцию, оживив и производство, и сбыт. Например, термоэмиссионные энергоустановки Минатома, способные работать десятки лет, не требуя горючего. Или плавучие АЭС для отдаленных районов. Можно назвать и беспилотные самолеты, способные заменить прожорливые и дорогие вертолеты при патрулировании газопроводов. Таких проектов, способных дать производству второе дыхание, њ сотни. Надо только создать условия для их осуществления. А это уже њ задача нового Правительства.
В небе њ только "Боинги"?
Впрочем, задач у него множество. Создание условий для осуществления новейших технологий њ только малая часть. Гораздо больше работы требуется, чтобы оживить действующие производства. Возьмем, например, авиастроение. Российское небо все успешнее осваивают "Боинги", в то время как цеха отечественных авиазаводов пустуют: нет заказчиков. А ведь уже долгие годы идут разговоры о необходимости укрупнения авиакомпаний, чтобы они могли покупать наши самолеты. Также идут разговоры о создании нескольких авиастроительных концернов, которые будут платить налоги только с конечной продукции, что может не только снизить цены на самолеты, но и увеличить их производство, от чего выиграет само государство. Разговоров много њ дела нет.
Можно привести еще множество примеров упущенных возможностей внутри державы. Скажем, использование в мирных целях списываемых баллистических ракет и подводных лодок, которые можно применять как плавучие космодромы.
Но вернемся к внешней торговле, где мы сегодня не используем и половины своих возможностей. Так, по мнению экспертов, продажа невоенных промышленных технологий в КНР и Индию могла бы приносить как минимум 11 миллиардов долларов ежегодно, пока же этот показатель недотягивает и до четырех. Есть и совершенно еще не использованные ниши мирового рынка. Россия, например, могла бы предложить островным государствам Тихого океана комплексные программы развития с поставкой своих уникальных технологий. Например, наши гидросамолеты, которым не нужны дорогостоящие аэропорты, экранопланы для сообщения между островами. Да что там экранопланы: ряд стран, например Латинской Америки, готов покупать наши комбайны для уборки сахарного тростника, которые мы делали когда-то совместно с Кубой. Зато Россия способна поставлять электростанции и целые заводы "под ключ". Однако тот же Запад грудью встал на пути продвижения российских ядерно-энергетических технологий в Иран.
А уж о резервах в области экспорта вооружений и говорить не приходится. Наши истребители, ракетные комплексы и другая военная продукция, не имеющая равных в мире, могли бы ощутимо помочь государственному бюджету. И уже не хочется говорить об упущенных возможностях, когда государство не находит способов, чтобы поддержать, гарантировать, прокредитовать такие проекты.
А средства можно найти. Скажем, возврат денег, которые различные страны мира остались должны СССР, а значит, и его правопреемнице России. Платежи уже начаты, и в ближайшие семь лет мы могли бы получить от стран третьего мира около 13 миллиардов долларов. Причем при отсутствии "живых" денег у этих стран можно брать долги собственностью, как это делает Запад, њ землей, месторождениями сырья, ценными полуфабрикатами или недвижимостью. Экваториальная Гвинея, например, задолжав нам около 360 миллионов долларов, еще в 1991 њ 1992 годах предлагала в погашение долга плантации какао, каучуконосов, бананов. А мы до сих пор думаем, брать или нет. Зато одна Москва ежегодно поглощает бананов на десятки миллионов долларов. Наши фабрики в Ивановской области отчаянно нуждаются в хлопке. Мали и Бенин готовы отдать долг "белым золотом". Западноафриканская Гвинея готова рассчитаться с нами частичной уступкой собственности на залежи бокситов њ алюминиевого сырья. А заодно и частью глиноземного завода в Диан-Диане.
Но именно Запад, рупором которого считается Мировой банк, больше всего препятствует нашему сотрудничеству с Ливией, Ираком, Сирией и Суданом. Именно Запад перекрывает нам пути развития. Так, США могут ввести санкции против любой страны, сотрудничающей с Ираном в области атомных и ракетных технологий. Те же США жмут на тихоокеанские страны, чтобы не допустить закупки ими нашего ракетного оружия. Они же выступают против проникновения "Газпрома" на иранский шельф и строительства русско-иранского газопровода в Пакистан и Индию. Не кто иной, как Америка, делает все, чтобы не допустить восстановления позиций наших нефтяных компаний на месторождениях Ирака, перекрыть получение нашей промышленностью заказов на восстановление металлургии, ирригации, машиностроения. И их позиция вполне понятна и оправданна: они четко лоббируют интересы своих промышленных компаний, занимаясь по сути планированием экономики.
Рыночный госплан њ это нормально.
Рынок и планирование... Как ни парадоксально, но даже иной крупный промышленный руководитель делает удивленные глаза, услышав это словосочетание. Укоренилось у нас мнение, что рыночная экономика њ это стихия, которая сама себя регулирует. А значит, когда мы все поделим, акционируем и приватизируем, все само собой устроится. Очень удобная идеология для тех, кому интересы собственного кармана куда ближе интересов страны. Кстати, такой однобокой политикой мы в немалой степени обязаны требованиям самого Мирового банка и МВФ. И только сейчас с трудом начинаем понимать, что рыночная экономика невозможна без активной промышленной политики государства, без его участия в ключевых экономических проектах. Без этого можно только все разбазарить, что мы с успехом и делали.
Госплан в рыночном варианте? Почему бы и нет! Посмотрим на политическую карту мира, как живут, как управляются со своими делами наши вполне благополучные соседи. Вот Организация экономического сотрудничества и развития, объединяющая 26 индустриально развитых стран њ отсюда идут экономические решения, позволяющие ее членам не наступать друг другу на мозоли в борьбе за собственное процветание. А БЕНИЛЮКС њ эта уния Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Разве не защищает она внутри- и внешнеэкономические интересы своей троицы вплоть до отдельных предприятий и банков? И, наконец, Национальный совет США по внешней торговле, куда входят 600 компаний њ это же сугубо лоббистски-плановый орган. Это только три примера, а их можно привести десятки на всех континентах, где страны входят в цивилизованную жизнь. Пора и нам эффективно использовать все то, что поможет России идти к той же цели, но более коротким, перспективным путем, чтобы наконец занять достойное место в ряду великих держав. В том числе и в "Великой пятерке".
Время разбрасывать камни прошло. Пора их собирать.
Владимир КУЧЕРЕНКО,
Алексей ЧИЧКИН,
Альберт ВАЛЕНТИНОВ.
00:04 24.04
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |