Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейДума и партии .

Дума и партии .

В ОДИНОЧКУ ничего в Думе не сделаешь. И нелогичным выглядит наличие независимых депутатов. То есть понятно, почему они существуют њ прежде всего из-за несовпадения собственных политических взглядов с взглядами любой другой группировки, представленной в Думе. Деморосовцы Сергей Юшенков и Эдуард Воробьев принципиально, а иногда даже с некоторым вызовом, ни с кем не солидаризируются. Другой вариант: личность крупная, известная, потому считает, что сама является партией, њ это, например, генерал Андрей Николаев. Независимый может быть беженцем (по политическим или моральным мотивам) из той или иной фракции, разорвавший с единомышленниками принципиально и непримиримо, как, к примеру, депутат Василий Кобылкин, покинувший фракцию КП РФ.

њ Один депутат ничего не может, њ говорит депутат Татьяна Ярыгина ("Яблоко"). њ Даже будь он глубоким профессионалом и квалифицированным специалистом. Он может готовить законопроект и разработать его всесторонне и основательно. Но потом ему все равно надо входить в диалоговую систему, нужно доказывать коллегам, входить в дискуссию или в торг с фракциями. Должен быть коллектив, который двигает документ.

Парламент њ это такое учреждение, где могут раскрыться таланты. "Я пришел сюда робким, косноязычным, не умеющим себя поставить, њ рассказывает депутат Виктор Вишняков (ЛДПР). њ За пять лет я стал профессионалом, могу, не стесняясь и не робея, выступать. Мой голос звучит в Думе..." Татьяна Ярыгина ("Яблоко") изначально вроде бы была подготовлена к депутатской деятельности: серьезный ученый, экономист, занималась общественной деятельностью. Но и для нее Дума расширила горизонты: "До прихода сюда многие вещи виделись постановочно. Первое время надо было научиться мыслить юридическими категориями. Экономически идея законопроекта может выглядеть красиво, а юридически она не проходит...".

Но парламент способен безжалостно и загасить политическое светило, как это случилось с Александром Коржаковым или Андреем Николаевым. Как только тот и другой стали депутатами, будто стерли того и другого с политической карты. Скользят они по думскому коридору, и хоть бы одна телекамера нацелилась в их сторону... А входили в десятку влиятельных политиков России, были любимцами пишущей и снимающей братии. Не всегда в народном избраннике присутствует политически мощная натура, которая проявила бы себя в одиночку. Но и входить во фракцию или группу они считают ниже своего достоинства.

Прошло время депутатов-трибунов, которые были способны (типа Юрия Афанасьева или Гавриила Попова) одним выступлением резко повернуть направление мыслей представительного органа. Сегодня голос одного из 450 њ жалкий писк. Десять лет, начиная с первого Съезда народных депутатов СССР, я занимаюсь парламентской темой и видел, как неизбежно побеждала логика: от отдельных личностей и депутатов њ к политическим группам и объединениям. На Съезде 1989 года возникла межрегиональная депутатская группа, которая была прообразом фракции. На чисто советском поле прорывались ростки парламентаризма. Сначала возникали группы депутатов по профессионально-социальным признакам њ промышленников, аграрников, врачей, ученых, учителей, "афганцев". В Верховном Совете России стали сбиваться политические группировки, но окончательному их оформлению во фракции помешало противостояние парламента и Президента. Но все-таки начал зарождаться парламентаризм, накапливались младенческие традиции депутатского сообщества.

Депутаты со стажем с содроганием вспоминают Верховный Совет 1991њ1993 годов, где сформировались фракции, но они носили любительский характер. Люди могли кочевать из одной фракции в другую, решения фракции не были обязывающими, и в результате каждый депутат представлял собой отдельную политическую партию. Сегодня, если депутат жаждет работать эффективно и надежно, он должен раствориться во фракции. Посвятить себя делу партии или общественного движения. Фракционность њ это железное условие продуктивной работы Думы. Но как личности, богатой и разносторонней, чувствовать себя в тисках? "У нас осознанная дисциплина, њ говорит депутат Юрий Гуськов (КП РФ). њ Дисциплина присутствует, у нас есть свои политические взгляды, как у любой партии, которая ставит вопрос о власти".

Не тяготит фракция и депутата демократического спектра Виктора Шейниса ("Яблоко"). "Меня не подавляет фракция, так как руководство не навязывает свои решения, они вырабатываются на основе коллективного обсуждения. Если я не согласен с позицией фракции, то не имею права голосовать против или воздержаться. Я могу только вообще не голосовать". Это сдерживает полет депутата, но, с другой стороны, командная форма работы предполагает самоограничение.

ДИСЦИПЛИНА њ это главное во фракции. Дело даже не в том, что, построившись в несокрушимое каре, легче добиваться своих политических целей. Из дисциплины вытекает главное: быть или не быть политической силе вообще. Когда закладываешь основы политической структуры, начинай с партийной дисциплины њ этот завет дедушки Ленина годится для всех стран и народов. Из вольных политических стрелков не составишь ударный кулак. "Демократический выбор России" попробовал в прошлой Думе быть на беспривязном содержании њ каждый мог голосовать согласно позывам совести и мировоззрения. А как же: любой "деморосс" њ безбрежный демократ, могучий мыслитель, великий политик. Добились одного: фракция стала неуправляемой, в результате размылась. Партия перестала быть влиятельной, исчезла из парламента.

Иная история произошла с "Нашим домом њ Россия". Почему фракция из мощной и влиятельной вдруг оказалась на обочине парламентского процесса? НДР, въехав на мощных плечах Виктора Степановича в Думу, естественно, сформировал фракцию. "Наш дом" мог только одним способом поддерживать политический вес - упорно работать с законами и через них доказывать и подтверждать свое право считаться партией власти. А члены фракции принялись раскатывать по стране њ создавать партийную сеть. Дело, безусловно, необходимое. Без опоры на местах невозможно проводить свою твердую политическую линию в парламенте. Но кроме создания разветвленной организационной структуры НДР должен был стать законодателем мод в законотворческой сфере, и у фракции к этому были все предпосылки, но не получилось.

Образец дисциплинированности - фракция ЛДПР. Бери цифры любого голосования, в графе жириновцев стоит одна цифра њ 51, либо "за", либо "против". Отщепенцы, ренегаты в их рядах не водятся. Что дает депутатам из других фракций утверждать: у элдэпээровцев палочная дисциплина. Депутат Виктор Вишняков (ЛДПР) по поводу дисциплинированности и лидерства считает иначе: "Владимир Вольфович њ личность настолько яркая, что во фракции нет никого, кто бы мог претендовать на то, чтобы стоять рядом с ним, но и быть вторым или третьим номером. Предпринимались попытки потеснить его с первого места, судьба храбрецов известна. Владимир Вольфович на фракции говорит: критикуйте того, не трогайте этого. Это политическое. Но нет диктата. Правда, голосование по импичменту поколебало монолитность даже фракции Жириновского - нашлось двое инсургентов, Владимир Вольфович пригрозил им несусветными карами.

Традиционно дисциплинированны коммунисты. Без особого разрешения или приказа никому не позволен шаг влево, вправо или прыжок вверх. Даже лидеру фракции. Когда Зюганов в апреле поддержал перенос даты об отрешении от должности Президента, ему напомнили о воле партии, которая предполагает совсем иной танец в этой коллизии.

"Как ни странно, при всей расхлябанности "Яблока" во фракции очень высока дисциплина при голосовании", - отмечает депутат Степан Сулакшин ("Народовластие"). В этом нет ничего удивительного. "Яблоко" њ профессиональное с точки зрения парламентаризма депутатское объединение. И дело не только в том, что в нем подобрались единомышленники. Во фракции грамотно и неукоснительно поставлен процесс подготовки и обработки законопроектов. Созданы комиссии по направлениям. Члены фракции еженедельно встречаются, обсуждают думские документы, вырабатываются рекомендации, как нажимать кнопки. Эта практика не является императивной, депутат вправе, если он занимает иную позицию, голосовать, как считает нужным. Но это не касается принципиальных случаев њ бюджет, доверие Правительству, налоги, кодексы. Если решение принято, а член фракции осмелится не следовать решению, то возможно и исключение. Правда, подобных случаев не зафиксировано.

Это не означает, что в других фракциях работа над законодательными актами поставлена на волю случая и самотек. Там тоже все это существует, но все-таки не в столь отлаженном виде, как у "Яблока". Самые эффективные фракции те, которые держатся на одной идеологии, как "Яблоко" или КП РФ. У коммунистов определяющее значение имеет съезд или пленум партии, которые вырабатывают позицию, а святая обязанность фракции њ проводить решения форума в жизнь.

Какие еще политические силы правят в Думе? Два искусственно созданных думских образования њ "Народовластие" и аграрии. И те и другие покорно следуют в фарватере КП РФ. "Народовластие" - нечто невнятное и неопределенное, хотя и содержит в своих рядах несколько громких и уважаемых имен: Степан Сулакшин, Станислав Говорухин, Святослав Федоров. Складывается впечатление, что группа была сформирована, чтобы утолить амбиции на лидерство Николая Ивановича Рыжкова. У бывшего союзного премьера вид всезнающего, нарочито мрачного, вечно обиженного человека, который не способен сегодня к реальному восприятию той ситуации, которая сложилась в стране и обществе.

Аграрии њ активная группа. Они действуют под девизом, изящно сформулированным Александром Заверюхой, "Страна должна накормить своих крестьян". В группе представители и лоббисты аграрных интересов, они поднимают крик, когда нужно добиться дополнительных денег. Если б для крестьянина! Бюджетные деньги идут на поддержку структур, которые остались от колхозно-совхозной системы.

"Российские регионы" њ по итогам голосования невозможно определить твердую политическую ориентацию этой группы. Правда, депутат Владимир Семаго (он перешел в эту группу после того, как покинул фракцию КП РФ) уверял меня, что за этой силой будущее России. Логика его доказательств: поскольку мы неуклонно идем по пути федерализации американского образца, то области, регионы будут приобретать все больший вес, и главная политика будет коваться далеко от Москвы њ на Новгородчине, Дагестанщине или Камчатщине. У депутата Виктора Шейниса ("Яблоко") иной взгляд на эту фракцию, он считает, что ее существование њ отражение сепаратистских тенденций. Как бы там ни было, "Российские регионы" невлиятельны, немонолитны, непродуктивны. Да и руководитель группы Олег Морозов политически бесцветен, не обладает ярко выраженным лидерским характером.

Работа во фракции полезна тем, что интенсифицирует работу ее членов. Нередко на пленарное заседание Думы вносится на большой скорости несколько десятков законов њ плановые, внеплановые, и у отдельного депутата нет физической возможности не то, чтобы все их просмотреть, но даже запомнить названия. Нормальный человек в состоянии воспринять определенное количество информации, а если вам предлагают в течение дня обсуждать 50њ60 законодательных инициатив, вы просто поплывете. Аппарат фракций и те депутаты, которые ведут соответствующие направления, готовят предложения для коллег, как им себя вести при голосовании.

Депутат Екатерина Лахова: "От того, буду я в зале заседаний или не буду, ничего не меняется: закон будет принят. Мой голос на судьбу закона не повлияет. Можно поскандалить по мотивам, но это не будет учтено, все заранее расписано руководителями фракций. В шестой Думе четко работает политбюро, собрались семь человек њ руководители фракций и депутатских групп њ и принимают решение". В этом и горечь, и несправедливость, но и правда в этом есть.

Под политбюро Лахова имеет в виду Совет Думы, который включает лидеров политических группировок, представленных в парламенте, плюс председатель Государственной Думы. Этот орган не предусмотрен Конституцией, однако обладает немалой силой в думском процессе. Безусловно, для облегчения организации работы Думы подобный орган должен был сам собой сложиться, надо как-то устанавливать приоритеты в законотворчестве, договариваться по принципиальным позициям, которые тревожат все фракции. Но иногда Совет Думы явно берет на себя функции всего парламента. В России не утвердились пока традиции парламентаризма, пока что Дума тяготеет к традициям тоталитаризма, когда решения принимаются узким кругом лиц: будь то политбюро или Совет Думы.

Роль лидера фракции ответственна њ это понятно. Но иногда складывается впечатление, что на публике они незатейливо разыгрывают свои роли, которые расписаны им высшим политическим сценарием, а в кулуарных отношениях они иные. Однажды на дачной вечеринке я был свидетелем, как вожди двух фракций, которые в зале заседаний Думы демонстрируют непримиримость и обмениваются суровыми выпадами, мило беседуют за рюмкой водки и накалывают вилкой пельмени из одной тарелки. Но нацелился на них объектив фотоаппарата њ они резво отшатнулись друг от друга, накинули на себя маски непримиримости и презрения друг к другу. Для истории они должны остаться как ярые антагонисты. Так диктуют правила политической игры.

Поведение лидеров фракции њ это отдельная увлекательная линия. Депутат Степан Сулакшин ("Народовластие") ведет скрупулезные наблюдения за поведением депутатов и фракций. "У меня есть полное основание давать им характеристику њ и политическую, и содержательную, њ говорит Сулакшин. њ Я занимаюсь этим делом практически как исследователь, как ученый. Лидеры могут говорить любые слова, могут использовать любые приемы политической рекламы, но когда берешь их дела, то есть голосование фракции по критическим вопросам њ бюджет, налоги, то король оказывается голым".

Нагота всегда привлекательна, даже если и королевская. Депутат Сулакшин обратил мое внимание на любопытный коэффициент, который оценивает, насколько синхронно голосуют фракция и ее лидер. Выясняется, что ряд лидеров вычерчивают собственную голосовательную траекторию, отличающуюся от той, на которую они нацеливают фракции. Ясно только с фракцией ЛДПР, здесь линии лидера и фракции не расходятся ни на миллиметр. В других фракциях иначе. Рекордсменом оторванности личной политической линии от фракционной являлся в бытность свою лидера НДР депутат Шохин. Недалеко отстал от него депутат Явлинский. Депутат Зюганов, несмотря на жесткую партийную дисциплину, в своих голосовательных предпочтениях гуляет весьма вольно. Про лидеров таких нечетких объединений, как "Народовластие", "Российские регионы", и говорить нечего њ разночтения колоссальные. Объяснение несинхронности полета вожака и стаи простое. Лидер фракции волей-неволей вступает в особые отношения с Президентом, с Правительством. Лидер вынужден вести личную игру, что вносит в его политический портрет оттенок непоследовательности и двурушничества.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ситуация меняет вес каждой конкретной фракции. Безусловно, в Государственной Думе многое, если не все, зависит от коммунистов. Но и другие могут сказать свое решающее слово. Последние битвы вокруг импичмента создали новую расстановку сил в Думе. Весь процесс по отрешению Президента от должности и особенно итоги голосования резко ослабили позиции коммунистов. Они продемонстрировали, что вся их война против Ельцина абсолютно пустое сотрясение воздуха. Когда действительно представилась возможность хотя бы попробовать убрать действующего Президента с политической арены њ они дали задний ход.

"Яблоко" было одним из инициаторов импичмента. Не прошло. Однако если голосование по какому-то другому вопросу обычно не колеблет партийный корабль этой фракции, то в данном случае итог совсем иной: движение расписалось в собственной беспринципности. "Яблоко" и его лидер постоянно обвиняют коммунистов во всех смертных грехах, но голосовали с ними солидарно. Явлинский выглядел растерянно, с него слетела маска уверенности и непогрешимости.

В итоге выигрыш у "Нашего дома њ Россия". Фракция показала свою последовательность њ не шарахается справа налево и обратно, не юлит, не занимается демагогией. Быть может, единственные здравые слова о процессе импичмента и особенно о его последствиях мы услышали из уст лидера НДР Владимира Рыжкова. Кажется, фракция НДР вновь выходит на ведущие места в парламенте.

В идеале хорошо бы иметь две партии в парламенте њ благотворно для общественного равновесия, продуктивно для законотворческого процесса. Биполярный расклад политических сил понятнее обществу. И, как мне кажется, двухпартийный расклад у нас существует. Самая мощная политическая сила в парламенте, бесспорно, КП РФ. Если прибавить сюда ее сателлитов њ "Народовластие" и аграриев, вот уже один политический спектр есть. "Яблоко" њ другой полюс. Сил, конечно, у него маловато, чтобы быть достойным противовесом левым на парламентском уровне. Но если добавить контингент "Нашего дома њ Россия", "Демократического выбора России", вот вам и другая политическая составляющая. Правда, демократы "Яблока" на дух не переносят НДР, "ДемРоссия" њ "Яблоко", но если вышелушить суть этих трех политических направлений, разницы большой не обнаруживается. Но это мы заглядываем в далекое политическое будущее. Быть может, десятая или пятнадцатая Дума и наденет на себя двух-, трехпартийный костюм. Пока что на десятилетия российский парламент будут осаждать партии-пигмеи, программы которых отличаются так же, как огурцы на грядке.

Продолжение.

Начало в "Российской газете"

за 1 июня с.г.

Николай АНДРЕЕВ.

  00:04 02.06  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU