Архив новостей → ЛЕОНИД ФИЛАТОВ: "РАДИ ЛЮБВИ МОЖНО ПОЖЕРТВОВАТЬ...
ЛЕОНИД ФИЛАТОВ: "РАДИ ЛЮБВИ МОЖНО ПОЖЕРТВОВАТЬ ВСЕМ".
Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Леонид Филатов - яркое тому подтверждение. Необыкновенный актер, он сыграл главные роли во множестве спектаклей - от Шекспира до Булгакова - и в фильмах, ставших классикой советского кино. Проработав всю жизнь в театре на Таганке, создал свое творческое объединение под названием "Содружество актеров Таганки". Его сказку "Про Федота-стрельца, удалого молодца" до сих пор читают, слушают на кассетах и цитируют. Он автор более 13 книг: "Большая любовь Робина Гуда", "Любовь к трем апельсинам", "Лисистрата", "Театр Леонида Филатова", "Я - человек театральный", "Сукины дети" и многих-многих других. Песни Владимира Качана, известные еще с 70-х годов, написаны на стихи Леонида Филатова. 26 мая 2000 года Филатову была вручена международная премия "Поэзия" в номинации "Русь поющая". С 1994 года Леонид Алексеевич ведет на телеканале ОРТ передачу "Чтобы помнили", удостоенную в 1996 году премии "ТЭФИ".
Леонид ФИЛАТОВ женат на актрисе "Содружества актеров Таганки" Нине Шацкой. У сына Дениса три дочки. Леонид Алексеевич безумно любит внучек: Оленьку, Таню и Машу. На интервью он согласился сразу, только попросил перенести беседу на пару недель - дел было много...
- Вы всегда охотно идете на контакт с журналистами?
- Не всегда, все зависит от того, как я себя чувствую, иногда приходится и отказываться.
- Ваш отец был большим ловеласом, вы пошли в него?
- Нет, я совсем не такой, как он. Отец был большим поклонником слабого пола. Я, конечно, не без глаз и не без ушей - отмечаю женщин, проходящих по жизни. Но нельзя сказать, что у меня щенячье желание уцепиться за подол и говорить: "Остановись, посмотри на меня". Я человек другого поколения. Он много в жизни пережил: и войну прошел, и в лагерях два раза сидел. Можно сказать, что его жизнь была причудливо изломана. Поэтому, откуда у него было такое желание иметь много женщин, я не понимаю.
- А вы как к прекрасной половине человечества относитесь?
- В трудные минуты мне помогали только женщины, особенно в юности. Именно они меня всегда и вытаскивали из сложных ситуаций. К ним можно было приползти в последнюю секунду. Они чуткие, более сентиментальные и человечные, чем мужики. Причем эти женщины необязательно были любимыми, а просто подругами или даже случайными знакомыми.
- Что, мужчин-друзей вообще нет?
- Ну что вы, все мои коллеги, как правило, и друзья. Больше всего я ценю в близких предсказуемость и надежность. Нашему прежнему президенту часто делали странный комплимент: какой непредсказуемый человек! На мой взгляд, что может быть ужаснее: у руля огромного государства человек, от которого не знаешь, чего ждать. Мне же приятна человеческая ясность. У меня вообще много друзей. Но есть люди, идущие по жизни рядом еще с ранней юности.
Например, это мои однокурсники Володя Качан и Боря Галкин. Или Миша Задорнов, Саша Розенбаум, Саша Адабашьян и, конечно, Ленька Ярмольник. Он, кстати, очень помог мне, когда я заболел.
- Говорили, что супруга настолько верила в ваше скорое выздоровление, что накупила кучу новых костюмов...
- Это правда... Она вообще молодец - в секунду сообразила, как действовать. Я совсем не ожидал от нее столь быстрой реакции, может быть, потому что знал Нину только в ситуации некоторого благополучия. А для того чтобы человек обозначился в той или иной мере, нужна драма, трагедия. Никогда не предполагал, что моя беспечная, легкая жена в состоянии стать настоящим товарищем. Я, конечно, не думал, что она меня бросит, но то, что она с головой влезла в мою жизнь, оставила все: театр, домашние заботы - все, что только можно, и занималась только мной, меня поразило. В больнице целыми днями была рядом, ухаживала, возила на коляске... Одним словом, всю тяжесть моей болезни взвалила на свои плечи.
- Вы терпеливый человек?
- Болезнь показала, что да. Никогда не думал, что выдержу длительный период беспомощности, так как я человек дерганый и импульсивный. Но ошибся. Когда немощь, которую никто не ждал, свалила меня, было, конечно, ощущение безнадежности. Но я приучал себя к мысли, что и лучше меня люди уходили и никто из них не верещал.
- Что цените в жизни больше всего?
- Саму жизнь. Пять лет провел прикованным к постели, поэтому ценю каждую минуту. Пойти поставить чайник - это жизнь, подумать и что-то придумать - это жизнь, жена пришла с рынка - жизнь, поехал я в театр, сделал премьеру - тоже жизнь.
- Многие выкарабкавшиеся из тяжелой болезни были все равно уверены, что не умрут. А вы?
- У меня скорее было наоборот. Был и период, когда пришло понимание - все... Разумеется, с близкими - с матерью и с женой - я на эту тему не говорил. Не мог в ситуации, когда им так тяжело, начать плакаться. Какими-то участками мозга я еще держался, но это больше походило на думающий бамбук.
- А переоценка ценностей была?
- Да, вероятно, это происходит у всех, побывавших в моей ситуации. Когда ты проходишь по краю, некоторые вещи становятся тебе много дороже. И с этого момента начинается истерика: что еще не успел, не сумел сделать и так далее.
- Вы верующий человек?
- Да. Но в церковь часто не хожу. Меня туда должны специально отвезти, а чтобы просить об этом, нужно испытывать крайнюю необходимость. У меня же ее нет. Если ты веришь в Бога - необязательно постоянно по храмам шастать. Церковь и Бог не одно и то же. Храм господен - это все-таки нечто земное, и попытки священнослужителей сделать из него богову приемную - полный бред.
Некоторым кажется, что покаялись - и Господь все простил, а согрешили - опять пошли прощения просить. В церкви много хорошего, отношусь к ней с уважением, но не более. Среди попов множество очень умных и толковых людей, но есть и темные, и даже дураки. Многие скажут: "Как можно: в церкви - и дураки!" Почему нет? Придурки есть везде, почему бы там им не быть? Дома у меня есть иконы, ко мне приходит исповедник - мой духовник. Он приезжал и во время болезни.
- Он тоже входит в дружескую когорту?
- Нельзя сказать, что мы с ним приятели: все-таки у него совсем другое мироощущение. Я человек светский, грешный. Например, когда показывал духовнику свои далекие от цензуры пьесы, он меня ругал. Мои пьесы не столько матерщинные, они несколько похабные, но пишу я их не от стариковского баловства. В них есть правда, я с отроческих лет уважал больше всего фольклорную культуру, демократическую, с хулиганским оттенком - она и есть истина. Некоторые, конечно, могут назвать это просто пошлятиной, но, на мой взгляд, скорее похабщиной можно назвать выступления отдельных звезд шоу-бизнеса. Иногда они произносят вроде невинные речи, но с точки зрения русского языка и здравого смысла получается кошмар - лингвистическая порнография.
- У вас много пьес о любви. А чем в жизни можно пожертвовать ради настоящего чувства?
- Всем абсолютно.
- А вам довелось приносить ей жертвы?
- Так вопрос никогда не стоял. Разве что развелся с первой женой, чтобы жениться на второй. Это тоже жертва. Но, помимо любви, в жизни есть еще и привязанности, обязанности, ответственность.
- Вы такой с ранней юности?
- Тогда совершенно не думал о карьере. Это была довольно беспечная пора, когда больших мечтаний еще не было. Только позы. Мне в молодости больше нравилась режиссура, поэтому я хотел пойти во ВГИК, хотя в кино вообще ничего не смыслил. Смотрел на режиссеров в журнале "Советский экран" - Кончаловского, Тарковского. Они всегда были в кепочках, свитерках с горлышком, в темных очках, так же и Вайда одевался. Мне тоже хотелось быть таким. Казалось, что это очень мужская профессия, хотя на самом деле это было визуальное пижонство. Но тогда я был рабом выдвинутой мной же идеи. В ту пору писал стишки - больше для друзей и девочек, но их печатали в местной газете. Конечно, часто что-то не получалось, но я относился к этому довольно спокойно. Ну а что у меня тогда могло не получиться? Если только облом в любви - самое тяжелое и самое страшное, к чему никогда не привыкнет ни мозг, ни душа. И все доводы на тему "вся жизнь еще впереди" просто раздражают.
- Бывали обломы?
- В моей первой любви, какой я ее считаю, облома не было. А в небольших романчиках, конечно, были, как и у всех, наверное.
- Вас часто предавали?
- Конечно, всех нас иногда предают. Это были и друзья, и любимые.
Естественно, у нас автоматически прерывались отношения. Не могу сказать, что на душе у меня от этого остался какой-то осадок - воспринимал все спокойно. Такова жизнь, и ничего тут уже не поделаешь.
- А обижали?
- С годами понимаешь, что как-то глупо обижаться. А вообще все зависит от того, какой человеческой фактуры существо меня обидело.
- Если изначально хотелось стать режиссером, то откуда актерский факультет вырисовался?
- Дело в том, что приехал я в Москву очень рано, сразу после школы, а экзамены во ВГИК должны были начаться лишь через два месяца. Назад не поедешь, а денег прожить столь долгий срок нет. Что делать? Оставалось только куда-нибудь поступить. А куда, если я ничего не умею и ничего не знаю? По всем точным предметам мне из великодушия натянули тройки, где-то даже четверки поставили. Ну понятно, что с таким багажом соваться стыдно. И вдруг мне советуют идти на артиста - ведь там надо только стишок выучить, басню и прозу. А что мне учить, когда сам неплохо пишу. Срочно сочинил прозу. Мура, конечно, полная получилась. Выбрал свое лучшее стихотворение.
Только басню честно выучил (правда, это была сказка, но я выдал ее за басню). Один из экзаменаторов, выслушав все это, "посмел" меня спросить: "А у вас еще что-нибудь есть?" Я, набравшись хамства, говорю: "А что еще?" Возмутил меня профессор: неужели я плохо подготовился или буквы не выговариваю? А когда прошел по конкурсу, понял: больше не имею права искушать судьбу. Учусь в институте, живу в Москве, буду актером...
- Удача вам сопутствовала и в дальнейшем?
- Не могу сказать, что мне все давалось с большим трудом. Много и часто везло на людей, которые оказывались рядом. Все было больше легко, чем тяжело. Я имею в виду и личное, и театр, и какие-то житейские обстоятельства.
- Ваше литературное дарование помогало в актерской работе?
- Не знаю. Возможно, режиссеры знали о моем писательстве-сочинительстве и рассчитывали, что и во время съемок я обязательно что-нибудь придумаю. Например, очень интересно было работать над картиной "Успех". Сценарий мы готовили всего неделю, но как-то ладно все получалось. Да еще режиссер позволил мне импровизировать. Иногда я знал только примерный текст сценария, поэтому сам компоновал речь и партнеры тоже знали только примерно, что я сейчас буду говорить. Боялся, что из-за этого на меня обидится наш замечательный сценарист, но и ему это нравилось.
- Чем вы заняты в данный момент?
- (Скромно.) Да пьеску пишу. Называется "Золушка" (на столе лежат тексты, написанные от руки. - Авт.).
- Почему от руки, а не на компьютере или печатной машинке?
- Не люблю ни машинки, ни компьютеры. Хотя это данность нашего времени, надо бы ее принимать. Вообще сейчас многое в жизни изменилось. То, что раньше снималось целый год, сейчас делают за три недели. Кино стало более современным, и это хорошо. Есть, конечно, какая-то технологическая поспешность в композиции - отсюда берутся слишком простенькие ходы. Либо наоборот: снимут что-нибудь непонятное, а ты сиди и догадывайся, что они хотели сказать. Наше кино должно предназначаться для массового зрителя, а не для пяти заучившихся умников. Но дураков в мире становится меньше.
- А каких авторов предпочитаете?
- Сейчас читаю только то, что нужно для работы. А так люблю, например, детективы, особенно женские. Дамы покрепче пишут. Не с точки зрения художественных качеств - сюжеты интереснее.
- Леонид Алексеевич, идея сделать передачу "Чтобы помнили" вам принадлежала?
- Идея возникла у меня, но всегда было очень много помощников. А когда заболел - моя группа сама работала.
- Как воспринимаете молодых актеров? Есть симпатии?
- Конечно, сейчас много интересных молодых актеров. Мне нравятся Володя Машков, Женя Миронов, Сергей Безруков, Максим Суханов, Юлия Рутберг. Из начинающих - Оля Будина. Немало и режиссеров талантливых, например, Машков как театральный мэтр. Или в кино: Валера Тодоровский, Дима Месхиев - по крайней мере они намного ярче других. Когда я был молодым, мне очень помогло выбиться мое провинциальное нахальство.
- Именно его, вы думаете, не хватает порой коренным жителям столицы?
- У провинциалов больше готовности и запаса прочности, больше желания атаковать. В отличие от москвичей, которые, прежде чем что-то сделать, будут долго думать: хорошо это или нет, красиво - некрасиво, не буду ли я выглядеть нахалом...
- Почему сейчас так много молодых людей рвутся в актеры?
- Дело в том, что стал другим фон этой профессии, изменились перспективы. А артистов везде как собак нерезаных. Но молодой человек, одобряющий некоторые развлечения, сопутствующие актерству (например, водяру и другие глупости), далеко не уйдет. Как говорится, где начнет, там и закончит, - не продвинется. Нужно учиться первым делом профессии, а не искать себе режиссеров и продюсеров. Если молодой человек будет из себя что-то представлять, они найдут его сами, не нужно ничего придумывать. (Звонит телефон. - Авт.). Да, жду, приходите. Это сын с невесткой, сейчас они придут и внучку приведут. Она в этом году в первый класс пошла. А недавно научилась выговаривать букву "эр". Теперь звонит мне и с кайфом кричит:
"Здр-р-равствуй, деда". Я ее только балую - воспитывает пусть отец. Кстати, он священник, работает в одной из церквей в пригороде столицы, но живет в Москве, недалеко от нас. Вообще, не знаю, какой я дедушка. Просто я своих внучек обожаю.
Диана МАТЕВОСОВА,
информационное агентство "АиФ-Новости".
00:04 15.10
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |