Архив новостей → Какая прибыль без скандала.
Какая прибыль без скандала.
Анна ГОСТЬЕВА.
Миноритарные акционеры "Мегионнефтегаза" выступают против действий директоров компании.
НЕДАВНО внеочередное собрание акционеров компании "Мегионнефтегаз" голосовало по вопросу о продаже значительной части активов дочерним фирмам. В тот же самый день миноритарные акционеры "Мегионнефтегаза" по инициативе компании "Восток - Нафта" собрали пресс-конференцию, на которой объявили собрание нецелесообразным, а политику нынешнего руководства акционерного общества - противоречащей интересам большинства акционеров. Ситуацию комментирует директор компании "Восток - Нафта" Алекс Вильямс.
- Господин Вильямс, публичный скандал в уважаемой компании, возможно, всколыхнет рынок. Неужели для столь резких заявлений были серьезные причины?
- Причин несколько. Убытки, которые несла в последние два года компания "Мегионнефтегаз", нельзя объяснить какими-то внешними факторами: ведь цены на нефть росли, а налоговая политика была вполне благоприятной. По идее, должна была быть значительная прибыль. А вышло наоборот.
Мы уверены, что убытки за первое полугодие 2003 года не обоснованы и что компания "Мегионнефтегаз" управляется не в интересах всех акционеров, а в интересах нескольких крупных "дольщиков".
- Кого вы имеете в виду?
- Не секрет, что совет директоров "Мегионнефтегаза" состоит из представителей "ТНК", "Сибнефти", "Славнефти" (главными акционерами которой являются "Сибнефть" и ТНК). Эти компании - крупные акционеры "Мегионнефтегаза". Но отнюдь не единственные. Общая доля миноритарных акционеров формально около 40 процентов! Компания "Восток - Нафта" представляет интересы значительной их части. И у нас давно уже такое ощущение, что директора забыли о миноритарных акционерах.
- Вы хотите сказать, что сделки с активами компании, о которых шла речь на последнем внеочередном собрании, выгодны не всем?
- Речь идет о продаже основных средств и имущества "Мегионнефтегаза" на сумму в 2,9 миллиарда рублей. На наш взгляд, продажей это можно назвать лишь в кавычках. Никаких оснований для такого шага нет. А покупатели и подавно не внушают доверия. Речь идет о девяти обществах с ограниченной ответственностью, семь из которых были учреждены самой компанией "Мегионнефтегаз" (по решению совета директоров, разумеется) всего три месяца назад. Их уставный капитал 45 тысяч рублей. Очевидно, что у них нет средств, чтобы выкупить имущество на такую сумму! Это вызывает серьезные вопросы со стороны акционеров.
- Но раз миноритарных акционеров компании так много, почему они пошли на скандал вместо того, чтобы просто заблокировать решение на собрании акционеров?
- Собрание было подготовлено с большими нарушениями. Накануне его многие бюллетени, которые должны были прийти в депозитарий, туда не поступили и, значит, не могли голосовать. Ничего не было организовано и для того, чтобы владельцы депозитарных расписок голосовали. Поэтому мы собираемся оспаривать результаты этого собрания, требовать расторжения ряда сделок и возвращения имущества в компанию. Если надо, будем судиться. Ведь эти сделки - не единственная претензия к нынешнему руководству компании со стороны миноритарных акционеров. Вот уже два года компания, которая могла бы быть очень богатой, работает почти в убыток.
- И чем вы это объясняете?
- Судите сами. "Мегионнефтегаз" имеет необходимую лицензию, добывает нефть и, стало быть, наделена правом самостоятельно ее экспортировать. Однако львиная доля экспорта "Мегионнефтегаза" почему-то передается компании "Славнефть". Экспортная выручка, соответственно, остается в казне "Славнефти". "Восток - Нафта" не раз пыталась выяснить, как это юридически оформлено. Но безуспешно. По нашим расчетам, компания "Мегионнефтегаз" потеряла 750 миллионов долларов в 2002 году и 540 миллионов долларов за 9 месяцев 2003 года. А в итоге первое полугодие компания закончила с убытком в 41,3 миллиона долларов, а "Славнефть", наоборот, с гигантской прибылью (153 миллиона долларов). По результатам 9 месяцев "Мегионнефтегаз" несколько поправила дела и вышла на нулевой результат. Но разве это сопоставимо с возможностями компании! А ведь вся продажа "Славнефти" - это то, что добывает "Мегионнефтегаз"! 95 процентов нефти "Мегионнефтегаза" продается либо через "Славнефть", либо через компании, аффилированные с ней или опять же с "Сибнефтью".
Мы считаем, что дело должно обстоять иначе: "Мегионнефтегаз" должна сама экспортировать свою нефть, сама получать от этого прибыль, а в конце года делить ее согласно количеству акций.
- Вы обвиняете менеджмент в преднамеренном разграблении компании?
- Я пока не стал бы выражаться так резко. Однако ясно, что налицо нерыночные отношения со "Славнефтью" и "Сибнефтью". Торговые отношения с ними организованы так, что это выгодно только им, а не всем акционерам компании.
Убытки, которые понес "Мегионнефтегаз", никак нельзя объяснить объективно. Соответственно, мы делаем вывод, что они искусственно организованы.
- А как сами менеджеры объясняют такое положение вещей?
- Они пытаются оправдаться, ссылаются на изменения в налогообложении, говорят, что надо подождать и все будет в порядке. Если бы это не тянулось так долго, возможно, мы бы и подождали. Однако теперь мы уже не видим в этом смысла. Если нас ожидает еще один убыточный год, неизвестно, что вообще останется от "Мегионнефтегаза".
- А разве нельзя было выяснить отношения без скандала?
- Да, мы писали письма руководству компании, задавали вопросы на годовом собрании акционеров. Мы получали ответы, которые ничего не объясняли. Мы нанимали юридические конторы, чтобы получить документы из "Мегионнефтегаза", но получили далеко не все. Значительную часть нам не дали, сославшись на коммерческую тайну.
- Какие шансы на успех вы имеете в этом конфликте? И не боитесь ли серьезного противодействия со стороны олигархов?
- Не боимся. Вообще этот конфликт следует рассматривать, как детскую болезнь перехода к цивилизованным формам корпоративного поведения. Кстати, буквально на днях был повышен международный кредитный рейтинг России. Это автоматически влечет за собой рост интереса к практике корпоративного управления, включая соблюдение прав миноритарных акционеров. В этом случае наличие или отсутствие в корпоративном конфликте того или иного олигарха ничего не меняет. Что касается шансов на успех, то мы убеждены в своей правоте и будем методично отстаивать свои интересы столько времени, сколько понадобится. Мы работаем в России не первый год, накопили не только отрицательный, но и положительный опыт. И именно поэтому мы сегодня хотим придать огласке сам факт происходящего.
- Чего вы в конечном итоге хотите достичь?
- В первую очередь необходимо остановить попытки необоснованной продажи активов компании и вернуть в "Мегионнефтегаз" полученную компанией прибыль. Это отвечает не только интересам "Восток - Нафта", но и других миноритарных акционеров, а это 5 тысяч членов трудового коллектива, которые также являются владельцами акций "Мегионнефтегаза". Кроме того, и не в последнюю очередь, добиться доступа миноритарных акционеров к корпоративной информации и создать реальные механизмы защиты вложенных средств.
Сегодня инвестиционный климат России зависит от отношения к миноритарным акционерам. Не надо забывать, что только за нашей группой миноритарных акционеров стоят несколько миллиардов долларов, вложенных в российскую экономику.
Вела беседу Анна ГОСТЬЕВА.
00:04 02.02
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |