Архив новостей → Здравый смысл большого диаметра.
Здравый смысл большого диаметра.
Александр Кузин.
ДВА ГОДА назад, 14 июля 2000 года, на празднике металлургов в Нижнем Тагиле Президент В. Путин по давней традиции бросил старинную монетку в том месте, где предполагалось начать строительство завода по производству труб большого диаметра. Первая очередь, по замыслу, должна была выпускать трубы уже в 2003 году. Между тем у завода до сего дня нет даже строительной площадки. Строить его не начнут и в этом году.
Три зайца Эдуарда Росселя.
Сказать, что денег на эту стройку не было с самого начала, - не сказать ничего. В то самое время - в конце 1999 года, когда принималось решение о строительстве нового завода по производству труб большого диаметра (ЗТБД) на базе Нижнетагильского металлургического комбината (НТМК), - рассматривалось дело о банкротстве самого комбината. И если бы не Э. Россель, трудно сказать, что было бы с комбинатом и с городом сегодня. Благодаря титаническим усилиям губернатора в ноябре было принято решение о строительстве ЗТБД в Нижнем Тагиле, а в декабре того же года заключено мировое соглашение между кредиторами и НТМК.
Губернаторскую идею построить рядом со старым новый мощный завод, безусловно, можно считать гениальной. Россель рассчитал точно - вопрос, как окупить строительство, можно сказать, даже не ставился. Его затмил главный аргумент - с вводом в строй нового завода в России будут оставаться сотни миллионов долларов, которые пока уходят на Запад на закупку труб большого диаметра. Второй аргумент касался удачного географического расположения комбината по отношению к проектируемым трубопроводам. Все казалось логичным и прибыльным и обеспечило идее правительственную поддержку. Поэтому Нижний Тагил, несмотря на свое финансовое положение, выиграл тендер на право строить завод.
Таким образом, были "убиты" даже не два, а три "зайца" - комбинат был спасен от банкротства, мог получить государственные деньги на восстановление и занять новую перспективную нишу. Выпуск труб и листового проката гораздо прибыльнее, чем производство обычного сортового проката. Если учесть, что рентабельность нижнетагильского сорта - одна из самых низких в стране (менее 7 процентов), понятно, о каких перспективах можно было мечтать.
Надо отдать Эдуарду Росселю должное - задолго до того, как отечественные металлурги объединили свои голоса, чтобы обратить внимание государства на кризис в металлургической отрасли, он использовал все силы и влияние, чтобы решить проблему на одном отдельно взятом комбинате. Сегодня, пожалуй, мало кто сомневается в том, что именно Россель дал Нижнетагильскому комбинату шанс выжить.
Зато сомнений, должна ли быть реализована вторая часть идеи Росселя - строить рядом с металлургическим гигантом новый завод, все больше.
Конкуренты не дремлют.
Стоимость ЗТБД, по словам генерального директора завода С. Носова, составляет от 900 миллионов евро до 1 миллиарда долларов. Если считать по минимуму, с учетом капитализации вложений получим 1200 миллионов евро. Через пять лет после окончания строительства ЗТБД, как обещал C. Носов, эти деньги должны быть возмещены, завод начнет приносить прибыль.
Расчет делается на покупку "Газпромом" и, возможно, другими, более мелкими покупателями 600 тысяч тонн труб большого диаметра, на годовой выпуск которых рассчитан завод. Однако при этом не учтено в полной мере несколько факторов. Во-первых, уже сегодня у "Газпрома" кроме западных есть другие поставщики труб большого диаметра - Волжский и украинский Харцызский трубные заводы. Они поставляют трубы с пониженными техническими характеристиками, которые нужны "Газпрому" на определенных участках. Их доля рынка на сегодняшний день составляет 150 тысяч тонн, и можно быть уверенными, что они ее не отдадут.
Во-вторых, трубы большого диаметра намерен выпускать альянс "Северстали" и Объединенной металлургической компании, в которую входят такие производители труб, как Челябинский трубопрокатный и Выксунский металлургический заводы. В проекте "Альянс-1420" используются имеющиеся производственные мощности, а выпуск труб планируется начать в 2004 году, то есть на несколько лет раньше, чем закончится строительство в Нижнем Тагиле. Альянс образован сильными и опытными партнерами, не один год работающими в тесной связке: ОМК поставляет на рынок 80 процентов российских труб большого диаметра, для которых "Северсталь" выплавляет металл. "Северсталь" к тому же уже начала эксплуатировать стан-5000. По заявлениям участников альянса, проект движется без остановки, на него хватает собственных средств - это всего 270 миллионов долларов. Вполне возможно, что к моменту завершения строительства ЗТБД на рынке кроме западных будут фигурировать уже три поставщика - "Альянс-1420", Волжский трубный и Харцызский трубный заводы.
Задача для "Газпрома".
Вряд ли "Газпром" при таком выборе остановится только на одном из поставщиков труб. Тем более что сам Президент, бросив монетку в нижнетагильскую землю, не забыл напомнить о конкуренции и предупредить, что, если на новом стане будут выпускать некачественную продукцию, "никто не будет заставлять "Газпром" покупать эти трубы", поскольку от этого может страдать экономика.
Во всех случаях емкость рынка для ЗТБД будет уже не 600 тысяч тонн, а гораздо меньше: максимум 450 тысяч тонн, если основной покупатель предпочтет трубам "Альянса-1420" нижнетагильские и откажет западным поставщикам. По оценке доктора экономических наук, профессора МИСиС О. Юзова, средняя величина прибыли российских производителей от продажи 1 тонны труб не превышает 70-80 долл. за тонну. Даже если предположить, что в ЗТБД она достигнет 200 долларов за тонну, максимальная доходность рынка не превысит 90 миллионов долларов в год. Окупить за пять лет затраты в 1200 миллионов евро при таком доходе нереально. Возможно, это получится минимум лет за 10-11, то есть в лучшем случае к 2017 году. Но и эта задача становится нерешаемой, если учесть выплаты ЗТБД по кредитным обязательствам, которые могут составить 120 миллионов евро в год и превысят возможную прибыль.
Кто заплатит за завод.
Западные инвесторы требуют жестких гарантий по кредитам в виде фьючерсного контракта с покупателем.
Уральский нажим "Газпрому" обойдется, безусловно, недешево: чтобы окупить затраты на строительство, цена на трубы должна быть много дороже, чем сегодня. Выдержит ли этот груз газовый монополист?
Есть другой вариант - ЗТБД объявляют банкротом и он переходит в собственность "Газпрома". Но и в этом случае платить по долгам стройки века все равно придется.
Буквально на днях прошли сообщения о том, что "Газпром" и "Евразхолдинг" начали переговоры об увеличении доли "Газпрома" в ЗТБД до контрольного пакета. Пока неясно, как воспринял "Газпром" новую попытку стимулировать подписание фьючерсного контракта. Экономическая логика говорит о том, что такие дорогостоящие и убыточные непрофильные активы "Газпрому" ни к чему. Но информации об исходе переговоров еще нет, поэтому неясно, какие резоны возобладают.
Во всех случаях за все заплатит государство и... понесет убытки, прибыль останется иностранным банкам.
Всем сестрам по серьгам.
Вопрос - а что если не строить новый трубный завод - на первый взгляд кажется кощунственным. Кроме громкого проекта века по повороту сибирских рек, прецедентов отмены Правительством своих решений, кажется, не было. Но ведь и правительств, состоящих из прагматичных и решительных людей, у нас раньше тоже не было. И разве так уж невозможно, чтобы эти новые люди, просчитав все и взвесив, не приняли бы третий вариант?
Деньги, вложенные в создание ЗТБД, не пропадут, если покупатель высококачественной заготовки, которую в Нижнем Тагиле должны начать делать в следующем году, появится раньше, чем будет построен новый трубный завод. Этот покупатель вполне вероятен в рамках нового союза, который могут организовать все участники "трубного" соревнования. Идея принадлежит, между прочим, генеральному директору Сергею Носову, который в одном из своих выступлений о проекте ЗТБД, характеризуя его как стратегический альянс, сказал буквально следующее: "Масштабность проекта делает целесообразным приглашение к участию в альянсе других производителей труб большого диаметра и толстого листа".
Если НТМК скооперируется с "Северсталью", у которой уже есть стан-5000, покупателем их совместной продукции вполне может стать ОМК, которая является традиционным производителем труб большого диаметра. Расстояния между ними - не есть серьезное препятствие, поскольку транспортная составляющая в себестоимости конечной продукции много не занимает. Тем более что Выксунский металлургический завод удобнее расположен по отношению к западным газопроводам.
Если отказаться от "стройки века", в 2004 году "Газпром" вполне может покупать высококачественные и более дешевые, чем импортные, российские трубы. На этом он сэкономит не один миллиард долларов. Сколько сэкономят остальные участники, сказать трудно, но то, что выиграют здравый смысл и государство, сомнений нет.
Выбор сценария многое определит не только в экономической, но и в политической жизни страны. Ведь мы уже не раз были свидетелями строек века, залоговых аукционов и прочих административных творений, которые влетали государству в большую копеечку. Мы жили по странным правилам, которые выдумывали для нас чиновники. В течение десятилетий мы с их помощью боролись со здравым смыслом. Может быть, пора остановиться?
00:04 18.07
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |