Архив новостей → Стариков оставим в прошлом?
Стариков оставим в прошлом?
Сегодня - Международный день пожилых людей.
Страна считается нормальной тогда, когда она заботится о стариках и детях. В этом контексте возникает вопрос: что за страна Россия, где не выплачивают вовремя детские пособия, где стариков с легкостью необыкновенной стараются при случае пристроить в дома престарелых?
"Алло, - звучит в телефонной трубке бодрый голос. - Это передача "Добрый день!" Мы приглашаем вас на разговор в прямом эфире с тележурналисткой Ларисой Кривцовой, он будет посвящен проблеме пожилых людей. Пусть все узнают, что думает по этому поводу "Российская газета".
Что ж, пусть, грех отказываться, и в назначенное время я появляюсь на ОРТ. Вместе со мной в прямой эфир выходят главный врач одной из московских больниц, врач-геронтолог и представитель Минтруда.
Лариса Кривцова - очень хорошо знакомая по многочисленным утренним эфирам - четко обозначает тему обсуждения: "Мы поговорим о том, как нелегко живется старикам, о том, как не хватает им денег, о том, как не заботятся о них ни государство, ни семья, ни окружающие. Главное, конечно, - отсутствие денег".
С этого момента я вступаю с коллегой в принципиальный спор. Потому что подход, сводящий все исключительно к деньгам, считаю абсолютно неверным. Дело не в деньгах, а в отношениях в обществе. Они навряд ли изменятся, если ту же пенсию повысить в два-три раза. Нам не хватает вовсе не денег, а человеческого отношения к старшему поколению.
"Лишнее" поколение.
Человек - существо весьма прагматическое. Он всегда знает, зачем ему нужна та или другая вещь, то или иное общение, тот или иной человек. Да, пенсионерам платят не очень большие пенсии, платят подчас не вовремя, и это весьма осложняет их жизнь. В начале телеразговора Лариса с оттенком приличной по этому поводу горести рассказала, сколько буханок хлеба мог купить среднестатистический пенсионер раньше и сейчас. Сравнение явно не в пользу сегодняшнего времени, которое, выходит, явно заслуживает осуждения.
Но сегодняшнее общество устанавливает такие маленькие пенсии не только по причине затруднений, но и потому, главным образом, что не разобралось, зачем ему нужны старики пенсионеры.
В самом деле, зачем? Мы очень легко отбросили старшее поколение, как ничего не понимающее в рынке, перестройке и демократических преобразованиях. Ирина Хакамада однажды сказала, что все у нас получится, когда уйдет поколение, привыкшее жить по-старому. Выходит, нам ничего от старшего поколения не нужно, мы будем жить новой жизнью, но без него? Трудно себе представить что-либо более абсурдное, но находятся люди, которые представляют нашу жизнь именно так - без стариков.
Тележурналисты "Доброго дня" провели опрос на улицах Москвы. Спрашивали простенько и со вкусом: "Отдали бы своих родителей в дом престарелых?" Прохожие отвечали по-разному. Кто клялся, что никогда этого не сделает, кто объяснял, что жизнь сложная и могут возникнуть такие обстоятельства, когда ничего другого не останется. Ни один не сказал, что не отдаст родителей никогда и никуда, потому что они помогают ему советом, передают свой богатый жизненный опыт, растят внуков и так далее. Ответы эти и поведение этих случайных прохожих не были запрограммированы, люди говорили так, как думали. То, что они думали, демонстрировало истинное отношение в обществе к старшему поколению. То, что раньше осуждалось, было немыслимым - отчуждение стариков от семьи в нарушение всех былых традиций, - ... стало нормой.
Чужой для бабушки - внук.
Семья моих знакомых всегда казалась довольно дружной, сплоченной и благополучной. Отец, мать и двое взрослых детей (дочь - учительница, сын - школьник). А еще бабушка, которая всю свою жизнь заботилась о семье. Она преподавала музыку, у нее было много учеников, ставших позже довольно известными музыкантами. Много учеников - много денег, и все свои деньги бабушка отдавала детям. Ровно до того момента, когда состарилась и оказалась на иждивении у взрослых детей. Иждивение не было для нее чем-то ужасным: дочь и зять довольно трогательно заботились о ней, в доме всегда была та еда, которую любила бабушка, ей делали подарки к праздникам, и это всегда были подарки, которым она искренне радовалась. Все было хорошо, за одним исключением. Каждое лето семья разъезжалась на отдых, и бабушка оказывалась одна в доме. Ее некуда было девать, некому было с ней оставаться - никто из домашних ради этого не собирался отказываться от отдыха. Поэтому каждое лето бабушку сдавали в больницу. Предлог был довольно логичным: старому человеку надо подлечиться, и она подлечивалась, тихонько огорчаясь, что всех в палате навещают, кроме нее. Пару-тройку лет я брала эту обязанность на себя: мне ничего не стоило приехать в Москву с дачи, заглянуть на рынок, появиться в больнице с сумкой, полной фруктов. Бабушка неловко пыталась вручить мне деньги, смущенно оправдывала детей и внуков - им-де обязательно надо было уехать, иначе пропали бы путевки, иначе бы они не отдохнули как следует перед очередным трудным, загруженным до отказа работой и учебой годом. Мне удавалось перевести разговор на воспоминания, и начиналось самое интересное. Бабушка дружила с Раневской, с Верико Анджапаридзе, с известными композиторами, исполнителями, актерами, режиссерами. До сих пор ругаю себя, что не записывала эти рассказы, они того стоили.
Через какое-то время бабушка перестала подходить к домашнему телефону. Я не задумывалась, почему это происходит. Но однажды ее внучка предложила: давай съездим к бабушке. Оказалось, что та уже давно живет в доме престарелых. Внучка довольно буднично объяснила: она перестала ладить с подростком-внуком, поэтому сама (сама!) решила уйти в дом престарелых. Мы поехали туда, и я увидела абсолютно несчастную пожилую женщину, которая жила в одном номере со сварливой соседкой, отравлявшей ей жизнь, видимо, куда больше, чем непоседа внук, страдающую от казенности, которая отныне заменяла домашний уют и заботу близких. Бабушка так и умерла в окружении чужих людей в доме престарелых, ее внучка прекрасно устроилась за границей, внук стал преуспевающим бизнесменом. Я думаю, что они не вспоминают о той, что вырастила их, им не нужны эти воспоминания, как не нужна была "чужая" старость. Им чужды проблемы стариков как таковые.
На рынке пожилым места нет?
Страна многое может: и пенсии повысить, и домов престарелых настроить столько, сколько нужно, и медицину поднять на уровень невероятно высокий с тем, чтобы она продлевала жизнь старикам. Но стране нужно определиться: зачем же все-таки ей это нужно. Потому что старшее поколение представляется и властям, и политикам чем-то вроде обузы: живет и еще претендует на заботу, внимание, средства из бюджета. Все то, что сделано стариками до того, на протяжении всей их нелегкой, длинной рабочей жизни, остается как бы за скобками. Дескать, что вспоминать былое, нужно жить сегодняшним.
Если же мы внимательно всмотримся в сегодняшний день, то увидим: только три процента стариков хотели бы жить отдельно от семьи в доме престарелых, большинство их желает продолжать трудовую жизнь, мечтает устроиться на работу. Причем не только потому, что нужны деньги, но и потому, что хотят они быть в гуще событий, проблем, вместе с теми, кто делает дело. Как ни странно, именно старшее поколение, адаптируясь к условиям нынешней жизни, могло бы дать более молодым поколениям пример встраивания в существующую действительность. Наши читатели, наверное, заметили, что практически в каждой полосе "Читатель-газета-читатель" в "Российской газете" появляются небольшие письма-зарисовки пенсионера из Нижнего Новгорода Николая Лукоянова. Как снисходителен он к бизнесменам, с каким юмором - мягким, добрым - оценивает их деятельность, как легко, без надрыва и страданий вписывается сам в рыночные обстоятельства. Можно ли считать нашего читателя-пенсионера отодвинутым от жизни, не интересующимся ею? Нет. Кстати, и телезрители, что звонили нам в телестудию по "горячим телефонам", говорили о том же: о желании трудиться, быть услышанными, вписываться в современную жизнь со всеми ее нюансами, проблемами и противоречиями. Молодые люди мечтают попасть к кому-то на иждивение, старики слово "иждивение" презирают. Они хотят быть самостоятельными, чтобы... помогать своим детям и внукам. Так сложились наши традиции. А рыночные времена требуют, чтобы мы принимали западные модели взаимоотношений, базирующиеся на том, что юное поколение отделяет себя от старшего, едва-едва закончив школу. Никто никому не нужен, если и требуется что-то, так это нечто материальное - квартира, дача, мебель, имущество. Самое ужасное то, что в обществе нашем такой стиль отношений - с чисто материальной заинтересованностью - перестал считаться аморальным.
Погиб в боях за квартиру.
Мой коллега искал деда, пропавшего после смерти его старшей дочери, с которой дед жил в одной квартире. Святой долг был ему помочь, тем более что дед - ветеран, инвалид и, наконец, просто очень старый человек, с которым могло случиться все, что угодно. Мы обращались в милицию (и она нам ничем не помогла), в собес (и он не стал рассказывать, куда девался уважаемый пенсионер), в поликлинику, которая не пожелала нам сообщить, для кого выдавала историю болезни своего довольно престарелого пациента. Нашли деда мы, можно сказать, случайно: с помощью адресного бюро. Выяснилось, что чужие люди, завладев квартирой, сдали старика в дом престарелых. Состоялась трогательная, вызывающая слезы встреча внука и деда. Она происходила на глазах нескольких десятков стариков - обитателей дома престарелых, и было заметно, как они не верят в счастливое завершение этой истории. Для старика она закончилась и впрямь счастливо - внук забрал его к себе домой. Но как ни бились, не смогли дед и внук вернуть отнятую чужими людьми квартиру. Дед умер у внука, но до самого конца числился по-прежнему обитателем дома престарелых - его некуда было выписывать. В доме внука не хватало нужной площади, былую квартиру новые владельцы не собирались возвращать. Что интересно, захватчики никак не пострадали, никто не поторопился их наказывать, осуждать, никто не намеревался восстанавливать справедливость. И миллионеры, и врачи, и работники собеса довольно спокойно воспринимали случившееся и даже завидовали деловым людям, сумевшим отхватить кусок жилплощади в отличном районе столицы. Общество смирилось с бесправием стариков, и это симптом, нисколько это общество не украшающий.
В условиях такой ненужности и бесправия нам никогда не получить для старшего поколения ни высоких пенсий, ни нормальных условий жизни, ни достойного медицинского обслуживания. И это главное, что нужно менять, а вовсе не определять основным приоритетом борьбу за индексацию, за повышение пенсионного содержания.
Мы упрямо толчемся на одном месте, обсуждая, как продлить жизнь старикам (нужно много двигаться, энергично общаться с окружающими), все же оставляя при этом без внимания главное - значение старшего поколения для нашей сегодняшней жизни. За границей существует возрастной ценз для тех, кто хочет стать президентом, сенатором, заниматься политикой. Считается, что только после сорока можно быть мудрым и нужным для государства, что только после пятидесяти появляется тот житейский и политический кругозор, который помогает принимать решения, необходимые в масштабе страны. По сути дела, так все происходит и у нас. Достаточно посмотреть на возраст Президента, спикера Совета Федерации, премьер-министров, которые удачно возглавляли наше Правительство, на министров, мэров, руководителей политических движений. Не повернется язык назвать их стариками, хотя нельзя не замечать весьма солидный возраст, который не мешает им быть полезными обществу, государству. Значит, нам нужно только осознать эту нужность, понять, чего мы хотим от старшего поколения. Остальное приложится - и деньги, и медицина, и социальное обеспечение, и уважение молодого поколения, и многое другое. Для того чтобы все было так, нам надо быть мудрыми. Научиться мудрости можно только у старшего поколения. И здесь круг замыкается, и все зависит только от того, хотим ли мы быть мудрыми настолько, чтобы старшее поколение не страдало от наших позиций, не вовлекалось в ненужное ему политическое противостояние, а чувствовало себя счастливым и нужным. И это, как ни странно, простой и незамысловатый рецепт, позволяющий выстраивать отношения поколений. Вот только кто возьмет на себя смелость выписать нам этот рецепт?
Виктория МОЛОДЦОВА.
00:04 01.10
Лента новостей |
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |