Архив новостей → В Белоруссию - на учебу.
В Белоруссию - на учебу.
Уважаемая редакция!
Вместе с "Российской газетой" получила новую газету "Союз". Читаю ее с большим интересом. Первый номер оцениваю на "отлично". На вашу анкету ответила еще раньше и надеюсь, что мои ответы вам помогут сделать "Союз" еще лучше.
А теперь хотела бы вас попросить ответить на мои вопросы. С детства я мечтаю увидеть Минск. Наверное, сказывается воздействие генов: у меня дедушка - белорус. Сейчас учусь в школе и для себя уже давно решила, что как только окончу ее, то поеду в Минск на учебу. Но я не знаю, что для этого нужно сделать. Нельзя ли мне написать, как ребята из России могут поступить в вуз в Минске? Какие у нас есть права на это и как, если эти права у российских ребят есть, можно ими воспользоваться? Можем ли мы жить в Белоруссии во время учебы как коренные жители этой страны? И еще: куда нужно обратиться, чтобы поехать сдавать экзамены в минский вуз?
Заранее благодарю вас.
Татьяна Подскребкина.
г. Иркутск (адрес и телефон в редакции имеется).
ОТ РЕДАКЦИИ.
Уважаемая Таня! С большим удовольствием поможем тебе осуществить твою мечту. А пока публикуем интервью с министром образования Республики Беларусь Василием Стражевым, которому мы передали твое письмо и который отвечает на твои вопросы в широком контексте.
Есть в жизни государств и стран проблемы, которые всегда и во все времена напрямую волнуют все взрослое и юношеское население. Одна из таких - система школьного образования. В прошлые времена в мире довольно высоко ценилась советская школьная система образования. Но после демократической революции именно эта сфера подвержена едва ли не самым частым реформам или попыткам на оные. Российская школа и сейчас стоит на пороге новой реформы - введения 12-летнего обучения. Дискуссии идут жаркие: встать ли в строй западных стран или идти собственным, самобытным путем. Западный опыт известен: в США и Франции дети проводят за партой 12 лет, в Германии, Италии - 13, в Нидерландах - 14.
Но есть в СНГ страна, которая не только уже вышла на 12-летнее обучение, но и вот-вот примет и закон о воинской службе, который полностью подстроен под закон о школьном образовании. Эта страна - Белоруссия.
Белоруссия, которая была когда-то всесоюзной экспериментальной площадкой в образовательной сфере, ныне прослыла консервативной. Оправдал ли себя подобный консерватизм? Насколько совпадают сегодня образовательные приоритеты двух государств? Об этом корреспондент "Советской Белорусcии" беседует с министром образования Республики Беларусь Василием СТРАЖЕВЫМ.
- Да, мы не стали проводить эксперименты ради экспериментов. Наша школа за последние годы сильно изменилась, но, несмотря ни на что, мы единственные среди стран СНГ сумели сохранить лучшие традиции школы советской. И вот результат: белорусский вариант перехода на 12-летнее обучение стал ориентиром для российских педагогов. Им заинтересовалось, кстати, не только руководство Министерства образования. Минувшим летом в Минске побывала делегация Республики Саха (Якутия). Знакомились с опытом реформирования школы, чтобы начать такие же преобразования у себя. И что примечательно: никто из центра делегации в Беларусь не направлял - приехали исключительно по собственной инициативе.
- Что, как правило, отмечают гости?
- Прежде всего высокое качество подготовки учащихся и полную управляемость системы образования в республике. Так что консерватизм, я считаю, себя оправдал.
В сентябре начался очередной этап реформирования профессионального образования республики. Думаю, и этот наш опыт будет полезен российской стороне, только приступившей к реформированию образования. А Беларусь, не исключено, со временем снова станет союзной экспериментальной площадкой.
- Как много времени потребовалось, чтобы от понимания того, что расширение образовательного пространства - процесс взаимовыгодный и необходимый, перейти к конкретным действиям?
- Семь лет. 1996-й стал годом радикальных решений - о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, учебных степеней и званий, о равных правах, условиях приема и обучения граждан России и Беларуси в учебных заведениях двух стран. Это позволило сделать системы образования братских государств открытыми, повысить эффективность использования их научного и образовательного потенциала. К примеру, в 1996 году в высших учебных заведениях нашей республики учились не более 900 россиян, в этом их уже 1611. За эти годы в три раза увеличилось и число граждан России, обучающихся в средних специальных учебных заведениях Беларуси. Что привлекает ребят? Традиционно высокое качество образования, более низкая по сравнению с той же Москвой стоимость жизни, спокойная обстановка. В свою очередь наши абитуриенты успешно конкурируют со своими российскими сверстниками при поступлении в московские вузы. Сегодня в учебных заведениях России учатся более 3300 белорусов. И если честно, мы наконец вздохнули с облегчением: нет жалоб на то, что иным дарованиям из Беларуси предлагают безо всяких на то оснований заплатить за учебу. Развивается сотрудничество с ближними российскими регионами. Преподаватели Белорусского педуниверситета имени М. Танка подготовили уже второй выпуск практических психологов в Калининградском областном институте повышения квалификации педагогических работников.
- Василий Иванович, мы с вами не раз говорили о том, что разрушить единое образовательное пространство оказалось легче, нежели восстанавливать...
- Ломать не строить - это же общеизвестно. Чтобы проводить согласованную политику в области образования, мы прежде всего создали координационный совет министерств образования Беларуси и России. В июне нынешнего года в Смоленске прошло совместное заседание коллегии наших министерств. На Исполком Союза уже представлена программа по формированию и развитию единого образовательного пространства.
- И каковы на сегодняшний день общие приоритеты?
- Одна из наиболее актуальных проблем - разработка единых образовательных стандартов. Наши страны единственные среди государств СНГ занимаются в данный момент их созданием. Другие страны готовы впоследствии внедрить эти стандарты у себя. Безусловно, необходима единая нормативная база по лицензированию, аттестации и аккредитации учреждений образования. Уж коль мы взаимно признаем документы об образовании, значит и требования к качеству работы учебных заведений должны быть идентичны. В Беларуси уже появился вуз, который имеет право наряду с белорусским дипломом выдавать диплом о высшем образовании российского образца. Это Белорусская сельскохозяйственная академия в Горках, которая прошла российскую аттестацию. Следующим, возможно, будет российско-белорусский (технический) университет - высшее государственное учебное заведение совместного ведения со статусом государственных университетов Российской Федерации и Республики Беларусь. Открыть его планируется в Могилеве на базе машиностроительного института, у руководителей которого есть не только необходимые для этого материальные условия, но и амбициозное стремление стать университетом нового типа.
Немаловажно обеспечить единые подходы и к обеспечению учебной и учебно-методической литературой. Нет, мы не собираемся отказываться от национальных учебников по истории родного края, по географии Беларуси, от учебников культурологического цикла. Через них воспитывается национальное самосознание, и никто их за нас не напишет. А вот что касается естествознания, природоведческих дисциплин, вместе с российскими коллегами будем искать оптимальные варианты. Не могу не отметить, что в высшей школе мы по-прежнему используем достаточно много российских учебников. Не менее важно и обеспечить учебно-методическими пособиями педагогов, ведь, как бы там ни было, большинство лучших методических разработок сделано именно в России. И еще один приоритет - совместная программа дистанционного обучения с использованием передовых информационных и коммуникативных технологий. Будем внедрять то, что уже не первое десятилетие с успехом используют западные страны, давая возможность каждому человеку заниматься самообразованием, учиться всю жизнь.
- В России все большее распространение получает тестирование. А как у вас?
- Лично меня очень заинтересовал этот российский опыт. Последние два года мы проводим тестирование выпускников общеобразовательных школ, основываясь на разработках российских коллег. Если эту практику развивать и дальше, в будущем появится возможность объединить выпускные школьные и вступительные экзамены в высшие учебные заведения. Но это дело не завтрашнего дня.
- В сентябре в Минске прошли I Международные академические чтения. Событие для педагогической общественности достаточно неординарное. Каков их итог?
- Это первое совместное мероприятие белорусской и российской академий образования. Пожалуй, самым практическим итогом чтений стало решение сделать бесплатной защиту диссертаций белорусских ученых в России. В центре внимания участников был опыт по реформированию общеобразовательной школы, накопленный нашими странами, обновление содержания обучения в рамках 12-летней школы. Есть договоренность о публикации статей белорусских ученых в журнале "Педагогика", о проведении научно-практических семинаров и конференций с российскими педагогами. Словом, мы постепенно возвращаемся к привычному некогда ритму совместной работы.
- Василий Иванович, вы возглавляете Совет по сотрудничеству в области образования стран СНГ. Насколько идея единого образовательного пространства близка другим странам Содружества?
- О необходимости интеграции в этой сфере говорилось и на конференции министров образования стран СНГ, и на заседании Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников Содружества. Они состоялись в сентябре в белорусской столице. И я уверен, что записанные в резолюциях намерения реализовать концепцию формирования общего образовательного пространства на территории СНГ не останутся лишь намерениями.
- А как воспринимают процесс формирования единого образовательного пространства ваши российские коллеги?
- Как объективную необходимость. Говорю об этом с уверенностью. Главный вывод, который я сделал из общения с ними: по всем принципиальным моментам наши позиции совпадают. Образованием в России сегодня руководит команда профессионалов, что очень важно. У нас много общего, но в то же время нам есть чему поучиться друг у друга. Я полагаю, это вполне достойная основа для взаимовыгодного сотрудничества.
Галина ТОРОПЕЦКАЯ.
Минск.
00:04 16.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |