Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейПредания Чуликсы.

Предания Чуликсы.

Уже шесть лет в Алешинской основной школе Касимовского района действует туристско-краеведческий клуб "55-я параллель". В этом году один из его членов - семиклассник Вася Юнаков стал участником Всероссийского конкурса исследовательских работ туристско-краеведческого движения "Отечество" и получил диплом 1-й степени за свой доклад в секции "Природное наследие". Предлагаем его вниманию читателей.

Деревня Чуликса обойдена вниманием краеведов. Здесь никогда не работали научно-исследовательские экспедиции, кроме лингвистической. Угроза исчезновения деревни как населенного пункта заставила нас заняться сбором и обработкой материалов о ней. Мой дедушка тоже выходец из этой деревни, и, значит, изучая ее историю, изучаешь и историю своей семьи.

Чуликса расположена на севере Касимовсого района на правом берегу речки Сынтулки в полутора километрах от ее истока. От границы с Владимирской областью ее отделяет 7 километров. Ранее деревня входила в состав Владимирской губернии и расположена была далеко от дорог и населенных мест. Есть местная поговорка: "Бог создал реки и озера, а черт - козу и Двоезеры".

Двоезеры - ближайшая к Чуликсе деревня Владимирской губернии.

Рельеф местности - равнинный, где чередуются песчаные гряды ("бугры") и понижения, занятые болотами.

Эти "бугры" и пески - след ледника.

Интересно, что на деревенском кладбище попадаются гранитные валуны. Местные жители говорят, что лежат они на могилах, в которых похоронены "старые люди", "богатыри". Рассказывают, что здесь также похоронены воины, умершие по пути домой с Куликова поля.

Особенность местности в том, что она лежит на окско-клязьменско-цнинском поднятии, сложенном известняками, поэтому здесь часты карстовые явления.

Отсюда предание об образовании озера Светлое: "Когда-то стояла здесь церковь, да провалилась, на месте провала забили ключи, и появилось озеро с чистой, светлой водой". Подобная легенда есть и об озере Индовище.

Так как деревня окружена лесами и болотами, здесь часты сильные грозы (так как в лесу дожди идут чаще, и Окско-клязьменский вал задерживает осадки), а также пожары. В грозу жители закрывают трубу у печки и не едят - а то "громом" убьет. Не раз уничтожали деревню пожары, даже пришлось переселиться с левого берега реки Сынтулки на правый. Место первого селения называют старой деревней. Горела и новая деревня, южную часть до сих пор называют Пожар. Говорят: "Живет на Пожаре". А о лесных пожарах свидетельствуют названия болот:

Пожарное, Гарь, Горетое.

Интересна история заселения этого района. Хотя жители деревни называют себя русскими, у нас есть основания считать, что здесь сохранились дославянские элементы. Об этом свидетельствует, например, топонимический анализ карты. Здесь в названиях рек и населенных пунктов преобладают финно-угорские топонимы:

река Сынтулка, ручей Писур, Гусса, деревни Сысул, Чаур, Лався. Эти топонимы расшифровке практически не поддаются. Часть топонима Чуликса - "кса" - ручей, поток. Но среди местных жителей мы услышали такое объяснение: "Чуликса - чистые ключи" - по берегам реки много родников.

Облик чуликсан соответствует описанному Владимиром Панковым облику жителей северо-востока рязанской Мещеры - куршаков. Он пишет, что куршаки коренастые, русые, с узкими серыми глазами, а мы еще добавим, что скуластые.

В деревнях до сих пор сохраняются дохристианские фольклорные элементы. Например, нет рассказов о бесах, вместо них - о змее. Есть рассказы о домовых, ворующих табак у хозяина, и о русалках. Несомненно, древним элементом является существование прозвищ у каждого жителя деревни: Бычок, Катеря, Глазанка, Лохматый, Черный, Белый, Почай, Монгол, Цыган и т.д.

Природные условия определяют и деятельность людей, их основные занятия. Так как здесь почвы бедные - песчаные да болотистые, земледелием невыгодно заниматься. Кормильцем был лес. Он давал и пищу, и заработок. Грибы, ягоды, лекарственные травы, дичь, строевой лес, дрова, древесный уголь - вот статьи доходов местных жителей.

Уголь шел на железодеятельные заводы Баташова, а дрова - аж в Москву. Их поставлял купец Салазкин. Его рабочие жили в соседнем с Чуликсой поселке - Москвотопе.

Необходимость лесного заработка породила умение чуликсан прекрасно ориентироваться в лесу: для них он - большое хозяйство, где известно место у каждой вещи.

Грибы, ягоды не ищут, а "берут", т.е. приходят на заранее известное место и собирают. Ориентированию в лесу помогает хорошо развитая сеть микротопонимов.

Названы все дороги - Гусевская, Чаурская, Лавсянская и т.д.; каждое направление - "на Мороз", "Афонинка", "Фофанка", "Лобаново", "Муриска"; каждое болото - Соломадино, Крутые Горки, Трясучее, Быковка. В топонимах проявляется и степень удаленности объекта, например: "На половине".

Обращает на себя внимание то, что все болота названы, т.к. болотная ягода - клюква всегда была крупным источником дохода чуликсан.

Местные жители с любовью относятся к лесу-кормильцу. Например, ласково называют грибы лисички - "петушки", моховики - "гладыши", а большие грибы-боровики - "Сталин".

Ядовитых змей не убивают, т к. считают, что они поедают ядовитые травы, которые может съесть скот, пасущийся в лесу.

Но, несмотря на обилие лесных заработков, деревня была бедной - при пожарах гибло с трудом нажитое добро, поэтому так редки были на гулянках гармони и балалайки.

Гуляния, где не было гармони, называли "играть под язык". Песни и пляски проходили так: группа девушек пела, а желающие плясали. Пели, например, на мотив "Барыни":

Рукава, карман, корзинка, Чулок, варежка, резинка.

Или, Пляши дура - ума нет!

Перестанешь или нет!

Можно привести в пример песню-диалог: "Клюжечка - кочерюжечка".

- Клюжечка-кочерюжечка, ты где была?

- Коней пасла.

- А где кони?

- У ворот стоят.

- А где ворота?

- Водой снесло.

- А где вода?

- Быки выпили и т.д.

(Записано со слов жительницы деревни Чуликсы Ивлевой Антонины Петровны. Песню пела ее мать Анохина Пелагея Астафьевна).

А вот какую историю мы записали у жителя д. Чуликсы Петра Васильевича Костюкова.

Про Змея.

У одной женщины муж погиб на фронте. И стали замечать, что каждый вечер ходит она к оврагу. Возьмет корзину, будто за петушками собралась, и идет.

А это к ней змей прилетал. Обернется ее мужем и приходит. Подарки дорогие носит.

Говорили ей, что змей это, а она не верит. Тогда научили ее, что сделать.

Пригласила она мужа-змея в гости. Усадила за стол и, как будто нечаянно, уронила ложку. Нагнулась за ней и увидела лапы с когтями. Сидит змей, лапами за перекладину ухватился и хвостом ножку стола обвил.

Только тогда женщина и поняла, что змей это.

Про русалок. (Рассказал Виктор Иванович Иваев).

На Троицу это было. Шел парень по тропке вдоль речки. Вдруг, откуда ни возьмись, рядом с ним очутились две девки, красивые такие. Подхватили его под руки, взяли и смеются. А сами все ведут его по кустам. Куда ведут? Парень уж весь сырой по пояс стал, а они его все ведут к омуту. Тут парень подумал: "Господи, помяни раба твоего!" Девки засмеялись: "Ха-ха-ха!" И исчезли...

  00:04 16.08  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU