Архив новостей → Как живется царь-рыбе в Царь-озере.
Как живется царь-рыбе в Царь-озере.
Я зачерпнул рукой воду, и в пригоршне, как прикинул заслуженный рыбовод России Павел Стариков, плавало около двухсот мальков. Было это прошлой осенью. Зимой оранжевые "пятачки" на Большереченском рыбоводном заводе стали прозрачнее, определяя "лик" омуля - той самой рыбы, которой, если верить бурятской легенде, питаются все боги Байкала. Сейчас, осенью, он - накануне нереста, и это будет картиной впечатляющей, завораживающей...
Как поживает царь-рыба Байкала, какова ее судьба? Ведь без него и озеро - не озеро славное. Сколько лет Байкалу, столько и омулю. Еще мятежный протопоп Аввакум писал: "А рыбы зело густо в нем. Осетры, таймени и омули жирны гораздо, нельзя жарить..." В прошлом веке на "товар" ловили за сезон до сотни центнеров, в начале нынешнего - в десять раз меньше. И было тогда о чем задуматься. В 1920 году ученый-самоучка Константин Пантелеев оборудовал в крестьянской избе инкубационный пункт: в четырехлитровой бутыли отрезал дно, укрепил ее горлышком вниз и в эту "зыбку" положил икринки. И его старания оказались ненапрасными, потому что вскоре открыли рыбоводный завод - первый в сибирском краю. Предприятие содействовало восстановлению запасов омуля. Но во время войны неводы пришлось забрасывать днем и ночью. Работа была святой: Байкал кормил фронт.
Позже, гораздо позже, союзное правительство запретило промысел на семь лет, до 1975 года. Многое кое-чего наметило и, к его чести, многое выполнило. В числе комплекса мер надеялись на искусственное разведение живой жемчужины. Построили еще два завода - Баргузинский и Селенгинский. Помню, очень серьезно прогнозировали ученые и рассчитывали ихтиологи здешние цифры прироста, себестоимости. Они повторяли как заклинание, что омулеводство в республике - это не стихийный промысел, а отрасль на промышленной основе. Много времени прошло, а коэффициент "инкубаторской" икры не растет, сейчас он не превышает трех процентов от общего количества выпущенных мальков. Только однажды, в позапрошлом году, заготовили 2 триллиона 373 миллиарда икринок, и, по мнению специалистов, такой объем вообще не отмечен в мировой практике.
Но этот показатель не греет душу, потому что рыба осталась плавать по дну. Впрочем, как и хариус, ленок, таймень, осетр... Генеральный директор Восточно-Сибирского научно- производственного центра рыбного хозяйства Сергей Палубис поясняет: "На озере неблагоприятная экологическая обстановка, нет в природе равновесия". Да, это, как говорится, имеет место. Построили в свое время гидроэлектростанции на Ангаре, что вытекает из Байкала, и уровень воды поднялся - затопило дельты рек и речушек, разрушились песчаные косы. Омуль-то рыба нежная, любит холодную и чистую воду. Сошли на нет нерестилища, скажем, бычка- желтокрылки - основного лакомого корма. Лет десять назад ученые Лимнологического института Сибирского отделения РАН собирались подготовить математическую модель закономерностей экологической системы озера, в которой хотели заложить очень многое. В том числе - данные о кормовых ресурсах. Но это вечное наше "но". Не подготовили и не заложили.
Пробовали омуль "переселять" в Ладожское, Онежское озера, Бухтарминское, Красноярское и Братское водохранилища. Ко двору в других краях не пришелся. Даже за кордон отправляли - напрасно, ни английские, ни японские воды не пришлись омулю по вкусу.
Но теперь ему и в родных не слаще: экологическое равновесие в байкальских водах нарушают промышленные предприятия без очистных сооружений. Они выливают в озеро свои отходы - вместе с цинком, ртутью, вольфрамом и прочей отравой. Одно из них - Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, о делах и проблемах которого россияне знают, в том числе и по публикациям в "Российских вестях". И почему-то в стороне остаются сельчане, которые с полей смывают в озеро удобрения, солярку, мазут... Словом, это фактор антропогенный. Безобразно хозяйничаем мы на его берегах. Уже и национальные традиции, освященные буддийской философией, не помогают. Она призывает поклоняться земле, воде и воздуху. Буряты тоже забыли, почему раньше ходили в кожаных ичигах с загнутым кверху носком - чтобы травинку не подмять, цветок случайно не зацепить...
Не до травинки и не до цветка нынешнему браконьеру. И самое серьезное, думаю, то, что браконьера, растаскивающего чуть ли не половину рыбного косяка, в Бурятии не осуждают. Туда же, налево, "уплывает" омуль, который мужики из колхозных бригад продают землякам. Кто за бутылку, кто за деньги. А еще в "Байкалрыбхозе" сделали омуль ходовым бартерным товаром. Например, отправляют его в Красноярский край или Кемеровскую область, получая взамен сети и бочки.
Сейчас царь-рыбой завалены прилавки магазинов и рынков. Берут его неохотно, во всяком случае не расхватывают. Покупатель привередничает. И я вспоминаю бригадира из рыболовецкого колхоза "Победа" Ивана Малогрошева, который говорил: "Пущай на Большой речке ученые омуль делают, а мы настоящего брать будем, он вкуснее, жирнее..." А в институте "ВостсибрыбНИИпроект" иного мнения: из "пробирки" - не хуже обычного. И биологические показатели любого организма, как и вкусовые качества, определяют условия жизни. Скажем, у икринок под присмотром человека больше шансов выжить - во время нереста реки порой промерзают до дна, а в аппаратах Вейса всегда нужная температура. Есть и другие плюсы и минусы искусственного разведения байкальского омуля. Ясно, однако, что оба варианта приемлемы, они должны дополнять друг друга.
Сегодня у царь-рыбы семь нянек. Это . "ВостсибрыбНИИпроект", Байкальский рыбоводный комбинат, Лимнологический институт, Институт биологии Иркутского университета, Департамент по рыболовству Минсельхозпрода РФ, Главрыбвод... И, естественно, столько же точек зрения на одну и ту же проблему. А еще есть свой взгляд и у правительства Республики Бурятия. На днях оно объединило Байкальский рыбоводный комбинат и институт "ВостсибрыбНИИпроект" "в целях дальнейшего совершенствования научного обеспечения рыбоводства, эффективного использования научного и производственного потенциалов..." Насколько понимаю, это только первый шаг, сделанный властями вместе с учеными и ихтиологами, чтобы вернуть былую славу царь- рыбе, приумножить ее запасы.
Сберечь и приумножить это чудо байкальских вод - задача национального масштаба.
Геннадий ГЫПЫЛОВ, соб. корр. "РВ".
Республика Бурятия.
00:04 09.09
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |