Архив новостей → Уран обогащающий.
Уран обогащающий.
РАССЛЕДОВАНИЕ ОГ.
Россия теряет контроль над компаниями, через которые экспортирует собственную урановую продукцию.
Когда-то, в самом конце перестройки, мне довелось спуститься в урановую шахту в городке Желтые Воды, что в Днепропетровской области. Мало кому из журналистов тогда это удавалось, и я по-детски гордился тем, что попал как бы в число посвященных. Побывал я и на близлежащем ГМЗ - гидрометаллургическом (читай: урановом) заводе, где производился первичный материал для ядерного топлива. Поразила тогда гигантская, прекрасно отлаженная машина, которая, казалось, была способна действовать в абсолютно автономном режиме, кто бы ни стоял во главе ведомства. Называй его хоть Минсредмаш, хоть Минатом.
Никогда не думал, что эта тема настигнет меня в Германии. Но именно здесь и развернулись незаметные постороннему события, главными действующими лицами которых оказались руководители того самого ведомства. Выяснилось: они тоже могли действовать вполне автономно. И не только от своего ведомства, но и от всего того, что когда-то их так высоко вознесло и одновременно сдерживало, - государства. Документы лежат передо мной. Восклицать, додумывать, указывать перстом я не буду. Пусть это делают те, кто обязан это делать по службе. Я же попытаюсь просто изложить факты и ход событий.
Гоу ту ВОУ-НОУ.
Смешная аббревиатура: ВОУ-НОУ (высокообогащенный уран - низкообогащенный уран) или мегатонны - в мегаватты. Извлечение ядерного топлива из боеголовок и переработка его в топливо для электростанций. 500 тонн за 10 лет. Гигантская акция. Предполагалось, что стоимость этого проекта составит 12 миллиардов долларов. В прямом смысле "сделка века". Конечно, сейчас цифра меньше после нескольких снижений цен на уран и на услуги по его обогащению. Однако речь все равно идет о многих миллиардах. Естественно, столь объемный проект завораживает и притягивает многие фирмы и частных лиц. Ну а поскольку в самой России прокрутить такие деньги через частные структуры весьма проблематично, то широко привлекаются структуры зарубежные, которые тесно завязаны с российскими чиновниками. Первую такую попытку предпринял еще министр В. Михайлов, который пробовал внедрить в проект компанию Pleiades Group во главе с Александром Шусторовичем. ("ОГ" писала об этом в 44 за 2000 год.) Попытка сорвалась.
Его преемник на министерском посту Е. Адамов придумал более изощренную схему. Причем распространялась она не только на "сделку века", оператором которой с российской стороны является акционерное общество "Техснабэкспорт", но и на весь спектр деятельности АО, связанной с рутинным урановым бизнесом. Если понять эту схему, станет ясно, как проводился отток государственных средств в частные руки. Главным здесь была новая система инвестирования в структуры "Техснабэкспорта".
Информация. ОАО "Техснабэкспорт". Создано в 1963 году для экспортно-импортных операций с радиоактивными материалами. Экспортные поставки природного урана с 1990 года. Участие в проекте "ВОУ-НОУ". Проведены структурные изменения. Созданы фирмы "Урансервис", "Изотопсервис", "Атомимпекс", в 2000 году получена соответствующая лицензия "Госатомнадзора". С 2001 года уже 100-процентное участие государства в уставном капитале. Главный агент Минатома по урановому экспорту.
Интересы ОАО обширны. Однако мы ограничимся лишь тремя его зарубежными фирмами - "Internexco", "GNSS" (Global nuclear services and supply Ltd.) и "Fuel Logistic". Именно на их примере лучше всего видна вышеупомянутая схема. Итак, GNSS. Она наряду с французской COGEMA, немецкой NUKEM и канадской CAMECO обладает и по настоящее время правом реализации материалов по контракту ВОУ-НОУ. Осуществляет она и другие торговые операции с ураном. Фирма создана "Техснабэкспортом" в 1990 году с привлечением средств наиболее важных для экспорта урановой продукции комбинатов Минатома. Зарегистрирована в Швейцарии, хотя оперирует, главным образом, в США. Офис в Вашингтоне. Есть офис и в Москве. Поначалу 51 процент акций принадлежал российской стороне, а 49 процентов - американской фирме NUEXCO. Сегодня ситуация совершенно иная. Фирмой руководил известный атомный дилер г-н Оран Л. Бентон. Он-то и оказался, как теперь говорят, "слабым звеном".
О. Бентон - старый партнер. Еще с советских времен занимался реализацией уранового сырья на рынке США. Неудивительно, что он стал партнером при создании GNSS. Но с ним вышла незадача. В конце 80-х урановым комбинатам позарез нужна была валюта, поэтому и материал шел в избытке. Главным образом на склады NUEXCO. Причем наша сторона сама торопила Бентона, мол, бери больше. Загнали на склады огромное количество продукции. Оплата нашей стороне происходила по мере реализации, ибо часть товара шла на комиссию. Через некоторое время Бентон объявил себя банкротом и остался должен со всеми издержками примерно 160 млн долл. Естественно, О. Бентон стал нежелательной фигурой для дальнейших контактов. Но бизнес-то должен идти дальше. В этот момент и появляется на сцене протеже бывшего министра В. Михайлова Александр Шусторович со своей компанией Pleiades Group, которая по замыслу тогдашнего руководства Минатома должна была стать вместо Бентона одним из главных акционеров GNSS. Маленькая деталь: Шусторович даже на некоторое время въехал в вашингтонский офис фирмы.
Захват.
После увольнения В. Михайлова и назначения на должность министра Е. Адамова заработала другая, более продуктивная схема по захвату компании. Сначала надо было выбить из игры комбинаты Минатома, которые были учредителями фирмы. Это удалось сделать довольно просто. Мотивировка была такой: инвестирование в GNSS валютных средств противоречило российскому законодательству, поскольку предприятия не имели соответствующей лицензии Центробанка. Как будто раньше об этом никто не знал. Акции в результате были проданы зарубежным фирмам, подконтрольным г-ну В.Д. Письменному. Информация. Профессор В.Д. Письменный - одна из ключевых фигур в "приватизации" уранового экспорта. Директор Троицкого института инновационных и термоядерных исследований (ТРИНИТИ). В 1994 году институту присвоен статус Государственного научного центра. В. Письменный контролирует несколько фирм в США и большую часть времени проводит там. Доверенное лицо бывшего министра Е. Адамова. Против В. Письменного Генпрокуратурой начато расследование по статье 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Чтобы не загружать читателя: см. сайт "kompromat.ru".
Следующим этапом в захвате GNSS была продажа акций, принадлежавших обанкротившемуся Бентону. Сделка происходила весьма оригинально. За акции боролись главным образом подконтрольная В. Письменному американская компания TKST (президент - некто Сергей Акименко) и немецкая фирма "Internexco", в которой 51 процент акций принадлежал все тому же "Техснабэкспорту", то есть его дочернее предприятие. "Internexco" и было поручено выкупить эти акции. Фирма сходу предложила за пакет 500000 швейцарских франков, и в Москве поначалу одобрили этот ход. Более того, настаивали на покупке. Однако факсом от 23 сентября 1998-го неожиданно дали задний ход и сообщили, что отдают акции TKST, которая предложила всего 200000 швейцарских франков. В результате этой странной сделки в руках г-на Письменного оказалось 62 процента акций GNSS - важнейшего оператора ВОУ-НОУ. У "Техснабэкспорта" же только 19 процентов. Таким образом, государство утратило контроль над этой компанией. А кто приобрел?
В 1999 году главой "Техснабэкспорта" становится Ревмир Фрайштут, бывший гендиректор завода "Луч", выпускавшего когда-то высокотехнологичное оборудование для Минсредмаша, а потом переориентировавшегося на нефть, алкоголь и табак. Такое бывает в области высоких технологий. В том же 1999 году, пользуясь своим влиянием, г-н Фрайштут произвел коренную реорганизацию GNSS, включив в состав правления В. Письменного и самого себя. Первый соответственно возглавил Наблюдательный совет, второй стал его замом. Тылы, таким образом, были прикрыты. Этот шаг оказался очень дальновидным, ибо через некоторое время Р. Фрайштут лишился своего поста в Москве. Зато место в Вашингтоне и в швейцарском кантоне Солотурн, где зарегистрировано "малое предприятие" GNSS (именно таким оно числится в справке справочно-информационного агентства "DunandBrandstreet"; вот что значит уметь маскироваться), ему было обеспечено. В подборке документов есть копия справки из Госдумы за подписью депутата А. Митрофанова. Вот выдержки из письма: "Г-н Письменный организовал продажу 62 процентов акций компании GNSS зарегистрированной в США дочерней фирме Троицкого института инновационных и термоядерных исследований Минатома. Затем в результате ряда взаимосвязанных сделок этот пакет был перепродан американским фирмам "Omeka Ltd", "Enrgo Pool" и "Rinse Ltd", которые контролируются г-ми Адамовым, Фрайштутом и Письменным через гражданина США Марка Каушанского. В настоящее время в стадии завершения находится сделка по приобретению уже частной компанией GNSS контрольного пакета акций другой дочерней компании АО "Техснабэкспорт" - немецкой "Internexco", которая, в свою очередь, обладает экспортными правами на продажу урановой продукции на европейских рынках".
Крутые парни.
Итак, "Internexco". Став министром, Е. Адамов вдруг испросил лично для себя справку на это свое дочернее предприятие. Удивителен сам факт, что министр громадной отрасли интересуется столь малой фирмой. Но справку предоставили. Ибо "Internexco" предстояло сыграть роль еще одного канала для откачки денег.
Информация. "Internexco". Создана в 1989 году и зарегистрирована во Франкфурте-на-Майне. Учредители - "Техснабэкспорт" и немецкая "Urangesellschaft mbH" (соответственно 51 процент и 49 процентов акций). За спиной немецкой фирмы стоял французский концерн COGEMA (70 процентов акций; кроме того, один из основных участников сделки ВОУ-НОУ.- А.С.). У немецкого партнера была обширная инфраструктура сбыта урановой продукции, включая урановый склад, а также хорошо отлаженные связи. Капиталовложения в урановые рудники в Африке и Канаде. Все это открывало немалые возможности. За время своего существования "Internexco" получила прибыль в 31 млн ДМ.
Обрести контроль над "Internexco" напрямую было довольно трудно, ибо необходимо было выкупить немецкий пакет акций. Сработала следующая схема. Факсом от июня 1999 года новый директор "Техснабэкспорта" Р. Фрайштут известил "Internexco" об аннулировании действовавшего агентского соглашения и обещал направить проект нового через месяц. Но не прислал. Выдержав паузу, "Техснабэкспорт" через полгода предложил своей "дочке" совершенно убийственные условия соглашения, тем самым лишив возможности не только наращивать объемы работы, но и по сути поставив фирму на порог банкротства. Если в прошлом "Internexco" могла реализовывать каждый второй заказ, то после расторжения агентского соглашения товарооборот резко пошел вниз. Так, получив запросы с октября 1999-го на 322 млн долл., фирма смогла реализовать только каждый десятый. Страдала в первую очередь российская сторона, недосчитываясь десятков миллионов долларов. В результате если раньше за фирму "Internexco" давали примерно 20 млн марок, то после резкого падения товарооборота она уже оценивалась всего в 4 млн ДМ. Таким образом, на долю немецкого партнера падало немногим менее 2 млн. Намек для "Urangesellschaft" был достаточно ясный. Мало того, вопрос вообще был поставлен "Техснабэкспортом" довольно круто: если вы не уступите акции по новой оценке, то мы в принципе не будем подписывать агентского соглашения, "Internexco" обанкротится и вы не получите даже этих денег. А мы уйдем к конкурентам. Тогда и было подписано джентльменское соглашение между "Техснабэкспортом" и "Urangesellschaft", по которому российская сторона обещала в случае продажи 49 процентов акций немецкой фирмы в течение обусловленного периода не создавать конкуренции с ней на рынке урана. Стоит ли говорить, что именно GNSS, полностью подконтрольное г-ну Письменному, успешно выкупило немецкий пакет акций. И стоит ли говорить, что новое, благоприятное агентское соглашение было тут же подписано.
Рокировка.
После снятия Е. Адамова с поста министра Р. Фрайштут провел экстренное собрание держателей акций "Internexco". В результате все руководство поменялось. В Наблюдательном совете и в Совете держателей акций ведущие позиции заняли все тот же г-н Письменный и все руководство "Техснабэкспорта" в лице самого Р. Фрайштута, его зама и юриста. Управляющим был назначен бывший гендиректор "Техснабэкспорта" А. Шишкин. Все свои. Причем бывшему управляющему были возмещены все расходы и аккуратно выплачивалась зарплата. Лишь бы без скандала. Еще одна интересная деталь: г-н Фрайштут, тогда гендиректор "Техснабэкспорта", у которого, напомню, был 51 процент акций "Internexco", вошел в состав нового руководства вовсе не от своей конторы, а со стороны GNSS, естественно, вместе с г-ном Письменным. А со стороны собственно российской вошли все тот же зам и все тот же юрист. При таком раскладе получалось, что даже если бы Р. Фрайштут был уволен из "Техснабэкспорта" - а он был уволен в декабре прошлого года, - то он остается в "Internexco" от GNSS, где хозяином Письменный.
Последней на очереди неоприватизаторов оказалась фирма "Fuel Logistic" GmbH. 80 процентов акций в ней принадлежали "Техснабэкспорту". Компания занималась в основном транспортировкой урановой продукции, в том числе и по контракту ВОУ-НОУ. Она была прибыльной и полностью под контролем российской стороны. К рукам ее прибрали по уже апробированной схеме. Было созвано собрание акционеров, где было объявлено, что во главе Наблюдательного совета "Fuel Logistic" становится опять же лично Р. Фрайштут, меняется управляющий. Принимается решение о нераспределении прибыли за прошедший год (шаг, дающий возможность оперативно распоряжаться капиталом). А главное - 20 процентов акций решено продать. Естественно, единогласно. И естественно, компании GNSS, то есть все тому же г-ну Письменному. И, наконец, решающий шаг - принято решение о слиянии с фирмой "Internexco" (прибыль переходит новому владельцу). Как теперь выглядит конфигурация владельцев? Мы знаем, что 49 процентов в "Internexco" принадлежит GNSS. Таким образом, и после слияния 49 процентов акций объединенной компании и соответственно прибыли также отошли к GNSS. Это значит, еще большая доля доходов от деятельности "Fuel Logistic" в составе новой фирмы уходит за границу, а точнее, в руки г-на Письменного и его соратников. "Техснабэксопрт" же вместо 80 процентов довольствуется все тем же 51 процентом. Надолго ли?
Итак, круг замкнулся. Первый этап вывода компаний по экспорту урана из-под контроля государства завершен почти по Некрасову: "Американский прием", "Великорусская сметка". Франкфурт-на-Майне - Берлин - Москва.
АЛЕКСЕЙ СЛАВИН.
00:04 11.04
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |