Архив новостей → Депутаты Миасского горсовета заняли...
Депутаты Миасского горсовета заняли противоракетную оборону.
Ольга АЙЗЕНБЕРГ. Миасс.
Подчас жизнь сводит во времени два абсолютно разных события, неразрывно связанные друг с другом. 25 октября Миасс на широкую ногу отмечал 75-летие академика В. Макеева. А всего за пять дней до юбилейных торжеств произошло другое событие, не замеченное большинством миасцев. Депутаты горсовета - члены комиссии по городскому хозяйству - решили единогласно: "Рекомендовать главе города не давать согласие на проведение работ по утилизации и ликвидации ракетной техники в ГПО "Златоустовский машиностроительный завод". Парадокс в том, что и 20, и 25 октября речь шла об одних и тех же баллистических ракетах подводных лодок (БРПЛ)...
Досье "Челябинского рабочего".
Машиностроители Златоуста вели сборку нескольких ракет, созданных в миасском КБ (ныне - Государственный ракетный центр) под началом В. Макеева.
В конце 60-х годов ими было освоено серийное производство РСМ-25, а в начале 80-х - РСМ-52. В первой двигатели всех ступеней работают на жидком топливе, во второй - только "развозник". То бишь двигатель последней ступени, доставляющий к целям отдельные части разделяющейся боеголовки.
Компоненты жидкого топлива - гептил и азотная кислота - образуют взрывоопасную смесь огромной реактивной силы. Она способна послать ракету на десятки тысяч километров, с одного континента на другой. Да и сами по себе эти компоненты очень опасны. Широкой публике известно, что представляет из себя азотная кислота. А гептил экологи сравнивают с боевым отравляющим оружием. По санитарным нормам содержание в воздухе этого вещества не должно превышать одну десятимиллионную долю грамма на литр. Не случайно правительство Казахстана так опасается проливов гептила в результате аварий с "Протонами"!
Жидким топливом "изделия" заправлялись на химзаводе - структурном подразделении ГПО "ЗМЗ". В баки РСМ-25 заливались тонны, а РСМ-52 - полутонна. Чтобы исключить утечку гептила и азотной кислоты в процессе транспортировки и эксплуатации ракет, после заправки баки ампулизировались - запаивались наподобие консервной банки.
РСМ-25 и РСМ-52 поныне несут боевое дежурство на подводных лодках, лежат на складах ВМФ. Однако гарантийный срок безопасного хранения и эксплуатации уже истек. Озаботиться их утилизацией заставляют россиян и международные обязательства.
Задний ход.
До 1997 года на химзаводе было разобрано 48 ракет РСМ-25. Процесс утилизации заключался в опорожнении топливных баков, после чего их нейтрализовали (промывали). Слитый гептил отправляли для дальнейшего использования. Производственный процесс прокручивался в обратном направлении. Однако с 1997 года и по сей день подобным образом ракеты не уничтожались. Причина банальна: у государства нет средств (утилизация одной БРПЛ обходится в 20 миллионов рублей).
ГРЦ разработало более дешевый способ - методом взрыва в воздухе на малой высоте. Он был успешно опробован в конце 1997 года, когда в акватории Баренцева моря с борта атомной субмарины в два приема было запущено и расстреляно 20 ракет РСМ-52. С тех пор подобные взрывы не практиковались.
По одной версии - из-за ВМФ: для отстрела нужны подлодки, а у них свои задачи по несению боевого дежурства. Однако не исключено, что взрывам воспротивились экологические организации вроде "Гринписа" и "Беллуны". Так в повестке дня вновь появился вопрос о наземной ликвидации БРПЛ.
За.
Международные обязательства нельзя выполнять в одностороннем порядке. Российская же сторона, как говорится, "не шьет и не порет". Ссориться с полуголодным партнером, имеющим в руках ядерное оружие, - себе дороже.
Американцы решили помочь нам материально.
Но вкладывать средства в экологически "грязный" проект они не намерены. Поэтому требуют предоставления документов, подтверждающих его безопасность. Разработчик ракет - ГРЦ - выдал заключение "о безопасности утилизации по технологиям и на производственной базе и оборудовании ГПО "ЗМЗ". В нем перечислены все доводы "за": на заводе внедрена соответствующая технология, имеются необходимые оснастка и оборудование, многолетний опыт работы со спецпродуктами и спецтехникой, отсутствие нештатных ситуаций.
Для ГПО "ЗМЗ", которому угрожает банкротство и работники которого в прошлом году не получили на руки "живыми" деньгами и тысячи рублей, замаячивший на горизонте контракт с американцами подобен спасательному кругу. Заокеанская материальная помощь сулит Златоусту и Миассу улучшение ситуации на рынке труда, пополнение местных бюджетов налогами и прочими отчислениями. Если контракт будет подписан, то уже в 2000 году химзавод приступит к утилизации первой партии РСМ-52. Как только США оплатит проведение работ, на ГПО "ЗМЗ" привезут 10 БРПЛ, каждая массой 33 тонны и длиной 14 метров.
Против.
Прежде отслужившие свой срок ракеты повезли бы к нам не спросясь. Как это и делали до 1997 года. Нынче ситуация изменилась. Для получения лицензии, дающей право на проведение работ по утилизации пришедшего в негодность оружия, соискатель обязан согласовать свои планы и намерения с местными властями. Этим и вызвано обращение к главе Миасса, на территории которого (километрах в 20 от северной части города) расположен химзавод.
Депутатская комиссия собиралась трижды. Перед народными избранниками выступили представители ГПО "ЗМЗ" и химзавода, а также сотрудник центра госсанэпиднадзора, ведущего санитарный контроль за предприятием. Не получив ответа на все свои вопросы, депутаты отказались благословить утилизацию и ликвидацию морских ракет на миасской земле.
- Ни один из встречавшихся с нами специалистов, - аргументирует свое решение И. Кутюхина, - не смог внятно рассказать о последствиях аварий. Одни говорили, будто нештатные ситуации вообще исключены, другие - что ничего страшного не будет. Почему бы не организовать независимую общественную экспертизу? Вместо этого сторонники утилизации пытаются обвинить нас в негосударственном подходе. Ко мне уже дважды подходили со словами: "Ирина Михайловна, не мешайте, большие деньги в регион идут!" А вот мои избиратели очень метко высказались: "Это деньги на наши похороны...".
- Во-первых, - развил тему депутат Б. Гришай, - транспортировка отслуживших свой срок ракет по нашей территории уже таит в себе немалую опасность.
Во-вторых, при сливе гептила могут возникнуть нештатные ситуации. Нас уверяют, что там завод с высокотехнологичным производством, специальным оборудованием и подготовленными кадрами, которые занимаются этим уже десятки лет. Но технари знают, что не существует оборудования с надежностью, равной единице и выше. Да и человеческий фактор тоже нельзя со счетов сбрасывать. Так что не стоит лукавить: аварии будут.
К тому же пока речь идет только о твердотопливных ракетах. Но кто даст гарантию, что при необходимости к нам не повезут и изготовлявшиеся в Красноярске жидкостные РСМ-40? А там ведь совсем другие объемы гептила... То, что делалось на химзаводе без нашего ведома, - Бог с ним, пусть остается на совести прежних руководителей. А мы в ответе перед грядущими поколениями, поэтому не можем усугублять ситуацию в регионе - он и без того экологически "грязный".
- Мы решили отклонить этот проект, - поддержал коллег по комиссии депутат О. Кудрявцев, - потому что понимаем: работать там будут не с газводой, а с весьма опасным веществом. Зачем у себя под боком такой "Чернобыль" размещать?!
Нами поднимался вопрос о реабилитационных мерах - финансировании авансом здравоохранения и социальной сферы за счет средств, выделяемых на утилизацию ракет. Коли такие большие денежки в регион идут, что от них Миассу достанется? Но нам говорили про рабочие места, налоги в бюджет...
Особый взгляд.
Ответственность, с которой миасские депутаты подошли к вопросу об утилизации ракет, вызывает уважение. Но справедливости ради следует отметить, что не все в Миассе думают так же.
Есть тут аспект, на который обратил внимание один из ракетостроителей. Кстати, награжденный орденом Трудового Красного Знамени за освоение серийного производства той самой ракеты - твердотопливной РСМ-52. Он указал на двойной стандарт в оценке одного и того же явления. Дескать, то, что делала кооперация предприятий под руководством В. Макеева, достойно восхищения. При этом предоставляемые тогда ракетчикам социальные блага (а жили они лучше многих) воспринимались как должное. Но едва встал вопрос о логическом завершении начатого В. Макеевым дела, поднялся шум. Мол, создавайте специальное производство по утилизации ракет, везите нами же сделанное оружие куда угодно, только не к нам.
00:04 20.11
Лента новостей |
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |