Архив новостей → О ЗАКОНЕ "ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ" В...
О ЗАКОНЕ "ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ" В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
А.В. Чистов, с.н.с., ВНИКИ.
Закон "Об иностранных инвестициях" 1999 г. значительно отличается от закона "Об иностранных инвестициях в РСФСР", принятого в 1991 г. (далее - Закон-91), на основе которого иностранные инвесторы и предприятия с их участием функционировали в Российской Федерации 8 лет. Это отличие бросается в глаза сразу - достаточно ознакомиться с преамбулами документов. Закон-91 устанавливал правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций в РФ, закон 1999 г. (далее - Закон-99) определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также на условия предпринимательской деятельности инвесторов и созданных с их участием предприятий.
Закон-91, во многом повторявший соответствующий закон СССР, создавался практически на пустом месте. В то же время Российская Федерация не имела еще ни своего гражданского и таможенного кодекса, ни свода законов о валютном регулировании и валютном контроле, ни законов о налогообложении, о товариществах, обществах, ни многих других основополагающих нормативных актов. Поэтому эти вопросы в той или иной мере приходилось объяснять в законе об иностранных инвестициях. Вот почему в Законе-91 можно встретить такие статьи, как, например, "Организационно-правовые формы и виды предприятий с иностранными инвестициями", "Таможенное обложение", "Экспорт и импорт товаров и услуг", "Налогообложение", "Регистрация предприятий" и т.д. В Законе-99 отсутствуют (или кратко изложены) статьи на некоторые вышеуказанные темы, но весьма подробно, рассмотрены аспекты и виды государственных гарантий. Таким образом, если исходить из отмеченной уже преамбулы рассматриваемого закона (особенно из его первой статьи), то Закон-99 не является собственно законом об иностранных инвестициях в РФ в традиционном смысле, а является законом о государственных гарантиях прав иностранных инвесторов, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Возможно, в связи с этим Закону-99 следовало бы дать второе название (подзаголовок), конкретизирующее его содержание. Закон-99 регулирует отношения, связанные с гарантированием прав иностранных инвесторов при осуществлении ими предпринимательской инвестиционной деятельности только в реальном секторе экономики России, т. е. все гарантии касаются только прямых инвестиций. Следовательно, для портфельных инвестиций, т. е. приобретение акций, облигаций, векселей и иных ценных бумаг в размерах, не дающих права вкладчикам влиять на функционирование предприятий (менее 10% в общем акционерном капитала компании), и прочих инвестиций (торговые кредиты, кредиты, полученные от международных финансовых организаций, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства РФ, банковские вклады и др.) гарантий, предусмотренных в этом законе, не предоставляется. Законом-99 не регулируются отношения, складывающиеся в результате зарубежных инвестиций в российские банки и иные кредитные учреждения, в страховые организации, а также в некоммерческие организации (общественные, образовательные, благотворительные или религиозные). Деятельность иностранных инвесторов в указанных сферах регулируется законодательством России о банках и банковской деятельности, о страховании, о некоммерческих организациях. Одним из важнейших разделов Закона-99 является раздел, определяющий следующие основные понятия.
Иностранный инвестор. Под иностранными инвесторами понимаются: иностранные юридические лица; иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами; иностранные граждане; лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; международные организации; иностранные государства. Иностранные инвестиции - вложения зарубежного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде имущества, принадлежащего иностранным инвесторам, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте или рублях), иного имущества, а также имущественных прав, имеющих денежную оценку (интеллектуальная собственность, услуги и информация). Прямые иностранные инвестиции. Этот термин отсутствовал в Законе-91 и ранее не был определен, кроме методики Госкомстата РФ, в которой под ними понималось приобретение иностранным инвестором доли в уставном капитале предприятия свыше 10%. Прямые иностранные инвестиции включают: приобретение инвестором не менее 10% доли в уставном капитале создаваемого или действующего предприятия; вложение капиталов в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории России иностранным инвестором в качестве лизингодателя финансового лизинга оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), причем таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб. Указанные разделы ТН ВЭД объединяют следующие товары: XVI - машины, оборудование и механизмы, в том числе станки, электрические машины и оборудование и др.; XVII - средства наземного, воздушного и водного транспорта. По закону "О лизинге" (ноябрь 1998 г.) в РФ, кроме финансового лизинга, разрешаются также возвратный и оперативный. Вероятно, что иностранные лизингодатели, специализирующиеся на этих двух видах, при соблюдении условий, предъявляемых к финансовому лизингу, могут рассчитывать на статус прямого инвестора.
Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности прямых иностранных инвестиций, включающее проектно-сметную документацию, соответствующую стандартам, предусмотренным законодательством РФ. К ним относятся российские нормативы амортизационных отчислений и состава затрат, учитываемых в себестоимости продукции, а также положения налогового законодательства, бухгалтерского учета и др. Приоритетный инвестиционный проект - это проект, включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ. Эти инвестиционные проекты могут быть двух видов: проекты с суммарным объемом иностранных инвестиций, составляющим не менее 1 млрд. руб. (или эквивалентной суммой в иностранной валюте по курсу ЦБ России на день вступления настоящего закона в силу); проекты, в которых минимальная доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет не менее 100 млн. руб. (взносы в иностранной валюте учитываются так же, как и в предыдущем пункте). Приоритетным инвестиционным проектам законом предоставляется наибольшее количество льгот и преференций.
Правительство РФ определяет порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов и осуществляет контроль за их исполнением иностранными инвесторами и предприятиями с их участием. Срок окупаемости инвестиционного проекта. Срок со дня начала финансирования проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или лизингодателя приобретет положительное значение. Это понятие применимо только по отношению к прямым иностранным инвестициям. Реинвестирование - капиталовложения в объекты предпринимательской деятельности на территории России за счет доходов (прибыли) иностранных инвесторов и компаний с их участием, полученных от иностранных инвестиций. Совокупная налоговая нагрузка - расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате иностранным инвестором и предприятием с его участием, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций (на дату начала финансирования инвестиционного проекта). Совокупная налоговая нагрузка состоит из: ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ); федеральных налогов (за исключением акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, произведенные на территории России); взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации).
Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории России осуществляется на основе настоящего Федерального закона, других законов и нормативных актов РФ и международных договоров России. В Законе-99 не подчеркивается приоритет международных договоров, если ими установлены правила, отличные от законодательных актов РФ. Вместе с тем в законе содержится положение, по которому субъекты РФ наделены правом принимать собственные нормативные акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их компетенции. Правовой режим иностранных инвестиций в Законе-99 определяется в статье 4, состоящей из 6 пунктов. Важнейшие особенности этого режима следующие: изъятия ограничительного характера в отношении иностранных инвесторов могут устанавливаться только федеральными законами с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства; изъятия стимулирующего характера, т. е. дополнительные льготы для инвесторов, вводятся в интересах социально-экономического развития России. Виды и порядок предоставления льгот устанавливаются законодательством РФ; иностранный инвестор, владеющий не менее 10% доли в уставном капитале (прямой инвестор) и осуществляющий реинвестирование своей части прибыли, пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим законом; российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями (ОИИ) с даты вхождения в ее состав иностранного инвестора. Таким образом, с этого момента ОИИ и его иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, согласно Закону-99. ОИИ утрачивает свой статус со дня выхода иностранного инвестора из его состава (последнего из участников при наличии нескольких), и для предприятия прекращается действие предоставленных гарантий и льгот. Закон-99 является актом, определяющим систему государственных гарантий иностранным инвесторам, поэтому б(льшая часть текста закона посвящена этой системе. Статей о гарантиях в нем 11 (5-15), в Законе-91 их было 3. Закон-91 определял рамки возможного, Закон-99 определяет и гарантирует права и возможности инвестора. Иными словами, если концепция Закона-91 заключалось в том, что инвестор "может и имеет право ..." (но, очевидно, может и не иметь этого права или возможности им пользоваться), то концепция Закона-99 означает, что инвестор не только "может и имеет право ...", но эти права и возможности ему гарантированы государством.
Наиболее важные государственные гарантии представляют следующее.
Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Настоящим законом инвестору гарантируется полная и безусловная защита его прав и интересов настоящим законом, иными нормативными актами России, а также международными договорами. Кроме того, инвестору гарантируется право на возмещение возможных убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ. Инвестору гарантируется осуществление инвестиций на территории России в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Оценка вкладов инвестора в уставный капитал осуществляется в валюте Российской Федерации и в соответствии с ее законодательством. В данном случае лаконизм этого положения представляется неуместным, поскольку в российском законодательстве отсутствуют единые правила оценки имущества, направляемого инвесторами в уставные капиталы. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями. Имущество иностранных инвесторов и ПИИ не могут быть национализированы или реквизированы, кроме случаев, установленных федеральными законами либо международными договорами РФ. При реквизиции инвестору или предприятию с его участием гарантируется выплата стоимости реквизируемого имущества, при национализации возвращаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации. Эта гарантия представляется наиболее важной, поскольку это есть не что иное, как "стабилизационная (дедушкина) оговорка".
На стабилизационную оговорку могут рассчитывать ОИИ, которые: в своем уставном капитале содержат долю, принадлежащую иностранному инвестору, превышающую 25%, и осуществляют приоритетные инвестиционные проекты, независимо от долей иностранцев в уставных капиталах. Новые федеральные законы и иные нормативные акты и вносимые в них изменения и дополнения не применяются в случае, если: принимаются новые федеральные законы и иные нормативные акты, изменяющие: ставки ввозных таможенных пошлин, за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ; ставки федеральных налогов, за исключением акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, произведенные на территории России; ставки взносов в государственные внебюджетные фонды, за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ. Они также не применяются, если в действующие нормативные акты вносятся изменения и дополнения, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранных инвесторов и ОИИ, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, или же устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в России по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с российскими нормативными актами на дату начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта.
Стабильность для этих инвесторов гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более 7 лет со дня начала его финансирования за счет иностранных инвестиций. В исключительных случаях при реализации приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб., срок окупаемости которого превышает 7 лет, Правительство РФ принимает решение о его увеличении. Стабилизационная оговорка не действует, если новые нормативные акты, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие, имеют цель защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороноспособности и безопасности страны. Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных сумм. Иностранному инвестору после уплаты предусмотренных российским законодательством налогов и сборов гарантируется право на свободное использование своих доходов на территории РФ для их реинвестирования (или для иных целей, не противоречащих законодательству РФ), а также на беспрепятственный вывоз своих доходов за границу в иностранной валюте. Две статьи рассматриваемого закона (16 и 17) касаются льгот, предоставляемых иностранному инвестору и предприятиям с его участием.
В статье 16 рассматриваются таможенные платежи и указывается, что таможенные льготы предоставляются в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством России о налогах и сборах только инвесторам и ОИИ, участвующим в реализации приоритетных инвестиционных проектов. Согласно закону РФ "О таможенном тарифе" (ст. 37) "допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции ... или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций ...". Представляется, что между Законом-99 и законом "О таможенном тарифе" меются определенные противоречия. Так, таможенный тариф, говоря о праве беспошлинного ввоза имущества в уставные капиталы, не указывает ни статус инвесторов, ни статус предприятий с их участием, ни характер проектов, которые они разрабатывают, т. е. правило едино для всех. Закон-99, ссылаясь на таможенное законодательство России, под льготную категорию подводит только тех инвесторов и только те ОИИ, которые осуществляют приоритетные инвестиционные проекты. Возможность двойного толкования важнейших нормативных актов создает определенные трудности для непосредственных пользователей - иностранных инвесторов. Возможно, что эта статья Закона-99 приведет к спорам с таможенными органами и вызовет недовольство мелких и средних инвесторов (возможно, и резкое сокращение их притока в Россию), очевидно, нельзя исключать и появление нездоровой "конкуренции" за получение статуса приоритетного инвестиционного проекта.
Статья 17 касается прав субъектов Российской Федерации на предоставление льгот в пределах своей компетенции. Помимо этого они наделены правом предоставлять инвесторам соответствующие гарантии, осуществлять их финансирование и оказывать иные виды поддержки за счет средств своих бюджетов, а также внебюджетных средств. Вопросы создания и ликвидации предприятий с иностранными инвестициями сосредоточены в 20-й статье Закона-99. Основным документом, на который имеются ссылки в новом законе, является Гражданский кодекс РФ. В нем дается исчерпывающее объяснение основных организационно-правовых форм, в которых могут образовываться юридические лица - хозяйственные товарищества и общества, в том числе и с участием иностранного капитала, а также организации без образования юридического лица. Помимо этого следует иметь в виду, что в РФ приняты и действуют законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью". Все вновь образованные предприятия с иностранными инвестициями подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня предоставления в соответствующий орган следующих документов: устава и/или договора (в зависимости от организационно-правовой формы создаваемого ОИИ); выписки из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный партнер (возможно предоставление иного, аналогичного по смыслу документа); документа о платежеспособности зарубежного участника ОИИ; квитанции об уплате регистрационного сбора.
Регистрацией ОИИ ведали территориальные регистрационные палаты и только некоторые предприятия - топливно-энергетического комплекса или со значительной долей иностранного капитала - регистрировались в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ. Эта палата вела сводный государственный реестр всех зарегистрированных на территории России предприятий. После вступления в силу Закона-99 функции и задачи регистрирующих органов будут, вероятно, скорректированы, следует также ожидать изменений требований к оформлению предоставляемых в них документов. Филиалы иностранных юридических лиц, дочерние и зависимые общества. Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории России, выполняет часть функций или все функции, включая представительские, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организации). Филиал создается для ведения на территории России той же деятельности, которой занимается за границей его головная организация. Необходимо, чтобы цели создания и деятельности головной организации имели коммерческий характер. Головная организация несет также непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с открытием филиала на территории РФ обязательствам. Создание филиала, контроль за его деятельностью и ликвидация осуществляются посредством его аккредитации в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Со дня аккредитации филиал иностранного юридического лица получает право заниматься предпринимательской деятельностью на территории России. Ликвидируется филиал по решению своей головной организации. Головная организация, намеревающаяся открыть свой филиал на территории РФ, представляет в государственный орган, которому поручено вести аккредитацию, положение о филиале, а также другие документы, перечень и требования к содержанию которых определяется Правительством РФ. Положение о филиале в обязательном порядке должно содержать следующие сведения: наименование филиала и его головной организации; организационно-правовая форма головной организации; местонахождение филиала на территории России и юридический адрес его головной организации; цели создания и виды деятельности филиала; состав, объем и сроки вложения капитала в его основные фонды, а также его стоимостная оценка; порядок управления филиалом. Оценка вложения капитала в основные фонды филиала производится головной организацией на основе внутренних либо мировых цен в валюте РФ.
Головным организациям, чьи филиалы созданы на территории Российской Федерации до вступления Закона-99 в силу, следует привести положения о них в соответствие с законом в течение 6 месяцев и аккредитовать их в течение года с даты вступления закона в силу. При осуществлении своей деятельности филиалы иностранных юридических лиц, в отличие от дочерних и зависимых обществ ОИИ, в полном объеме пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим законом. Таковы основные положения нового Федерального закона "Об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации". Разумеется, пока трудно, да и невозможно дать полную оценку этому документу. Для этого необходимо время и, самое главное, практика. Лишь практическое применение положений закона может выявить его сильные и слабые стороны.
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИХ ЧАСТЕЙ, УТРАТИВШИХ СИЛУ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Название документа Источник Закон РСФСР "Об иностранных Ведомости Съезда инвестициях в РСФСР" народных депутатов
РСФСР и Верховного
Совета РСФСР, 1991,
N 29, ст. 1008 Постановление Верховного Совета Ведомости Съезда РСФСР "О введении в действие народных депутатов Закона РСФСР "Об иностранных РСФСР и Верховного инвестициях в РСФСР" Совета РСФСР, 1991,
N 29, ст. 1009 Статья 6 Федерального закона "О Собрание внесении изменений и дополнений законодательства в законодательные акты Российской Российской Федерации в связи с Федерации, 1995, N принятием законов Российской 26, ст. 2397 Федерации "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг" Пункт 4 статьи 1 Федерального Собрание закона "О внесении изменений и законодательства дополнений в законы и иные Российской правовые акты Российской Федерации, 1997, N Федерации в связи с принятием 47, ст. 5341 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
00:04 04.09
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |