Архив новостей → ЕСЛИ ПРИШЛИ ВАС ПРОВЕРЯТЬ...

ЕСЛИ ПРИШЛИ ВАС ПРОВЕРЯТЬ...
Проверка органами Государственного Комитета РФ по сертификации и метрологии (Госстандарт).
Продолжение. Начало в номере 9 "ДМ".
К основным задачам Госстандарта относятся:
- осуществление мер по защите прав потребителей и экономических интересов РФ в области контроля за соблюдением требований безопасности товаров (работ, услуг); - организация и проведение государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, за сертифицированной продукцией...;
Государственный надзор осуществляется посредством выборочных проверок одним государственным инспектором либо комиссией, возглавляемой государственным инспектором, ответственным за проведение проверки.
В ходе проведения государственного контроля и надзора государственный инспектор имеет право:
- свободного доступа в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности;
- получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля и надзора.
По прибытии к проверяемому субъекту хозяйственной деятельности, руководителю субъекта предъявляется уведомление на проведение проверки.
По результатам проведенной проверки, установившей нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, оформляется акт. Акт проверки - документ, являющийся основанием для выдачи предписаний и вынесения постановлений о наложении штрафов.
Должностные лица субъекта хозяйственной деятельности имеют право изложить в письменной форме свое особое мнение по результатам проверки, которое прилагается к акту.
В соответствии с гл. 2 п. 7 Положения "О государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии" и п. 5.1 "Порядка проведения Госстандартом России государственного контроля ..." органы Госстандарта не делегируют своих полномочий по правовой оценке нарушений по стандартизации и сертификации никакому иному органу. Следовательно, только органы Госстандарта вправе налагать взыскание, в том числе и штрафы, за такие виды правонарушений, как просроченный сертификат соответствия.
Проверка Обществом защиты прав потребителей.
Представители различных общественных организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то, что ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей" дает им право проверять соблюдение прав потребителей. Это действительно так. Однако не отчаивайтесь, право на проведение проверки не дает им право наложения административных взысканий. К тому же предмет проверки общественных организаций довольно узок и определяется кругом прав потребителя. При проведении проверок требуйте предъявления соответствующих документов (удостоверения и направления на проверку). Иногда представители обществ потребителей производят контрольные перевешивания. Эти действия незаконны. Их права в этом направлении определены п. 1.8 "Порядок осуществления Государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций", утвержденном Постановлением Госстандарта России от 8 февраля 1994 г. № 8, который гласит: "Внеплановые проверки производятся по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции или других контрольно-надзорных органов, а также по усмотрению самого органа государственной метрологической службы". Но в соответствии с п. 1.7 проверка проводится только в присутствии представителей метрологической службы. Таким образом, общество потребителей может только ставить вопрос о проведении таких проверок, а не проводить проверки. В остальном, у представителей обществ потребителей такое же правовое положение, как у покупателей. Кстати, о правах покупателя: Согласно "Правилам продажи отдельных видов товаров", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.01.98г. № 55, покупатель имеет следующие права: проверить правильность цены, веса и меры отпущенных товаров, а также сроки хранения продуктов (по накладным, заборным листам) и наличие сертификата качества на данный товар. Но эти права покупателя не означают, что он сам взвешивает, измеряет, листает накладные или заборные листы. Для проверки продавец показывает, но не отдает документ. В правилах не указано, что документы нужно передавать покупателю, а "Правила" - это установленная Правительством мера должного поведения продавца при общении с покупателем. И если Правительство не установило продавцу обязанность передать (как оно установило для государственных органов; (см. например права Госторгинспекции и др.)), то продавец не должен выпускать документ из своих рук. Продавец производит перемеривание, перевешивание, а покупатель - наблюдает. Прежде всего, надо отметить, что Закон "О защите прав потребителей" №2300-1 от 7.02. 92г. в редакции ФЗ № 212-ФЗ от 17.12.99г. определяет, что для товара, подлежащего обязательной сертификации, продавец обязан иметь "информацию о сертификации товаров (работ, услуг)", и эта информация согласно ст. 10 п. 3 этого Закона "доводится до сведений потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках - маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация о сертификации товаров (работ, услуг) представляется в виде маркировки в установленном Законом порядке соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе его выдавшем)". Это положение развивает ст. Постановления Правительства РФ № 55 - о продаже товаров, подлежащих обязательной сертификации, продавец доводит до сведения покупателя информацию о сертификации товаров. В подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов:
- подлинник сертификата;
- копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
- товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом).
На основании подлинника сертификата или его заверенной копии и содержащие по каждому наименованию товара сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат. Сведения о сертификации в товарно-сопроводительных документах должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Таким образом, у продавца, продающего товар непосредственно населению, не обязан находиться сертификат, но обязательно должна быть информация о сертификации товара (например, в накладной или в приложении к накладной). При проверке правильности сертификации товаров, зачастую проверяющие органы пытаются оспорить саму возможность подтверждения факта сертификации товаров через накладную, утверждая, что Постановление Правительства РФ № 55 относится лишь к отдельным видам товаров. Но, во-первых, существует Закон РФ "О защите прав потребителей", который и устанавливает такую возможность, а во-вторых, только Постановление Правительства РФ определяет, что такое копия сертификата. При проведении перевешивания товаров продавец не имеет права разрешать покупателям заходить за прилавок, особенно в магазине, т.к. продавец обязан проходить соответствующий медицинский контроль и его присутствие за прилавком означает, что в этом отношении у продавца все в порядке, чего нельзя сказать о покупателе. Место покупателя - по другую сторону прилавка! И в завершение данной главы еще раз напоминаем, что Общество защиты прав потребителя может только составить акт о выявленных нарушениях, но не может рассматривать это нарушение в порядке административного производства, а уж тем более накладывать какое-либо взыскание. Так что если особо рьяный защитник потребителей приглашает вас к себе на "комиссию" или предлагает заплатить штраф, можете смело ставить его на место.
Рекомендуемые правила общения с представителями проверяющих органов.
Предприниматель должен всегда иметь в виду, что в процессе проверки обе стороны обычно допускают множество грубых ошибок. Цель настоящего пособия - научить предпринимателя поведению при проверке, использованию в свою пользу ошибок проверяющего. Помните, что и сам проверяющий не может учесть, а зачастую просто не имеет представления обо всех нюансах своего поведения при проверке. Его грубые ошибки можно использовать для дальнейшего аннулирования результатов проверки в судебном порядке. Встречайте проверяющего всегда с улыбкой, не конфликтуйте, ведите себя спокойно. Всегда просите проверяющего представиться и предъявить служебное удостоверение, Запишите название и адрес его органа, телефон, это вам впоследствии очень поможет. (Проверяющие часто составляют протоколы и иные бумаги в одном экземпляре, а по их координатам вы сможете потребовать получение копии протокола.) Одновременно с удостоверением личности проверяющий обязан предоставить распоряжение (приказ) о проведении проверки. Убедитесь, что проверку проводит именно то должностное лицо, которое указано в распоряжении (приказе).
В распоряжении должно быть:
- его номер и дата;
- наименование юридического лица (ФИО индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится проверка;
- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия;
- правовые основания проведения проверки;
- дата начала и окончания проверки.
Если Вам предлагают дать объяснение, то вежливо откажитесь, сославшись на недостаточное знание законов.
По возможности не отказывайтесь от подписания документа. Рекомендуем свою подпись обязательно сопровождать словами: "С актом (протоколом) не согласен". Не конкретизируйте свое несогласие, впоследствии вашу позицию по этому вопросу можно скорректировать с юристом, который в этих вопросах более компетентен. Всегда помните о законно закрепленных принципах действия сторон при проверке. Если для вас действует правило "разрешено все, что не запрещено", то для проверяющего наоборот: "запрещено все, что не разрешено". Этим вы можете пользоваться, если проверяющие собираются совершить определенные действия, в законности которых вы сомневаетесь. Кроме того, при рассмотрении спора о наложении штрафа в суде действует норма ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса: обязанность доказать обстоятельства, на основании которых налагается штраф, лежит на органе, принявшем соответствующий документ. Вы можете в суде и не утруждать себя, доказывая свою невиновность, наоборот государственные орган должен доказать обоснованность применения к вам ответственности. При осуществлении правосудия "...не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона..." (п. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации). Таким образом, при рассмотрении дела в суде недостатки того или иного плана в протоколах, актах и иных документах, составленных с нарушением закона, приводят к недействительности указанных документов. Протокол же об административном правонарушении зачастую либо не составляется вовсе, либо содержит неустранимые нарушения законодательства, приводящие к его недействительности. Например, были случаи, когда органы милиции при осуществлении проверок павильонов на различные проверки приглашали одних и тех же лиц, причем в одном случае проверка проводилась в декабре, а в другом - в феврале. Тем не менее, понятыми были одни и те же лица, что противоречит требованиям закона об их не заинтересованности. Протокол об административном правонарушении или иной документ, составленный проверяющими при участии таких понятых, большой юридической силы в суде иметь не будет. Ст. 234 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает, что об административном правонарушении уполномоченным лицом составляется протокол. Это значит, что если протокола об административном правонарушении нет, нет и правонарушения, следовательно, различные акты изъятия товара и документов никакой юридической силы не имеют. То же самое означает и составление протокола неуполномоченным лицом. Следует также иметь в виду, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии предпринимателя, ему согласно ст. 247 КоАП должны быть разъяснены права, копия протокола должна быть немедленно вручена предпринимателю (ст. 236.1 КоАП). В случае отсутствия правонарушителя, например, при наложении штрафа за отсутствие сертификатов, когда на месте проверки только продавец, и нет самого предпринимателя, протокол об административном правонарушении составляется позже, при вызове предпринимателя в милицию или иной контролирующий орган. При этом для проверяющих возникают сложности следующего порядка. Согласно ст. 38 КоАП "...административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения...". Таким образом, если со дня совершения (обнаружения) правонарушения прошло более двух месяцев, наложить административное взыскание на предпринимателя невозможно. Предприниматели, делайте выводы, требуйте соблюдения вышеперечисленных правил Вашими сотрудниками.
Документирование при проверке.
Согласно ст. 231 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП)"...доказательствами ... являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела...". Эти фактические данные могут иметь различную форму. Вторая часть указанной статьи гласит, что "...эти данные устанавливаются следующими средствами: протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, протоколом об изъятии вещей и документов, а также иными документами..." В соответствии со ст. 9 ФЗ "О защите прав юридических лиц..." в качестве доказательства можно рассматривать также и акт проверки.
Итак, при проверке, которая выявила недостатки в деятельности предпринимателя,
теоретически могут быть составлены следующие документы:
- акт проверки;
- протокол об административном правонарушении;
- объяснения предпринимателя;
- объяснения потерпевшего;
- объяснения свидетелей;
- заключение эксперта;
- акт изъятия вещей и документов;
- другие документы.
Однако, как правило, составляется протокол об административном правонарушении, акт проверки, реже акт изъятия (товара, документов и других вещей, которые потом являются вещественными доказательствами по делу).
Протокол об административном правонарушении.
К сожалению, мало кто из предпринимателей может похвастаться знанием абсолютно всех требований, предъявляемых к нему законодательством. Поэтому наиболее частым результатом проверки становится выявление тех или иных нарушений, что в свою очередь влечет наложение штрафа в размере от 3 до 1000 МРОТ. Однако, не торопитесь расставаться со своими кровными, помните два важных принципа: - абсолютно все контролирующие органы жестко ограничены рамками закона. То есть им запрещено все, что прямо не разрешено законом. Любые нарушения этого принципа и выход за пределы полномочий сводит на нет все результаты их деятельности; - совершение действий, входящих в компетенцию проверяющего, должно происходить в соответствии с законодательством. То есть, даже если это ему разрешено, он делает это, не как ему вздумается, а в строгом соответствии с законом.
Из этих принципов следует важный вывод - любые действия или акты проверяющих, совершенные с отступлениями от законодательства, теряют юридическую силу, даже если с вашей стороны действительно были нарушения. Данный вывод подкреплен решениями арбитражного суда. Так, индивидуальный предприниматель Р. обратился с жалобой на действия сотрудников милиции. Как выяснилось, при проведении проверки на точке не было обнаружено сертификатов соответствия на алкогольную продукцию, что Р. не оспаривал. Через две недели он получил постановление начальника РОВД о наложении штрафа в размере 8350 руб. Однако, при оформлении документов был допущен ряд нарушений: во-первых, не была вручена копия протокола об административном правонарушении, во-вторых, дело было рассмотрено в его отсутствие без подтверждения того, что он извещен о месте и времени его рассмотрения. Уже этих оснований для суда было достаточно, чтобы признать постановление о наложении штрафа недействительным. Наиболее важным документом, является протокол об административном правонарушении. Протокол отражает сам факт совершения правонарушения. Это означает, что если нет протокола, или он утратил силу, то нет и ответственности за правонарушение. В соответствии со ст. 234 КоАП РСФСР законодательством, "...о совершении административного правонарушения составляется протокол (постановление) уполномоченным на то должностным лицом либо представителем общественной организации...". Помимо КоАП это предусмотрено в Налоговом кодексе (ч. 7 ст. 101), Федеральном законе "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (ст. 17), Законе "О милиции" (п. 1 ч. 1 ст. 11) и т.д. Обращаем ваше внимание на то, что обязательное составление протокола предусмотрено федеральными законами, поэтому любые заявления проверяющих о том, что это не предусмотрено их внутренними актами (обращения наших членов показали, что этим особенно грешат сотрудники милиции) неправомерны, поскольку ни один подзаконный акт (коими являются внутренние инструкции и распоряжения) не может противоречить закону. Законом предусмотрен и перечень случаев когда протокол не составляется (ст. 237 КоАП). Он сводится к двум пунктам: - ряд незначительных правонарушений, штраф за которые взимается на месте (нарушения правил дорожного движения, правил пользования различными видами транспорта и т.п.). В данном случае протокол не составляется, если нарушитель согласен с наложенным на него взысканием и готов уплатить штраф; - случай, когда производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора. В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если не имеются; объяснения нарушителя; иные сведения (ст. 235 КоАП РСФСР).
Как правило, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после обнаружения правонарушения, если нарушитель на месте. Это вытекает из смысла ст. 238 КоАП. Кроме того, некоторые нормативные акты прямо указывают на это, например, ст. 19 Федерального Закона № 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Только в случае невозможности составить протокола на месте осуществляется привод нарушителя в РУВД для выяснения обстоятельств и составления протокола (ст. 238 КоАП). В случаях, предусмотренных ст. 18 Закона № 143-ФЗ протокол составляется после административного расследования (если требуется производство сложных и трудоемких экспертиз). Однако такие случаи в практике встречаются нечасто, поэтому, если в вашем присутствии обнаружили какое-то нарушение, а протокол составили через неделю, то в большинстве случаев вы имеете основания для обжалования наложенного на вас взыскания. Поэтому, при подписании документа следите за тем, чтобы дата в нем соответствовала дате составления, и в случае каких-либо отклонений делайте соответствующие пометки. Протокол составляется только в присутствии нарушителя: должностного лица организации или самого предпринимателя. Это вытекает из смысла ст. 235 КоАП. Очень часто в ходе рассмотрения обращений выясняется, что составление протокола проводилось в отсутствие предпринимателя, протокол подписывался продавцами, а сам он узнает об этом позднее. Такими действиями со стороны проверяющих грубо нарушаются процессуальные права нарушителя, предусмотренные ст. 247 КоАП. Кроме того, в соответствии с законодательством продавец не является представителем предпринимателя, поскольку представительство в этом случае возможно только по доверенности. Поэтому он не имеет права ни подписывать протокол от имени предпринимателя, ни получать копию протокола за него. Таким образом, если и данные правила были нарушены проверяющими, то ваши шансы на положительное решение суда резко возрастают. При составлении протокола обращайте внимание на то, чтобы все графы были заполнены. Помните, в протоколе должны быть отражены следующие сведения, которые могут оказаться важными для вас: - личные сведения - о месте жительства, семейном положении, количестве иждивенцев и т.д. Необходимость фиксации указанных сведений обусловлена тем, что при наложении взыскания учитываются личность и имущественное положение нарушителя, а также смягчающие обстоятельства (ст. 28-33 КоАП) - сведения о том, привлекался ли нарушитель ранее административной ответственности. Отсутствие наложенного ранее административного взыскания может являться смягчающим обстоятельством. - должны быть зафиксированы сведения о месте и времени правонарушения, указано существо правонарушения, а также нормативный акт, который вы нарушили. Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что, по общему правилу, административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения. Подробное описание существа совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации. Нередки случаи, когда штраф накладывают за одно правонарушение, в то время как на самом деле было совершено другое. Ярким примером этому является следующая ситуация. В ходе проверке розничной продажи алкогольной продукции было выявлено, что торговля ведется без сертификатов соответствия. Административная комиссия выносит постановление о наложении штрафа в 500 МРОТ за нарушение ст. 8 печально известного Федерального Закона № 143-ФЗ "Об административной ответственности..." - оборот алкогольной продукции без установленных документов. Однако в ходе судебного разбирательства выясняется, что сертификатов не было на торговой точке, но они были в другом месте, а это уже нарушение ст. 12 - нарушение правил розничной продажи, и штраф автоматически снижается до 200 МРОТ. - указываются информация о свидетелях и потерпевших, если таковые имеются. Обращаем ваше внимание, на то, что наличие таковых не является обязательным условием при составлении протокола. - в ходе составления протокола вы можете давать свои объяснения, как в устной, так и в письменной форме. Однако, непременным атрибутом "хорошей" проверки является наличие гнетущей атмосферы, находясь в которой порой очень трудно собраться с мыслями и правильно написать объяснения. Поэтому если вам предлагают дать объяснения, но вы не готовы, вежливо откажитесь. За отказ от дачи объяснений ответственность не предусмотрена.
Помните, что в соответствии с законодательством лицо, составляющее протокол, обязано довести до вас ваши процессуальные права, предусмотренные ст. 247 КоАП, о чем должна быть сделана пометка в протоколе. Оформление протокола заканчивается его подписанием лицом, которое его составило, и лицом, которое совершило административное правонарушение. В случае наличия свидетелей и потерпевших желательно, чтобы протокол был подписан также и этими лицами. Очень часто возникает ситуация, когда предприниматель, осознавая неправомерность действий проверяющих, отказывается от подписи документа. Это, в свою очередь, их раздражает, что приводит к лишней трате времени и нервных клеток. Не отказывайтесь от подписания документа. Это действие не имеет существенного значения для результатов правовой оценки проверки. Проверяющие могут просто сделать надпись, что вы отказались от подписи и все, а сам факт отказа будет не в вашу пользу. Рекомендуем свою подпись в обязательном порядке сопровождать следующими словами: "с актом не согласен" (если у вас есть основания для этого).
Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности (предпринимателя).
Согласно ст. 247 КоАП "...лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе... давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства...". Из перечисленного наиболее часто встречаемым документом являются объяснения. Они даются лицом, привлекаемым к ответственности, (предпринимателем) при осуществлении проверки, составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении в административной комиссии или ином органе и в других случаях. Документ этот может иметь несколько форм. Так, при осуществлении проверки на месте (в павильоне) объяснения предпринимателя должны согласно части 3 ст. 235 КоАП заноситься в протокол об административном правонарушении или прилагаться к нему, о чем в протоколе должна делаться соответствующая запись. Т.е. это либо устные объяснения, занесенные в протокол, либо письменное заявление предпринимателя по существу вопроса. При рассмотрении дела об административном правонарушении на административной комиссии объяснения предпринимателя составляются им самим (его юристом) и представляются на административную комиссию. В этом случае они принимают форму самостоятельного документа. Как бы то ни было, имейте в виду, что это ваше право, а не обязанность. И в случае, если вас принуждают к написанию каких либо объяснений под диктовку - отказывайтесь. Вас защищает Конституция России, ст. 51 которой гласит: "Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом". Это относится не только к уголовному законодательству, но и к административному. С вашим правом давать объяснения корреспондирует соответствующая обязанность определенного должностного лица принять у вас эти объяснения. Необоснованный отказ вас выслушать или принять у вас письменные объяснения по какому либо вопросу, не допускаются. Также не допустим и отказ от принятия объяснений мотивированный тем, что сейчас некогда, давайте потом. Причем имейте в виду, что объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, в ст. 231 КоАП (Доказательства) даны на одном уровне с протоколом об административном правонарушении и какие либо заявления проверяющего о том, что объяснения никакой юридической силы не имеют необоснованны.
Продолжение следует.
00:04 05.04
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
|
Мяу : ) Комментариев: 4 |
Закрой глаза Нет комментариев |
______ Нет комментариев |
ере Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg Комментариев: 2 |






