Архив новостей → Приказ Министра обороны Российской Федерации от...
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г.
N 390 г. Москва "Об утверждении Руководства по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации".
Часть 5.
63. Наиболее часто повторяющимися опасными факторами в аэродромно-техническом обеспечении полетов являются:
неудовлетворительное содержание и подготовка взлетно-посадочных полос (далее именуется - ВПП), рулежных дорожек, централизованных заправок, мест стоянок и других объектов аэродромов к полетам;
нарушения в организации приема, хранения и контроля качества материальных средств, прежде всего горючего и смазочных материалов;
недостатки в эксплуатации средств аэродромно-технического обслуживания воздушных судов и в работе зарядно-аккумуляторных станций;
повреждения (поломки) воздушных судов в результате движения и маневрирования на аэродроме средств наземного обеспечения полетов;
дорожно-транспортные происшествия на аэродроме по вине личного состава;
отказы в электроснабжении аэродрома в процессе полетов.
Предотвращение указанных опасных факторов осуществляется:
своевременным и качественным ремонтом искусственных покрытий ВПП, рулежных дорожек, мест стоянок и грунтовой части летной полосы;
выполнением маркировки элементов летного поля и полос воздушных подходов;
строгим контролем за содержанием боковых и концевых полос безопасности, технической исправности и правильности размещения аэродромных аварийных тормозных установок и состояния площадок аварийного торможения за ними;
соблюдением методики подготовки и приема аэродрома к полетам;
оборудованием групп отстойных и расходных резервуаров горючего на складах горючего и смазочных материалов в соответствии с требованиями действующих служебных документов;
выполнением аэродромного контроля (проверка состояния средств заправки и фильтрования, слива отстоя, контроль чистоты горючего и документальная проверка его качества);
соблюдением технологической схемы обеспечения чистоты авиационного горючего на складах;
исключением случаев подачи к заправке воздушных судов некондиционных топлива, масел, спецжидкостей и газов;
соблюдением технологии дозирования противокристаллизационных жидкостей в топливо, правил приготовления маслосмесей, технологии контроля их качества перед заправкой воздушного судна;
исключением случаев нарушения технологии регламентных работ на бортовых авиационных аккумуляторах на зарядно-аккумуляторных станциях, а также порядок приема и выдачи их с зарядно-аккумуляторных станций;
знанием и соблюдением маршрутов движения личного состава и техники по летному полю аэродрома, правил подъезда, маневрирования, буксировки и установки средств наземного обеспечения у воздушных судов;
своевременным обслуживанием и содержанием в исправном состоянии внутренних и наружных электросетей (подстанций, распределительных устройств, воздушных и кабельных линий) и электроприемников служебных технических застроек аэродрома.
Перечень основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в аэродромно-техническом обеспечении полетов, изложен в приложении N 4 к настоящему Руководству.
64. Основными опасными факторами в связи и радиотехническом обеспечении полетов являются:
ошибки операторов радиолокационных станций, радиолокационных систем посадки, автоматических радиопеленгаторов в выдаче данных летным экипажам и лицам группы руководства полетами;
прекращение выдачи радиолокационной информации на рабочие места пунктов управления авиацией в течение трех и более оборотов антенны подряд. Прекращение выдачи радиолокационной информации на конечном этапе наведения;
пропуск операторами радиолокационных станций, радиолокационных систем посадки, автоматических радиопеленгаторов сигнала "тревога" или задержка с выдачей информации о сигнале "бедствие" более двух минут;
неграмотные действия личного состава по включению и переключению средств связи и радиотехнического обеспечения полетов, приводящие к прекращению передачи информации (к ее искажению) летным экипажам и лицам группы руководства полетами;
отказы в системе электропитания средств связи и радиотехнического обеспечения полетов, несвоевременное включение автономных источников питания;
нарушения в оборудовании рабочих мест лиц группы руководства полетами на командно-диспетчерских, командных пунктах и их эксплуатации;
развертывание средств связи и радиотехнического обеспечения полетов на аэродроме с отклонениями от типовой схемы;
использование для обеспечения полетов непроверенных летным контролем средств связи и радиотехнического обеспечения полетов.
Предотвращение указанных опасных факторов осуществляется:
повышением уровня профессиональной подготовки и натренированности личного состава;
постоянным контролем готовности личного состава к выполнению своих функциональных обязанностей, в том числе и в экстремальных ситуациях;
повышением качества подготовки средств связи и радиотехнического обеспечения полетов;
совершенствованием (многократным резервированием) системы энергоснабжения объектов управления, навигации и посадки воздушных судов;
организацией постоянного контроля технической исправности и правильности эксплуатации средств связи и радиотехнического обеспечения полетов;
выполнением мероприятий по предупреждению наиболее часто повторяющихся отказов средств связи и радиотехнического обеспечения полетов;
обеспечение строгого выполнения требований нормативных и эксплуатационных документов по оборудованию пунктов управления авиацией.
Перечень основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в связи и радиотехническом обеспечении полетов изложен в приложении N 5 к настоящему Руководству.
65. Наиболее часто повторяющимися опасными факторами в метеорологическом и орнитологическом обеспечении полетов являются:
ошибки в прогнозах погоды и несвоевременное информирование лиц группы руководства полетами и летного состава об опасных явлениях погоды, несвоевременное вручение руководителю полетов бланка штормового предупреждения об опасных явлениях погоды;
пренебрежение сложными метеоусловиями руководящим летным составом и лицами группы руководства полетами, выпуск в полет экипажей в метеоусловиях, не соответствующих уровню их подготовки и характеру выполняемых полетных заданий;
неудовлетворительная организация проведения радиолокационной и воздушной разведки погоды, необъективная информация о погоде от летных экипажей;
неграмотные действия экипажей при попадании в усложненные для их полетного задания метеоусловия;
неудовлетворительное орнитологическое обеспечение полетов;
несоответствие технической оснащенности аэродрома установленному метеоминимуму.
Предотвращение опасных факторов осуществляется:
требованием от метеоспециалистов четкого и безупречного выполнения служебных документов по метеорологическому и орнитологическому обеспечению полетов, организацией постоянного совершенствования профессионального мастерства метеоспециалистов;
обучением руководящего летного состава, экипажей разведчиков погоды, руководителей полетов умению проводить оценку и анализ метеообстановки, расчеты опасных явлений погоды, грамотным действиям при ухудшении погоды или попадании в зоны с опасными явлениями погоды;
повышением объективности, полноты и своевременности проведения радиолокационной, воздушной разведки и доразведки погоды;
принятием своевременных мер в объединении по совершенствованию системы обмена метеоинформацией между метеоподразделениями с обязательным и своевременным доведением этой информации до расчетов командных пунктов, органов ОрВД, лиц группы руководства полетами и командиров;
обеспечением метеорологических подразделений необходимыми каналами связи с метеостанциями штормового кольца согласно служебным документам;
повышением роли и ответственности командных пунктов и метеобюро объединений контролю соответствия метеоусловий задачам на планируемые полеты;
оборудованием аэродромов техническими средствами обеспечения полетов, особенно средствами объективного контроля за высотой облаков и видимостью, а также средствами отпугивания птиц.
Перечень основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в метеорологическом и орнитологическом обеспечении полетов изложен в приложении N 6 к настоящему Руководству.
66. Основные вопросы методики выполнения работ по предотвращению АП и АИ, связанных с состоянием здоровья и работоспособностью летного состава при организации и выполнении полетов, изложены в служебных документах.
Наиболее часто повторяющимися опасными в медицинском обеспечении полетов являются:
вылет экипажа без медицинского допуска к полетам;
вылет членов экипажа в болезненном состоянии;
вылет членов экипажа с истекшим сроком врачебно-летной комиссии;
выполнение полета экипажем без специального снаряжения, соответствующего условиям полета;
превышение экипажем норм налета в летную смену;
нарушение экипажем режимов труда, отдыха и питания перед полетом;
употребление летным экипажем алкогольных напитков накануне или в день полета;
неправильная эксплуатация и неисправности защитного снаряжения и обмундирования;
отсутствие санитарного транспорта на аэродроме во время полетов;
резкое снижение работоспособности летчика (члена экипажа);
случаи травмирования (ранения) членов экипажа (пассажиров);
потеря экипажем воздушного судна пространственной ориентировки;
потеря экипажем визуальной ориентировки;
разгерметизация (разрушение или открытие дверей, люков, срыв фонаря) кабины летчика;
пожар на борту воздушного судна;
заправка воздушного судна некондиционными газами.
Предотвращение указанных опасных факторов осуществляется:
отбором лиц по состоянию здоровья и индивидуальным психологическим особенностям, годных к летному обучению и переучиванию на новые типы воздушных судов;
проведением врачебно-летной экспертизы;
динамическим врачебным наблюдением за состоянием здоровья летного состава в межкомиссионный период;
медицинским контролем за состоянием здоровья летного состава и лицами группы руководства полетами в период подготовки и проведения полетов;
контролем соблюдения установленного режима труда, отдыха и питания;
подбором размеров, ростовок и подгонкой индивидуальных средств защиты от воздействия неблагоприятных факторов полета;
участием в проведении психофизиологической подготовки и специальных тренировок летного состава к действиям в особых случаях в полете;
контролем качества медицинского кислорода и других газов, предназначенных для использования в полете;
участием совместно с другими специалистами в определении эргономических недостатков систем индикации, сигнализации, управления, жизнеобеспечения и спасения, оказывающих отрицательное влияние на взаимодействие человека с техникой и приводящих к возникновению особых ситуаций;
изучением причин ошибочных действий летчиков в полете;
подготовкой летного состава по вопросам авиационной медицины.
Результаты изучения АП и АИ систематически анализируются и обобщаются с целью разработки профилактических мероприятий.
67. Основными опасными факторами в штурманском обеспечении и обеспечении аэронавигационной информацией являются:
поверхностный анализ состояния БзП в штурманском отношении;
нарушения требований служебных документов по вопросам обеспечения БзП в штурманском отношении;
поверхностный анализ уровня штурманской подготовки и натренированности летного состава, лиц группы руководства полетами;
плохое знание руководящим штурманским составом особенностей навигационной обстановки и недостатков навигационного оборудования района полетов, негативно влияющих на состояние БзП в штурманском отношении;
нарушения требований нормативных документов к структуре воздушного пространства при разработке документов аэронавигационной информации (далее именуется - АНИ);
нарушения требований служебных документов, определяющих порядок организации обеспечения аэронавигационной информацией;
нарушения требований служебных документов, устанавливающих порядок и нормы обеспечения летного состава, лиц группы руководства полетами и расчетов командных пунктов штурманским снаряжением, аэронавигационными и топографическими картами;
отсутствие систематического контроля состояния и исправности прицельно-навигационного оборудования;
нарушения экипажами, лицами группы руководства полетами и расчетами командных пунктов установленных служебными документами порядка и правил воздушной навигации, боевого применения и контроля качества их выполнения;
потеря управления и отсутствие постоянного контроля выполнения полетов органами ОрВД;
нарушение установленных мер безопасности в штурманском отношении.
Предотвращение указанных выше опасных факторов осуществляется:
систематическим анализом состояния БзП в штурманском отношении;
выполнением требований служебных документов, определяющих порядок и правила организации и проведения штурманской подготовки и контроля готовности к полету в штурманском отношении;
повышением профессиональной подготовки и натренированности летного состава по навигации и боевому применению;
проведением мероприятий, направленных на твердое усвоение авиационным персоналом действий экипажа в особых случаях в полете;
совершенствованием системы штурманского обеспечения и обеспечения АНИ.
Перечень основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в штурманском обеспечении полетов изложен в приложении N 7 к настоящему Руководству.
Приложения к Руководству по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации (РПАП-2002).
Приложение N1.
Перечень рекомендуемых мероприятий по предотвращению авиационных происшествий.
В объединении.
Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:
разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий.
Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:
разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий;
уточнение правильности расчетов минимальных безопасных высот в районах аэродромов - ежегодно.
Из-за сваливания и срыва в штопор:
разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий;
анализ качества техники пилотирования руководящего состава объединения, соединений и отдельных частей по материалам объективного контроля - 1 раз в месяц.
Из-за ошибок на взлете и посадке:
разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий;
анализ состояния метеообеспечения и меры по повышению его качества - 1 раз в месяц.
Из-за превышения эксплуатационных ограничений:
разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий.
Из-за ошибок в ходе выполнения боевых стрельб и летно-тактических учений:
разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий;
организация проведения летных смен с использованием воздушных судов - постановщиков помех и в условиях ограниченного радиообмена в период подготовки к летно-тактическому учению.
В соединении.
Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:
обеспечение командных пунктов частей прямыми связями с районным центром единой системы ОрВД.
Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:
проверка знания района полетов у летного состава, лиц группы руководства полетами, расчетов командных пунктов, а также порядка расчета минимальных безопасных высот - не реже 1 раза в год.
Из-за сваливания и срыва в штопор:
проверка инструкторов в практических полетах для определения уровня летно-методических навыков - 1 раз в год;
анализ качества техники пилотирования руководящего состава соединения по материалам объективного контроля - 1 раз в месяц.
Из-за попадания в опасные явления погоды:
проведение занятий по анализу АП и серьезных АИ, связанных с неправильной оценкой погоды руководящим составам - 2 раза в год.
Из-за ошибок в ходе выполнения боевых стрельб и летно-тактических учений:
занятия по анализу АП и серьезных АИ, происшедших при выполнении боевых стрельб и летно-тактических учений, с летным составом и лицами группы руководства полетами, расчетами командных пунктов в период подготовки к летно-тактическому учению.
В авиационной части.
Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:
проведение семинара по анализу АП и серьезных АИ перед групповыми полетами - не реже 2 раз в год;
проведение показного тренажа "пеший по-летному" с руководящим составом - не реже 1 раза в год;
проведение тренажа "пеший по-летному" по упражнениям плановой таблицы в период предварительной подготовки.
Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:
проведение семинара по изучению причин АП и серьезных АИ с личным составом, группой руководства полетами, руководителями полетов на полигоне - 1 раз в период обучения;
уточнение порядка использования радиолокационных средств, установленных на командно-диспетчерских, командных пунктах - ежегодно.
Из-за сваливания и срыва в штопор:
анализ качества техники пилотирования руководящего летного состава части по материалам объективного контроля - 1 раз в месяц.
Из-за попадания в опасные явления погоды:
проведение практических занятий с летным составом и группой руководства полетами по методике оценки погодных условий, проведения разведки и доразведки погоды - 1 раз в период обучения.
Из-за превышения эксплуатационных ограничений:
проведение семинара по анализу АП и серьезных АИ, происшедших из-за превышения ограничений, - 1 раз в период обучения.
Из-за ошибок в ходе учений:
проведение летучек и групповых упражнений в соответствии с темой летно-тактического учения и отработкой вопросов БзП непосредственно перед полетами;
определение порядка эшелонирования и захода на посадку воздушных судов, участвующих в летно-тактических учениях.
Из-за попадания вертолетов в левое самопроизвольное вращение:
специальные занятия по безопасности полетов - 1 раз в период обучения;
тренажи с летным составом - ежемесячно.
Заместителям командира авиационной части.
Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:
определение мер безопасности в методических разработках на всех этапах полета по предотвращению опасных сближений и столкновений - ежегодно.
Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:
проведение тренажей с группой руководства полетами по использованию высотомеров и выносных индикаторов системы посадки - в дни предварительной подготовки.
Из-за сваливания и срыва в штопор:
проведение занятий по изучению физического смысла маневренных возможностей воздушных судов с практическими расчетами - 2 раза в год;
проведение семинара по анализу АП и серьезных АИ за последние 5 лет - 2 раза в год.
Из-за попадания в опасные явления погоды:
уточнение в методических схемах порядка проведения разведки погоды, определение граничных значений метеоэлементов для каждого задания - 1 раз в год;
проверка состояния метеоприборов - 1 раз в квартал;
проведение комплексных тренажей с лицами ГРП по действиям при ухудшении погоды - в день предварительной подготовки 1 раз в месяц.
Из-за ошибок на взлете и посадке:
проведение занятий по анализу АП и серьезных АИ за последние 5 лет из-за ошибок на взлете и посадке - 1 раз в год.
Из-за превышения эксплуатационных ограничений:
проведение занятий и прием зачетов по знанию физической сущности эксплуатационных ограничений - 1 раз в период;
анализ и оценка правильности эксплуатации авиационной техники на земле и в воздухе по материалам объективного контроля - после летного дня (ночи);
проведение тренажей на авиационной технике по закрытию фонарей - в парковые дни.
Начальникам служб авиационной части.
Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:
прием зачетов у лиц группы руководства полетами и расчетов командных пунктов по правилам эшелонирования - 2 раза в год;
проведение тренажей с лицами группы руководства полетами, расчетами командных пунктов по эшелонированию - ежемесячно;
контроль учета поправок на высотомерах;
нанесение эшелонов воздушных трасс, обозначенных на индикаторах кругового обзора радиолокационных станций;
проведение тренажей с лицами группы руководства полетами по формированию потока воздушных судов для завода на посадку перед каждыми полетами.
Из-за столкновений с рельефом местности:
проведение семинара с летным составом и лицами группы руководства полетами по мерам безопасности при полетах в горно-холмистой местности - 2 раза в год;
нанесение секторов минимально безопасных высот на планшеты и индикаторы кругового обзора, проверка наличия схем секторов закрытия радиолокационных станций.
Из-за ошибок в ходе выполнения боевых стрельб и летно-тактических упражнений:
изучение с летным составом, расчетами командных пунктов и группой руководства полетами указаний по обеспечению БзП на учениях и проверках боевой готовности.
Командирам авиационных эскадрилий.
Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:
выявление летчиков, допускающих ошибки, определение натренированности, установление максимальных перерывов в групповых полетах с последующим докладом на методическом совете - не реже 1 раза в год;
прием зачетов по правилам групповых полетов - 2 раза в год;
проведение тренажей по порядку ведения осмотрительности и правильным действиям при потере ведущего на предварительной подготовке и перед полетами.
Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:
прием зачетов у летного состава по правилам визуального полета и порядку перехода к приборному - 2 раза в год.
Из-за сваливания и срыва в штопор:
проведение тренажей по определению признаков сваливания и глубокой спирали и действиям при этом - в дни предварительной подготовки;
проведение семинара по особенностям устойчивости и управляемости воздушного судна - 2 раза в год;
оценка натренированности летного состава в выполнении сложного (высшего) пилотажа по материалам объективного контроля с последующим докладом на методическом совете - 1 раз в год.
Приложение N 2.
Перечень разрабатываемых документов и проводимых мероприятий.
N Наименование докумен- Частота разработки (проведения) Основание
п/п та, мероприятия - для разра-
- - год период квартал месяц ботки
1 2 3 4 5 6 7
В федеральных органах
исполнительной власти,
видах и родах войск - - - - - -
Вооруженных Сил
Российской Федерации - - - - - -
1 Программа предот- + - - - РПАП
- вращения авиационных
- происшествий
2 Конференция по безо- + РПАП
- пасности полетов
- Приказ с оценкой орга- + Указания
- низаторской роли долж- федерально-
- ностных лиц по пре- го органа
- дотвращению авиаци- исполни-
- онных происшествий тельной вла-
- - сти
4 Раздел подведения ито- + Указания
- гов по оценке состояния федерально-
- безопасности полетов го органа
- - исполни-
- - тельной вла-
- - сти
5 Разбор авиационных + ПРАПИ
- инцидентов
6 Периодический анализ + РПАП
- надежности авиацион-
- ной техники
7 Материалы показатель- + РПАП
- ных специальных заня-
- тий по безопасности по-
- летов
8 План мероприятий по + РПАП
- обеспечению безопасно-
- сти полетов
00:04 01.03
Лента новостей |
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |