Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейПриказ Министра обороны Российской Федерации от...

Приказ Министра обороны Российской Федерации от...

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г.

N 390 г. Москва "Об утверждении Руководства по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации".

Часть 5.

63. Наиболее часто повторяющимися опасными факторами в аэродромно-техническом обеспечении полетов являются:

неудовлетворительное содержание и подготовка взлетно-посадочных полос (далее именуется - ВПП), рулежных дорожек, централизованных заправок, мест стоянок и других объектов аэродромов к полетам;

нарушения в организации приема, хранения и контроля качества материальных средств, прежде всего горючего и смазочных материалов;

недостатки в эксплуатации средств аэродромно-технического обслуживания воздушных судов и в работе зарядно-аккумуляторных станций;

повреждения (поломки) воздушных судов в результате движения и маневрирования на аэродроме средств наземного обеспечения полетов;

дорожно-транспортные происшествия на аэродроме по вине личного состава;

отказы в электроснабжении аэродрома в процессе полетов.

Предотвращение указанных опасных факторов осуществляется:

своевременным и качественным ремонтом искусственных покрытий ВПП, рулежных дорожек, мест стоянок и грунтовой части летной полосы;

выполнением маркировки элементов летного поля и полос воздушных подходов;

строгим контролем за содержанием боковых и концевых полос безопасности, технической исправности и правильности размещения аэродромных аварийных тормозных установок и состояния площадок аварийного торможения за ними;

соблюдением методики подготовки и приема аэродрома к полетам;

оборудованием групп отстойных и расходных резервуаров горючего на складах горючего и смазочных материалов в соответствии с требованиями действующих служебных документов;

выполнением аэродромного контроля (проверка состояния средств заправки и фильтрования, слива отстоя, контроль чистоты горючего и документальная проверка его качества);

соблюдением технологической схемы обеспечения чистоты авиационного горючего на складах;

исключением случаев подачи к заправке воздушных судов некондиционных топлива, масел, спецжидкостей и газов;

соблюдением технологии дозирования противокристаллизационных жидкостей в топливо, правил приготовления маслосмесей, технологии контроля их качества перед заправкой воздушного судна;

исключением случаев нарушения технологии регламентных работ на бортовых авиационных аккумуляторах на зарядно-аккумуляторных станциях, а также порядок приема и выдачи их с зарядно-аккумуляторных станций;

знанием и соблюдением маршрутов движения личного состава и техники по летному полю аэродрома, правил подъезда, маневрирования, буксировки и установки средств наземного обеспечения у воздушных судов;

своевременным обслуживанием и содержанием в исправном состоянии внутренних и наружных электросетей (подстанций, распределительных устройств, воздушных и кабельных линий) и электроприемников служебных технических застроек аэродрома.

Перечень основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в аэродромно-техническом обеспечении полетов, изложен в приложении N 4 к настоящему Руководству.

64. Основными опасными факторами в связи и радиотехническом обеспечении полетов являются:

ошибки операторов радиолокационных станций, радиолокационных систем посадки, автоматических радиопеленгаторов в выдаче данных летным экипажам и лицам группы руководства полетами;

прекращение выдачи радиолокационной информации на рабочие места пунктов управления авиацией в течение трех и более оборотов антенны подряд. Прекращение выдачи радиолокационной информации на конечном этапе наведения;

пропуск операторами радиолокационных станций, радиолокационных систем посадки, автоматических радиопеленгаторов сигнала "тревога" или задержка с выдачей информации о сигнале "бедствие" более двух минут;

неграмотные действия личного состава по включению и переключению средств связи и радиотехнического обеспечения полетов, приводящие к прекращению передачи информации (к ее искажению) летным экипажам и лицам группы руководства полетами;

отказы в системе электропитания средств связи и радиотехнического обеспечения полетов, несвоевременное включение автономных источников питания;

нарушения в оборудовании рабочих мест лиц группы руководства полетами на командно-диспетчерских, командных пунктах и их эксплуатации;

развертывание средств связи и радиотехнического обеспечения полетов на аэродроме с отклонениями от типовой схемы;

использование для обеспечения полетов непроверенных летным контролем средств связи и радиотехнического обеспечения полетов.

Предотвращение указанных опасных факторов осуществляется:

повышением уровня профессиональной подготовки и натренированности личного состава;

постоянным контролем готовности личного состава к выполнению своих функциональных обязанностей, в том числе и в экстремальных ситуациях;

повышением качества подготовки средств связи и радиотехнического обеспечения полетов;

совершенствованием (многократным резервированием) системы энергоснабжения объектов управления, навигации и посадки воздушных судов;

организацией постоянного контроля технической исправности и правильности эксплуатации средств связи и радиотехнического обеспечения полетов;

выполнением мероприятий по предупреждению наиболее часто повторяющихся отказов средств связи и радиотехнического обеспечения полетов;

обеспечение строгого выполнения требований нормативных и эксплуатационных документов по оборудованию пунктов управления авиацией.

Перечень основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в связи и радиотехническом обеспечении полетов изложен в приложении N 5 к настоящему Руководству.

65. Наиболее часто повторяющимися опасными факторами в метеорологическом и орнитологическом обеспечении полетов являются:

ошибки в прогнозах погоды и несвоевременное информирование лиц группы руководства полетами и летного состава об опасных явлениях погоды, несвоевременное вручение руководителю полетов бланка штормового предупреждения об опасных явлениях погоды;

пренебрежение сложными метеоусловиями руководящим летным составом и лицами группы руководства полетами, выпуск в полет экипажей в метеоусловиях, не соответствующих уровню их подготовки и характеру выполняемых полетных заданий;

неудовлетворительная организация проведения радиолокационной и воздушной разведки погоды, необъективная информация о погоде от летных экипажей;

неграмотные действия экипажей при попадании в усложненные для их полетного задания метеоусловия;

неудовлетворительное орнитологическое обеспечение полетов;

несоответствие технической оснащенности аэродрома установленному метеоминимуму.

Предотвращение опасных факторов осуществляется:

требованием от метеоспециалистов четкого и безупречного выполнения служебных документов по метеорологическому и орнитологическому обеспечению полетов, организацией постоянного совершенствования профессионального мастерства метеоспециалистов;

обучением руководящего летного состава, экипажей разведчиков погоды, руководителей полетов умению проводить оценку и анализ метеообстановки, расчеты опасных явлений погоды, грамотным действиям при ухудшении погоды или попадании в зоны с опасными явлениями погоды;

повышением объективности, полноты и своевременности проведения радиолокационной, воздушной разведки и доразведки погоды;

принятием своевременных мер в объединении по совершенствованию системы обмена метеоинформацией между метеоподразделениями с обязательным и своевременным доведением этой информации до расчетов командных пунктов, органов ОрВД, лиц группы руководства полетами и командиров;

обеспечением метеорологических подразделений необходимыми каналами связи с метеостанциями штормового кольца согласно служебным документам;

повышением роли и ответственности командных пунктов и метеобюро объединений контролю соответствия метеоусловий задачам на планируемые полеты;

оборудованием аэродромов техническими средствами обеспечения полетов, особенно средствами объективного контроля за высотой облаков и видимостью, а также средствами отпугивания птиц.

Перечень основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в метеорологическом и орнитологическом обеспечении полетов изложен в приложении N 6 к настоящему Руководству.

66. Основные вопросы методики выполнения работ по предотвращению АП и АИ, связанных с состоянием здоровья и работоспособностью летного состава при организации и выполнении полетов, изложены в служебных документах.

Наиболее часто повторяющимися опасными в медицинском обеспечении полетов являются:

вылет экипажа без медицинского допуска к полетам;

вылет членов экипажа в болезненном состоянии;

вылет членов экипажа с истекшим сроком врачебно-летной комиссии;

выполнение полета экипажем без специального снаряжения, соответствующего условиям полета;

превышение экипажем норм налета в летную смену;

нарушение экипажем режимов труда, отдыха и питания перед полетом;

употребление летным экипажем алкогольных напитков накануне или в день полета;

неправильная эксплуатация и неисправности защитного снаряжения и обмундирования;

отсутствие санитарного транспорта на аэродроме во время полетов;

резкое снижение работоспособности летчика (члена экипажа);

случаи травмирования (ранения) членов экипажа (пассажиров);

потеря экипажем воздушного судна пространственной ориентировки;

потеря экипажем визуальной ориентировки;

разгерметизация (разрушение или открытие дверей, люков, срыв фонаря) кабины летчика;

пожар на борту воздушного судна;

заправка воздушного судна некондиционными газами.

Предотвращение указанных опасных факторов осуществляется:

отбором лиц по состоянию здоровья и индивидуальным психологическим особенностям, годных к летному обучению и переучиванию на новые типы воздушных судов;

проведением врачебно-летной экспертизы;

динамическим врачебным наблюдением за состоянием здоровья летного состава в межкомиссионный период;

медицинским контролем за состоянием здоровья летного состава и лицами группы руководства полетами в период подготовки и проведения полетов;

контролем соблюдения установленного режима труда, отдыха и питания;

подбором размеров, ростовок и подгонкой индивидуальных средств защиты от воздействия неблагоприятных факторов полета;

участием в проведении психофизиологической подготовки и специальных тренировок летного состава к действиям в особых случаях в полете;

контролем качества медицинского кислорода и других газов, предназначенных для использования в полете;

участием совместно с другими специалистами в определении эргономических недостатков систем индикации, сигнализации, управления, жизнеобеспечения и спасения, оказывающих отрицательное влияние на взаимодействие человека с техникой и приводящих к возникновению особых ситуаций;

изучением причин ошибочных действий летчиков в полете;

подготовкой летного состава по вопросам авиационной медицины.

Результаты изучения АП и АИ систематически анализируются и обобщаются с целью разработки профилактических мероприятий.

67. Основными опасными факторами в штурманском обеспечении и обеспечении аэронавигационной информацией являются:

поверхностный анализ состояния БзП в штурманском отношении;

нарушения требований служебных документов по вопросам обеспечения БзП в штурманском отношении;

поверхностный анализ уровня штурманской подготовки и натренированности летного состава, лиц группы руководства полетами;

плохое знание руководящим штурманским составом особенностей навигационной обстановки и недостатков навигационного оборудования района полетов, негативно влияющих на состояние БзП в штурманском отношении;

нарушения требований нормативных документов к структуре воздушного пространства при разработке документов аэронавигационной информации (далее именуется - АНИ);

нарушения требований служебных документов, определяющих порядок организации обеспечения аэронавигационной информацией;

нарушения требований служебных документов, устанавливающих порядок и нормы обеспечения летного состава, лиц группы руководства полетами и расчетов командных пунктов штурманским снаряжением, аэронавигационными и топографическими картами;

отсутствие систематического контроля состояния и исправности прицельно-навигационного оборудования;

нарушения экипажами, лицами группы руководства полетами и расчетами командных пунктов установленных служебными документами порядка и правил воздушной навигации, боевого применения и контроля качества их выполнения;

потеря управления и отсутствие постоянного контроля выполнения полетов органами ОрВД;

нарушение установленных мер безопасности в штурманском отношении.

Предотвращение указанных выше опасных факторов осуществляется:

систематическим анализом состояния БзП в штурманском отношении;

выполнением требований служебных документов, определяющих порядок и правила организации и проведения штурманской подготовки и контроля готовности к полету в штурманском отношении;

повышением профессиональной подготовки и натренированности летного состава по навигации и боевому применению;

проведением мероприятий, направленных на твердое усвоение авиационным персоналом действий экипажа в особых случаях в полете;

совершенствованием системы штурманского обеспечения и обеспечения АНИ.

Перечень основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в штурманском обеспечении полетов изложен в приложении N 7 к настоящему Руководству.

Приложения к Руководству по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации (РПАП-2002).

Приложение N1.

Перечень рекомендуемых мероприятий по предотвращению авиационных происшествий.

В объединении.

Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:

разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий.

Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:

разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий;

уточнение правильности расчетов минимальных безопасных высот в районах аэродромов - ежегодно.

Из-за сваливания и срыва в штопор:

разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий;

анализ качества техники пилотирования руководящего состава объединения, соединений и отдельных частей по материалам объективного контроля - 1 раз в месяц.

Из-за ошибок на взлете и посадке:

разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий;

анализ состояния метеообеспечения и меры по повышению его качества - 1 раз в месяц.

Из-за превышения эксплуатационных ограничений:

разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий.

Из-за ошибок в ходе выполнения боевых стрельб и летно-тактических учений:

разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий;

организация проведения летных смен с использованием воздушных судов - постановщиков помех и в условиях ограниченного радиообмена в период подготовки к летно-тактическому учению.

В соединении.

Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:

обеспечение командных пунктов частей прямыми связями с районным центром единой системы ОрВД.

Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:

проверка знания района полетов у летного состава, лиц группы руководства полетами, расчетов командных пунктов, а также порядка расчета минимальных безопасных высот - не реже 1 раза в год.

Из-за сваливания и срыва в штопор:

проверка инструкторов в практических полетах для определения уровня летно-методических навыков - 1 раз в год;

анализ качества техники пилотирования руководящего состава соединения по материалам объективного контроля - 1 раз в месяц.

Из-за попадания в опасные явления погоды:

проведение занятий по анализу АП и серьезных АИ, связанных с неправильной оценкой погоды руководящим составам - 2 раза в год.

Из-за ошибок в ходе выполнения боевых стрельб и летно-тактических учений:

занятия по анализу АП и серьезных АИ, происшедших при выполнении боевых стрельб и летно-тактических учений, с летным составом и лицами группы руководства полетами, расчетами командных пунктов в период подготовки к летно-тактическому учению.

В авиационной части.

Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:

проведение семинара по анализу АП и серьезных АИ перед групповыми полетами - не реже 2 раз в год;

проведение показного тренажа "пеший по-летному" с руководящим составом - не реже 1 раза в год;

проведение тренажа "пеший по-летному" по упражнениям плановой таблицы в период предварительной подготовки.

Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:

проведение семинара по изучению причин АП и серьезных АИ с личным составом, группой руководства полетами, руководителями полетов на полигоне - 1 раз в период обучения;

уточнение порядка использования радиолокационных средств, установленных на командно-диспетчерских, командных пунктах - ежегодно.

Из-за сваливания и срыва в штопор:

анализ качества техники пилотирования руководящего летного состава части по материалам объективного контроля - 1 раз в месяц.

Из-за попадания в опасные явления погоды:

проведение практических занятий с летным составом и группой руководства полетами по методике оценки погодных условий, проведения разведки и доразведки погоды - 1 раз в период обучения.

Из-за превышения эксплуатационных ограничений:

проведение семинара по анализу АП и серьезных АИ, происшедших из-за превышения ограничений, - 1 раз в период обучения.

Из-за ошибок в ходе учений:

проведение летучек и групповых упражнений в соответствии с темой летно-тактического учения и отработкой вопросов БзП непосредственно перед полетами;

определение порядка эшелонирования и захода на посадку воздушных судов, участвующих в летно-тактических учениях.

Из-за попадания вертолетов в левое самопроизвольное вращение:

специальные занятия по безопасности полетов - 1 раз в период обучения;

тренажи с летным составом - ежемесячно.

Заместителям командира авиационной части.

Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:

определение мер безопасности в методических разработках на всех этапах полета по предотвращению опасных сближений и столкновений - ежегодно.

Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:

проведение тренажей с группой руководства полетами по использованию высотомеров и выносных индикаторов системы посадки - в дни предварительной подготовки.

Из-за сваливания и срыва в штопор:

проведение занятий по изучению физического смысла маневренных возможностей воздушных судов с практическими расчетами - 2 раза в год;

проведение семинара по анализу АП и серьезных АИ за последние 5 лет - 2 раза в год.

Из-за попадания в опасные явления погоды:

уточнение в методических схемах порядка проведения разведки погоды, определение граничных значений метеоэлементов для каждого задания - 1 раз в год;

проверка состояния метеоприборов - 1 раз в квартал;

проведение комплексных тренажей с лицами ГРП по действиям при ухудшении погоды - в день предварительной подготовки 1 раз в месяц.

Из-за ошибок на взлете и посадке:

проведение занятий по анализу АП и серьезных АИ за последние 5 лет из-за ошибок на взлете и посадке - 1 раз в год.

Из-за превышения эксплуатационных ограничений:

проведение занятий и прием зачетов по знанию физической сущности эксплуатационных ограничений - 1 раз в период;

анализ и оценка правильности эксплуатации авиационной техники на земле и в воздухе по материалам объективного контроля - после летного дня (ночи);

проведение тренажей на авиационной технике по закрытию фонарей - в парковые дни.

Начальникам служб авиационной части.

Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:

прием зачетов у лиц группы руководства полетами и расчетов командных пунктов по правилам эшелонирования - 2 раза в год;

проведение тренажей с лицами группы руководства полетами, расчетами командных пунктов по эшелонированию - ежемесячно;

контроль учета поправок на высотомерах;

нанесение эшелонов воздушных трасс, обозначенных на индикаторах кругового обзора радиолокационных станций;

проведение тренажей с лицами группы руководства полетами по формированию потока воздушных судов для завода на посадку перед каждыми полетами.

Из-за столкновений с рельефом местности:

проведение семинара с летным составом и лицами группы руководства полетами по мерам безопасности при полетах в горно-холмистой местности - 2 раза в год;

нанесение секторов минимально безопасных высот на планшеты и индикаторы кругового обзора, проверка наличия схем секторов закрытия радиолокационных станций.

Из-за ошибок в ходе выполнения боевых стрельб и летно-тактических упражнений:

изучение с летным составом, расчетами командных пунктов и группой руководства полетами указаний по обеспечению БзП на учениях и проверках боевой готовности.

Командирам авиационных эскадрилий.

Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:

выявление летчиков, допускающих ошибки, определение натренированности, установление максимальных перерывов в групповых полетах с последующим докладом на методическом совете - не реже 1 раза в год;

прием зачетов по правилам групповых полетов - 2 раза в год;

проведение тренажей по порядку ведения осмотрительности и правильным действиям при потере ведущего на предварительной подготовке и перед полетами.

Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:

прием зачетов у летного состава по правилам визуального полета и порядку перехода к приборному - 2 раза в год.

Из-за сваливания и срыва в штопор:

проведение тренажей по определению признаков сваливания и глубокой спирали и действиям при этом - в дни предварительной подготовки;

проведение семинара по особенностям устойчивости и управляемости воздушного судна - 2 раза в год;

оценка натренированности летного состава в выполнении сложного (высшего) пилотажа по материалам объективного контроля с последующим докладом на методическом совете - 1 раз в год.

Приложение N 2.

Перечень разрабатываемых документов и проводимых мероприятий.

N Наименование докумен- Частота разработки (проведения) Основание

п/п та, мероприятия - для разра-

- - год период квартал месяц ботки

1 2 3 4 5 6 7

В федеральных органах

исполнительной власти,

видах и родах войск - - - - - -

Вооруженных Сил

Российской Федерации - - - - - -

1 Программа предот- + - - - РПАП

- вращения авиационных

- происшествий

2 Конференция по безо- + РПАП

- пасности полетов

- Приказ с оценкой орга- + Указания

- низаторской роли долж- федерально-

- ностных лиц по пре- го органа

- дотвращению авиаци- исполни-

- онных происшествий тельной вла-

- - сти

4 Раздел подведения ито- + Указания

- гов по оценке состояния федерально-

- безопасности полетов го органа

- - исполни-

- - тельной вла-

- - сти

5 Разбор авиационных + ПРАПИ

- инцидентов

6 Периодический анализ + РПАП

- надежности авиацион-

- ной техники

7 Материалы показатель- + РПАП

- ных специальных заня-

- тий по безопасности по-

- летов

8 План мероприятий по + РПАП

- обеспечению безопасно-

- сти полетов

  00:04 01.03  


  Лента новостей


  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU