Архив новостей → Борис Немцов прозрел и больше не хочет быть в...
Борис Немцов прозрел и больше не хочет быть в особо приближенных к главе государства.
- Борис Ефимович, когда мы видели по телевизору Клинтона, то все восемь лет его президентства он вроде бы и не работал: то бегал трусцой, то обнимался с Моникой Левински. Но США за время, что он правил, стали еще сильнее экономически. У нас же все политики и начальники всех уровней, если судить по их появлению на экранах телевизоров, работают все 24 часа в сутки. Даже не отдыхают: не спят, в баню не ходят, с девушками не встречаются, спортом не занимаются...
- Что касается меня, то я время для отдыха нахожу. Вот недавно был в Австрии, катался с нашим Президентом на горных лыжах.
- Вы считаете, что только когда Путин позовет, надо заниматься спортом?
- Нет, так не считаю. Каждые выходные хожу в баню. Раз в неделю играю в теннис.
- А дзюдо осваиваете?
- Мне уже поздно.
- Но если Президент попросит? Ведь у нас в стране модно подражать начальнику.
- Такое поветрие есть. Но ко мне это не относится. Теннисом я занимался, когда еще с Ельциным даже знаком не был. Хотя в угоду ему многие тогда за ракетку взялись. Только что же в этом плохого? К спорту люди потянулись. Я их не осуждаю. И горными лыжами начал увлекаться давно, когда еще никто у нас не знал, что Путин станет Президентом. Каждый отпуск летом с семьей уезжаю отдыхать в Сочи, где нравится выходить в море на водных лыжах. Кстати, и жена Раиса, и дочь Жанна этим увлекаются с давних-давних пор.
А по телевизору это не показывают у нас, чтобы не злить людей. Ведь жизнь в Америке и в России - это две большие разницы.
- А вы богатый человек?
- В каком смысле богатый? Я зарабатываю приличные деньги. Читаю лекции за рубежом, у меня вышли книги. Мой достаток выше, чем у среднего россиянина, и гораздо меньше, чем у крупного бизнесмена.
- Когда вы уехали в Москву из Нижнего Новгорода работать в Правительство, то объявили, что все чиновники должны с иномарок пересесть на отечественные "Волги". На какой машине вы сами сейчас ездите?
- Вот к вам на встречу приехал на "Волге".
- Это здесь, в Нижнем Новгороде. А в Москве?
- А в Москве на "БМВ" отечественной сборки.
- У вас в личной собственности есть автомобиль?
- Нет. В свое время, став губернатором Нижегородской области, я научился водить машину, но собственного автомобиля до сих пор не имею.
- Борис Ефимович, у прежнего президента страны вы были фаворитом. Он даже вас то ли в шутку, то ли всерьез называл своим преемником. У нынешнего Президента вы вроде не в милости. Почему?
- А я у него не работаю. Я самостоятельный, независимый человек. Возглавляю в Государственной Думе фракцию Союза правых сил. И я считаю, что не надо Президенту смотреть в рот, как это у нас всегда водится: раз начальник, то и прав. Важнее, мне кажется, отстаивать базовые идеологические принципы. Их всего два.
Первый. Для динамичного развития страны необходимо, чтобы сохранялась свобода и были защищены права собственности. Причем защищенность эта должна быть как у владельца квартиры и земельного участка в шесть соток, так и у хозяина ларька, магазина, завода.
Второе. Вот все говорят об усилении государства. Но ведь государство у нас пока еще очень слабое. Судебная система хромает, прокуратура зачастую служит не требованиям закона, а выполняет политическую функцию... Бюрократия малоквалифицированна, а ее представители - чиновники - пытаются зажать инициативных людей! Хотя вся надежда России, ее будущее зависит как раз от этих инициативных людей. Вот их-то власть и должна оградить от ретивых чиновников, но она пока с этим явно не справляется.
- И что вы предлагаете?
- Очень простые вещи. Надо сократить размножившееся число чиновников, чтобы сделать бюрократию более компактной. Надежда здесь как раз на людей, которые не связаны с государством. Именно они это могут сделать. Те люди, которые самостоятельно выпускают автомобили, организуют торговлю, издают свои газеты. А когда говорят, что для усиления государства надо создать еще одно министерство или комитет, то это путь в никуда.
- А наш Президент этого не знает? Ему некому все это объяснить? Вы ведь с ним встречаетесь, но, видно, не говорите того, что надо бы. Вам удобнее критиковать его с экрана телевизора, через газету?
- Нет, когда мы встречаемся один на один, я ему говорю все. Но не скрываю свою позицию и от избирателей. А почему я ее должен скрывать? Ну, например, мы в последнюю нашу встречу обсуждали план урегулирования ситуации в Чечне.
Ведь очевидно, что там надо кардинально менять отношение по всем позициям. За полтора года проводимой операции три тысячи погибших солдат и офицеров, девять тысяч раненых, искалеченных. Десятки тысяч убитых мирных жителей. При этом похищения людей продолжаются, а Хаттаб и Басаев на свободе. И никакого конституционного порядка там, естественно, нет.
Сейчас в Чечне крайне дестабилизирующая организация управления. Там фактически нет главного, кто бы за все отвечал. В республике управляют десять разных начальников. Но, как говорится, у семи нянек дитя без глазу, а у десяти - без рук и головы.
- А как вы хотите сделать?
- Пункт первый. Всю власть - финансовую, административную, военную, гражданскую - сосредоточить в руках одного человека, генерал-губернатора. Технически это исполняется так. Чечня объявляется восьмым федеральным округом, которых у нас сейчас семь. Назначается полномочный представитель Президента России в ранге генерал-губернатора. Желательно не чеченец. Но пользующийся авторитетом у военных, имеющий доверие Президента, обладающий собственной силой воли.
Пункт второй. Этот генерал-губернатор должен вести в Чечне все переговоры. В том числе о сложении оружия, прекращении боевых действий и так далее. Если у него ничего не получится, то с 2003 года надо разделить Чечню на две части: равнинную и горную. Построить между ними границу, отгородив таким образом горную часть не только от равнинной, но и от Ингушетии, Дагестана, Грузии. Укрепив здесь границу, мы отделим от России и главный очаг терроризма.
- А вы не наступаете таким образом во второй раз на грабли? Ведь была еще во время вашего губернаторства в Нижнем Новгороде при Ельцине попытка вмешаться в дела Чечни. Тогда вы организовали миллион подписей россиян за мирное урегулирование там конфликта, чем вызвали недовольство Кремля. Теперь вы снова как бы поучаете - теперь уже Путина. Не боитесь, что он совсем вас отлучит от себя?
- Я не считаю, что надо быть в особо приближенных к главе государства. Для меня независимость дороже, чем благосклонность начальства.
Однако справедливости ради надо все-таки сказать, что тот миллион подписей нижегородцев, которые были собраны в начале 1996 года, в существенной мере повлияли на решение Ельцина о прекращении боевых действий в Чечне. Если вы помните, мы все эти подписи отдали в мае, а уже в августе было подписано мирное соглашение.
- Вот вы сейчас обещаете рай предпринимателям, трудную жизнь чиновникам, а когда вдруг получите власть в свои руки, будет все по-другому. Хотя на Союз правых сил надеются многие, да все равно кое-кто страшится...
- Напрасно, нас бояться не надо. Ведь нашими коллегами на Западе являются, например, христианско-демократический союз в Германии, консерваторы - в Великобритании, демократы - в США. Все эти партии, когда приходили к власти, жизнь населения в этих странах улучшали. Поскольку законы экономические и социальные универсальны, то и правая партия у нас в стране будет гарантией того, что страна выйдет из кризиса.
- Много разговоров ходит о вашем разладе с Кириенко. Хотя ни вы, ни он об этом вслух не говорите. Но ведь, бывая в Нижнем Новгороде, вы публично нигде за семь месяцев его работы полпредом вместе ни разу не засветились. Как вы это прокомментируете?
- Я понял ваш вопрос. В ближайшее время вы нас обоих увидите вместе на экранах телевизоров.
- Кириенко живет в Нижнем Новгороде. Вы, когда приезжаете, заглядываете к нему домой в гости? А может, в ресторане ужинаете, в баньке паритесь, на концерты ходите?
- Нет, таких встреч на бытовом уровне у нас не бывает.
- Странно. Путин со Шредером могут сходить в пивную, по рюмочке пропустить, их при этом по телевизору показывают. И ничего предосудительного никто в этом не видит. Вы вообще-то встречаетесь?
- Конечно. Вот буквально на днях обсуждали ситуацию с предстоящими выборами нижегородского губернатора.
- На прошлых выборах во втором туре встретились Скляров и бывший первый секретарь обкома КПСС Ходырев. На предстоящих выборах эта ситуация может снова повториться. Вы чью сторону возьмете?
- Я воздержусь. Пусть сами нижегородцы разбираются.
- А как, на ваш взгляд, у Юрия Лебедева, мэра Нижнего Новгорода, есть шансы быть избранным губернатором?
- Время еще есть, и если он возьмется, то... От него самого многое зависит. Только расслабляться не надо и надеяться, что кто-то за него что-то сделает. Никто, никакие политтехнологи не смогут помочь, если сам политик слаб.
- А позиция Президента на губернаторских выборах важна?
- Конечно. В его руках самый сильный административный ресурс. Но не сильнее воли избирателей. Поэтому кому быть губернатором, будут решать сами нижегородцы.
Беседовал Владимир НОСКОВ, заведующий корпунктом "Российской газеты".
Нижний Новгород.
00:04 03.03
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |