Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейПанадол ушел, зато Санта-Барбара с нами.

Панадол ушел, зато Санта-Барбара с нами.

Фармацевтический рынок России может быть восстановлен только через несколько лет.

НЕДАВНО все основные зарубежные фармацевтические компании, работающие на российском рынке лекарств, подтвердили Минздраву свое намерение не уходить из России. Их решение оставляет надежду на то, что этот рынок не рухнет, хотя нынешняя ситуация с лекарствами вряд ли может хоть кому-нибудь внушить оптимизм.

Ситуация сегодня.

ПО ДАННЫМ Минздрава РФ, ассортимент лекарств в аптеках за последние три месяца сократился более чем в два раза. При этом цены устойчиво растут. Зарубежные медикаменты подорожали в 2,5-3 раза, отечественные - не менее чем на 40 процентов.

Аптеки реализуют главным образом старые запасы, которые стремительно сокращаются. Все чаще поступают сообщения из разных регионов, где исчезают препараты, относящиеся к списку жизненно важных, - это прежде всего средства, применяемые при диабете, астме, туберкулезе, онкологических заболеваниях и заболеваниях крови. Особенно тяжелое положение сложилось в Сибири, на Дальнем Востоке и Севере России с их огромными расстояниями и транспортными проблемами.

По России в целом в семьях с доходом 400 рублей на человека выписанные рецепты не отовариваются в 45 процентах случаев, с доходом 700 рублей - в 30 процентах.

Импорт.

ПО МНЕНИЮ Антона Катлинского, возглавляющего Управление организации обеспечения лекарствами и медтехникой Минздрава РФ, главная причина столь острого лекарственного кризиса - зарубежная ориентация российского фармацевтического рынка. 70 процентов медикаментов закупается за рубежом.

Иностранцы традиционно привыкли работать в режиме кредитных поставок, когда сначала отгружаются лекарства и только потом, в оговоренный контрактом срок, покупатель отдает деньги, причем расплачивается, естественно, рублями. После 17 августа зарубежные компании пострадали вдвойне: во-первых, понесли серьезные убытки из-за резкого падения курса рубля, а во-вторых, сроки выплат по уже совершенным поставкам отодвинулись на неопределенное время. Поток медикаментов в нашу страну немедленно стал усыхать. В первые недели он сократился на 40 процентов, и это сокращение продолжается до сих пор. Сейчас Россия получает меньше половины зарубежных лекарств и лекарственных компонентов, по сравнению с августом.

Можно считать почти чудом, что ни одна серьезная фармацевтическая компания не ушла из России. Более того, как нам стало известно, недавно в Минздраве РФ прошло специальное совещание, в котором участвовали крупные иностранные "операторы рынка". Все они подтвердили свое намерение остаться. Некоторые из них, приостановив в сентябре поставки, в октябре их возобновили.

Но не все докризисные партии лекарств дошли до наших аптек. Сейчас на таможенных складах хранятся медикаменты на сумму в полтора миллиарда долларов - запас на 4-5 месяцев. Деньги на их растаможивание пропали в "проблемных" банках.

Вся беда в том, что сегодня придется разбираться не только с последствиями августовского краха. Кризис лекарственного рынка России начался гораздо раньше. Это только в Москве, самом благополучном регионе, задолженность по кредитам составляет полтора месяца. В других она достигает 5-7 месяцев - то есть долги начали накапливаться еще с весны и начала лета.

Посредники.

ДОРОГОВИЗНА лекарств обязана своим происхождением слишком длинной цепочке посредников между таможней (или складом российского производителя) и аптекой. Пользуясь отсутствием ясных "правил игры", оптовые фирмы без особенного смысла для потребителя передают партии медикаментов друг другу, и пока лекарство дойдет до аптеки, накручивают наценку в 160-200 процентов.

Сами аптеки имеют право на 25-процентную наценку и поэтому заинтересованы в получении дорогих лекарств. Ведь чем дороже препарат, тем большую прибыль с него можно получить.

- Единственный выход из создавшегося положения, - считает Катлинский, - государственное регулирование наценок. На самом деле, такое ограничение уже давно введено, для различных медикаментов максимальная разрешенная наценка составляет от 25 до 85 процентов. К сожалению, реально это ограничение не работает, поскольку нет понятия "базовой цены". Недавно мы разработали и направили в правительство новые, более четкие правила, которые не позволят повысить цену на лекарство по пути от таможни до аптеки более чем на 40 процентов. Это автоматически сделает невыгодной работу промежуточных и на самом деле никому не нужных оптовых звеньев.

Льготы.

ЕЩЕ за полтора-два года до кризиса аптеки стали отказываться от обслуживания части "льготников". К 1997 году уровень отказов достиг уже 30 процентов, сегодня, по разным оценкам, льготникам отказывают в 70-80 процентах случаев.

Пытаясь хоть как-то наладить снабжение "льготной категории" - пенсионеров, ветеранов, инвалидов и т.д., - местные власти часто идут на негласное сокращение списка "льготных" лекарств и вынуждают врачей выписывать медикаменты подешевле. Пример: более дорогой, но и гораздо более эффективный сустак (сердечникам этот препарат хорошо знаком) заменяют нитроглицерином.

Формально большую часть денег на льготные лекарства - около 80 процентов - должны выделять регионы. Но из 89 российских регионов 80 живут на дотацию, а стало быть, закупают не на свои, а на федеральные деньги.

Минздрав предлагает свои пути решения проблемы льготников. Один из них - введение разрешительной системы получения права на льготы, когда льготы даются не автоматически, а лишь по заявлению гражданина. Очень полезным, по мнению сотрудников министерства, может стать "привлечение средств населения". Средства можно "привлекать", например, так: в специальный фонд желающие ежемесячно делают относительно мелкие (10-15 руб.) взносы, чтобы, когда понадобится, получать лекарства бесплатно.

Производство.

ДЛЯ ТОГО чтобы разрешить глобальную ситуацию на лекарственном рынке, в качестве одной из главных мер предлагается поддержка отечественного производителя. Но многие наши фармацевтические предприятия, продукция которых не соответствовала международным стандартам, начали рушиться еще в начале 90-х. Сегодня в подчинении у Минздрава РФ их осталось всего 14.

Прочие выжившие предприятия акционировались и до августа нынешнего года жили довольно сносно. Кризис подкосил их главным образом потому, что работали не на розницу, а по государственным заказам. Оставшись без бюджетных денег, эти предприятия сейчас лихорадочно ищут новые каналы сбыта своей продукции. Таким образом, отечественный производитель, которого следует поддержать, оказался после августа в ситуации, едва ли не худшей, чем зарубежный.

Впрочем, и иностранные фирмы, оказавшись в тяжелой ситуации, начали искать возможности для снижения цен на свою продукцию. Одна из них - производство медикаментов на нашей территории.

Из нескольких сотен зарубежных фармацевтических компаний сейчас по такому пути намерены идти лишь самые крупные.

Чтобы наставить на этот путь остальных участников рынка и таким образом выйти из лекарственного кризиса, по официальным оценкам, потребуется несколько лет. Так что пока гражданам России желательно не болеть.

ВЛАДИМИР ПОКРОВСКИЙ.

  00:04 26.11  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU