Архив новостей → (2).
(2).
НА БАЛКАНАХ КАЖДЫЙ НЕСЧАСТЛИВ ПО-СВОЕМУ.
Этот тезис был сформулирован в греческих средствах массовой информации в виде следующей характеристики: "Используя многонациональный состав страны и историческую память, коммунисты в Сербии добавили национализм к однопартийной системе предыдущего режима с тяжелейшими последствиями, которые привели к самой варварской войне в послевоенной Европе".
В немалой степени образ этнополитических конфликтов в Боснии и Герцеговине, а также в Косове воспринимался в этом контексте в греческом этническом сознании как угроза для Греции, которую "начинают окружать враждебные силы" в лице "скоплевского гегемонизма", "жестокого эгоистичного Запада", "экспансионистского католицизма", "тюрко-исламского шовинизма" и "расширяющегося албанства". При этом два последних элемента образа угрозы в греческом этническом самосознании имеют устойчивый исторический стереотип.
Образ турок и Турции в греческом сознании обусловлен характером взаимоотношений двух народов на протяжении всего исторического периода их сосуществования - многовековым угнетением греков в Османской империи и многочисленными жертвами, понесенными ими в результате сопротивления захватчикам и этнических чисток. Имея в виду особенности общебалканских традиций процесса формирования исторической памяти и высокую степень конфликтности межэтнических и межконфессиональных отношений на полуострове, нет ничего удивительного в крайне чувствительном восприятии греками всего, что касается Турции. Исторически сложившийся образ турка включает такие характеристики, как "грубый", "безжалостный", "неотесанный", "необразованный", "фанатик-шовинист", "азиат".
Не менее негативны по своему содержанию и элементы образа другого соседнего грекам и Греции народа - албанцев, а также и их страны. Исторические реверберации и здесь играют свою роль. Продолжающийся уже несколько десятилетий спор о справедливости принадлежности Северного Эпира (Южной Албании) самой Албании или Греции, а также положение греческого национального меньшинства в Албании способствуют формированию крайне негативного образа албанцев в греческом этническом сознании. В то же время особенностью 90-х годов ХХ века стало усиливающееся сочетание политических и этнических элементов стереотипов во взаимных представлениях народов Балканского полуострова. В первом случае это касается характеристики северо-эпирской проблемы, когда заявлялось, что "Северный Эпир остался заложником в игре в период "холодной войны", как и в случае с порабощенной Тито Македонией, которая была основана в 1945 г. в результате сговора покойного маршала с английскими агентами на Ближнем Востоке".
В определенной степени такое сочетание этнических и политических элементов образа страны было продемонстрировано при оценке событий весной 1997аг. в Албании, переросших в восстание против режима С. Бериши и его Демократической партии. Они характеризовались в греческих средствах массовой информации, традиционно хорошо чувствующих настроения аудитории, в высшей степени положительно и рассматривались не иначе как поставившие вопросы борьбы против угнетения всех, а не только греческого национального меньшинства; развития после социализма и сосуществования не только с греческим меньшинством. Но именно политическая составляющая стереотипа соседней страны в греческом этническом сознании продолжает усиливать представления о ней, как о государстве, которое после пятидесяти лет изоляционизма продолжает оставаться тем, чем было.
В свою очередь исторически сложившиеся стереотипы восприятия греков (как, впрочем, и сербов) в этническом сознании албанцев также не отличаются превалированием положительных черт над конфликтными, а нередко и резко отрицательными. Основной мотивацией в этом является отношение Греции к северо-эпирской проблеме, а также к иммигрантам из Албании. Как самый "безобидный" может быть приведен такой пример высказывания: "Греческий поцелуй превращается в укус". Образы сербов в албанском этническом сознании находятся под сильным влиянием взаимоотношений сербов и албанского национального меньшинства в Сербии, прежде всего в автономном крае Косово.
Чувство внутриэтнической солидарности албанцев Албании и их сородичей в Косове, а также в Республике Македонии имеет отчетливо выраженные черты этноцентризма. Его основой можно считать принцип главенства общеалбанских интересов над существующими территориально-государственными реалиями. Интересной особенностью такого взгляда уже на протяжении долгого времени выступает "извиняющая" аргументация: ввиду преследования существует необходимость в объединении всех балканских албанцев или на этнокультурной, или на этногосударственной основе.
Особенности образов балканских народов в этническом сознании турок в середине и второй половине 90-х годов ХХ века во многом определялись событиями, которые происходили на полуострове, и прежде всего этнополитическими конфликтами на территории бывшей Югославии, территориальным спором с Грецией в Эгейском море и политическими событиями в Албании, происходившими там весной 1997 года.
Парадоксальность восприятия греков как народа и Греции как страны формулировалась рядом исследователей в виде тезиса: "Греки - хорошие, а (их) государство или правительство - параноидальное и плохое". Подобный подход обусловил и соответствующую динамику усиления негативных и положительных характеристик при восприятии греков в конкретных условиях 90-х годов: при обострении отношений между Анкарой и Афинами начинали превалировать такие определения греков, как "предатели", "туркофобы", "параноики" и "испорченные дети" Европы, а в относительно мирные моменты взаимоотношений Турции и Греции, наоборот, использовались положительные определения типа "друзья" и т.д. Дихотомия между восприятием греков и Греции в этническом сознании турок, тем не менее, не снимала общего враждебного отношения к ним.
Совершенно иная ситуация сложилась с восприятием сербов и Сербии в турецком этническом сознании. Этнополитический конфликт в бывшей Югославии воспринимался исключительно с конфессиональной точки зрения, которая вопреки логике исторических реалий трансформировалась в этническую составляющую. Боснийцы-мусульмане, являющиеся в подавляющем большинстве исламизированными сербами, резко противопоставлялись православным сербам, которые характеризовались не иначе как "убийцы". Показательным и симптоматичным стало выражение "Даже серб не навредил бы мне так, как ты", которое свидетельствует о сформировавшемся на бытовом уровне образе сербов как народа.
В очередной раз мотивы конфессиональной солидарности в этническом турецком сознании проявились в период конфликта в Косове. Однако открыто противопоставлять ислам и христианство в органах информации Турции сознательно избегали как по внутри-, так и внешнеполитическим причинам. Это дает основания для предположений о существующей сильной взаимосвязи между этническими и конфессиональными элементами процесса восприятия народов в общественном сознании турок. Лишним доказательством тому служит официальная политика властей, старательно использовавших в отношении боснийцев- мусульман клишированный тезис "наши боснийские братья" и избегавших выражения "наши мусульманские братья". Интересно отметить, что характерный на протяжении предыдущих лет для турецкого этнического самосознания резко конфронтационный и алармистский элемент в виде "опасности панславизма" и "славянской агрессии" стал постепенно исчезать. В определенной степени этому способствовали новые политические реалии, главной из которых является распад СССР и контролировавшегося им "социалистического содружества". Традиционный этнополитический тезис "угрозы с севера", использовавшийся и в официальной пропаганде, уступил место активизировавшейся и актуализировавшейся теории "тюркской взаимности" с соответствующими народами бывшего Советского Союза.
Большое значение для общественного сознания в Турции имеет официальная концепция тюркизма, адаптированная к культурно-историческим условиям Европы. Активное проникновение Турции в него после Второй мировой войны, когда страна стала членом НАТО, а миграция населения по экономическим причинам в западноевропейские страны приняла большие масштабы, образ Европы и ее народов, включая соседей по Балканскому полуострову, усилил "континентальную" составляющую. Как на уровне общественного сознания значительной части турок, так и на уровне официальных властей этот вопрос стал представлять особый интерес. Показательной в этой связи стала публицистическая работа премьер-министра, а впоследствии президента Турции Т.Озала, появившаяся впервые на французском языке и называвшаяся "Турция в Европе". Симптоматичность этой работы, претендующей на историко-идеологическое обоснование принадлежности турок к Европе и утверждение о том, что европейская цивилизация зародилась в Анатолии, лишь подтвердила тезис о существовании в турецком обществе и его высших кругах представлений о "европейском равенстве" турок с другими народами Европы, чья европейская принадлежность не вызывает сомнений. Фактически изложенные в книге Т.Озала принципы стали дополнением прочно закрепившихся в турецком сознании элементов, сформулированных К.Ататюрком в доктринах "Тюркских исторических тезисов" и "Солнечной теории языка".
Сочетание этнических, конфессиональных, политических и идеологических факторов способствовало на определенных этапах возрождению тех элементов исторического сознания, которые носят явно конфронтационный характер. Процесс государственного строительства на Балканах оказался незаконченным, а это, как правило, всегда вело к конфликтности конкретных этнических образов и стран во взаимном представлении. В то же время отчетливо проявилась и новая тенденция, обусловленная во многом изменившимися политическими реалиями: стремление балканских народов ощутить себя частью "европейского дома", стандарты и правила пребывания в котором находятся в резком противоречии с традициями межэтнических и межконфессиональных отношений в регионе. Двойственность конфликтного, с одной стороны, и лояльного - с другой, восприятия взаимных образов в этническом сознании народов полуострова будет продолжать составлять основу процесса формирования новых принципов такого восприятия.
И никто не знает, как долго.
Артем УЛУНЯН, доктор исторических наук.
00:04 11.04
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |