Архив новостей → Терра Инкогнита: Кто делает село "черной дырой"?.
Терра Инкогнита: Кто делает село "черной дырой"?.
Вот уже год, как смельчаки вроде СБС-АГРО участвуют во всероссийском эксперименте под названием Спецфонд льготного кредитования села. Но чего стоят банкирам новые отношения с вечной черной дырой экономики? Об этом нашему корреспонденту Евгении Рязанцевой рассказал Виктор МИХАЙЛОВ, и.о. председателя Агропромбанка, того самого, которого связи с сельским хозяйством уже однажды довели до ручки:
- Если бы не Хлыстун, бывший хозяин Минсельхозпрода, то горький опыт кредитования села прошлых лет долго бы еще отталкивал банки от этого сектора экономики. Вспомним печальные 1992-94 годы, когда сотни бюджетных миллиардов пропали на селе с концами, а Центробанк в безакцептном порядке списал эти долги с Агропромбанка, и он "слег". Вспомним товарный кредит 1995 года: до сих пор не возвращено ни копейки. Вспомним 1996 год, когда Минфин лишь силовым приемом заставил исполнительную власть субъектов Федерации выпустить сельские облигации, чтобы рассчитаться ими за товарный кредит. 3-4 региона так до сих пор и не выпустили эти облигации. И вот когда печального опыта было выше крыши, Хлыстун выступил с идеей создать в 1997 году фонд льготного кредитования, убедил банкиров, что на этот раз механизм будет надежным. С 9 апреля прошлого года мы выдали первый транш кредита на весенне- полевые работы.
Исполнительная власть сразу же сочла выделенные деньги своими кровными и попыталась все их провести через органы исполнительной власти. И надо отдать должное межведомственному совету Спецфонда, который настоял, чтобы мы кредитовали в первую очередь товаропроизводителей. В дальнейшем оказалось, что именно они - самые надежные и ответственные заемщики. Но мы понимали, что раз 81 процент хозяйств убыточен, то кредитоспособных заемщиков мало. Поэтому решили треть денег дать исполнительным органам власти, которые распределили их сами или через областные продовольственные корпорации под гарантии областного бюджета. Эти строки бюджетов попали в ряд защищенных статей, и это нам казалось надежной гарантией. К тому же мы были уверены, что заблокируем все бюджетные счета в случае необязательности администраций и деньги изымем. То есть мы постарались свести риски к минимуму.
Но когда наступил срок возврата денег, 19 марта 1998 года, мы их вернуть не смогли. Исполнительная власть ряда регионов, привыкшая к халявным деньгам, открыто заявила, что деньги нам не отдаст. Так было, например, в Липецкой, Тамбовской областях, Калмыкии. Ну, Алтай и Кубань не смогли рассчитаться по объективным причиным, из-за стихии. Но кроме них, многие регионы всерьез надеялись, что эти деньги спишут. Минфин не пожелал применить ту огромную власть, которой он обладает. Образовалась задолженность размером 2,2 млрд. руб. Две трети из них составляла задолженность исполнителной власти, и лишь одна треть приходилась на розничных заемщиков.
Еще один "приятный" момент: едва мы подписали соглашение, со стороны федеральной власти почти сразу начались ограничения. Появились дополнения: сначала номер один, потом номер два... Чиновники сужали поле деятельности, требовали все более жестких отчетов. Но на осенний транш прошлого года мы уже подготовили кредитный портфель, и с конца июля начали выдавать кредиты. Всего за год мы выдали кредитов сельхозпроизводителям на 4,091 млрд. деноминированных рублей. Мы работали в 72 регионах из 89. Всего было рассмотрено в 1997 году около 30 тысяч заявок, заключено около 7 тыс.кредитных соглашений. Кроме нас, никто не работал с фермерами, а мы сделали это нашей политикой, визитной карточкой.
Неожиданной и роковой причиной невозврата кредитов стало то, что правительство упустило зерновой рынок. Если в 1996 году зерно стоило 1100 руб, то в прошлом году цена упала до 400- 450 рублей. Излишки хлеба с рынка не были убраны: об интервенционных закупках только говорят. Мы просили власть помочь взыскать деньги с регионов, которые откровенно не хотели их возвращать. Но им лишь грозили пальцем.
Тогда мы договорились, что СБС-АГРО дает АПБ 1,1 млрд. из общей задолженности, и мы ими рассчитываемся. Но с условием, что они пойдут нашим же кредитоспособным заемщикам. Минсельхозпрод долго не соглашался, но в конце концов компромисс состоялся 13 апреля. К 23 апреля мы эти деньги отдали. Затем - второе соглашение на 820 млн. руб, заключенное на прошлой неделе, из которых мы отдали уже 300 млн. За нами остались 500 млн., и до середины июня мы со спецфондом намерены рассчитаться. При этом параллельно мы кредитовали весенне-полевые работы 1998 года.
Так можно ли говорить, что банки пришли на село? Казалось бы - да, раз по итогам прошлогоднего конкурса агентами Спецфонда стали 12 банков. Но давайте будем откровенны: это не тот случай, когда банки пришли работать на село со своими деньгами. Они просто пришли работать с бюджетными деньгами. На самом же деле с сельхозпроизводителями могут работать три- четыре банка: это СБС-АГРО, Инкомбанк, Альфа-банк, "Возрождение".В текущем году СБС-АГРО уже зарегистрировал около 4 тыс. кредитных соглашений, тогда как остальные 11 банков чуть более 200.
Хотя интерес к кредитованию села этих банков - свидетельство того, что на селе есть надежные заемщики, крепкие хозяева, а значит, репутация "черной дыры" закрепилась за этой отраслью не навечно.
00:04 27.05
Лента новостей |
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |