Архив новостей → КАВКАЗСКИЕ ПЛЕННИКИ.
КАВКАЗСКИЕ ПЛЕННИКИ.
Интернациональная банда похищала людей. переодевшись в милицейскую Форму.
Северный Кавказ является одним из самых криминальных регионов России. Чуть ли не ежедневно сообщается о террористических актах, покушениях и захватах заложников. Только в Ставропольском крае, где проживает не более 2% населения России, происходит каждое десятое убийство, каждый второй теракт и каждое третье похищение заложников с целью выкупа. Причиной кавказского неблагополучия принято считать беспокойную Чечню. Но списывать все происходящее на чеченцев, по меньшей мере, несправедливо - сегодня, вспомнив старые обычаи, бандитизмом и киднепингом занялись представители едва ли не всех кавказских народов. Так, широкую известность на Кавказе получило дело интернациональной банды Исы Арсамакова, в состав которой входили ингуши, чеченцы, грузины и русские.
Настоящее мужское дело.
В начале 1998 г. из Уфы в Назрань приехал начинающий предприниматель, офицер в отставке Ахмат Оздоев. Целью поездки Оздоева на родину была организация транспортировки дешевой кавказской водки в Башкирию. В Назрани Ахмат познакомился с Исой Арсамаковым, который пообещал ему помочь взять водку по дешевке и доставить ее в Уфу. Помимо организации водочного транзита Арсамаков предложил Оздоеву заняться "настоящим мужским делом" - похищением заложников для получения выкупа. За участие в первом "деле" Иса обещал Ахмату 85 миллионов рублей.
6 марта Арсамаков и Оздоев в компании с Мустафой Эстамировым по кличке Гасахурдиа, Багаутдином Тумгоевым и Макшерилом Албогачиевым отправились в Ставропольский край. Целью их путешествия было расположенное под Буденновском село Архангельское, где проживал заместитель директора водочного завода АО "Октябрьское" Игорь Джусоев. Оздоев, Эстамиров и Тумгоев ехали на белой "шестерке", за ними на "КАМАЗе" цвета хаки следовали Арсамаков и Албогачиев. В восемь часов вечера караван остановился в лесополосе на окраине села, неподалеку от трассы Буденновск - Георгиевск. Иса, вынув из запасного колеса "КамАЗа" три автомата Калашникова, два пистолета Макарова, четыре гранаты "Ф-1" и несколько комплектов милицейской формы, разложил "снаряжение" перед подельниками и спросил Оздоева: "Ну что, Ахмат, как тебе такие дела?". "Я никого не буду убивать", - ответил Ахмат. "А никого убивать и не нужно, - рассмеялся Иса, - мы только немного попугаем Игоря, чтобы был сговорчивей. И помни - обратного пути нет".
В девять четверо бандитов, переодетых в милицейскую форму, постучались в дверь дома Джусоева в Кремлевском переулке. Когда ничего не подозревавший хозяин открыл дверь, в его живот уперлись два автоматных ствола. Войдя в дом, "милиционеры" собрали всех, кто в нем находился, в одной комнате и потребовали отдать им деньги и драгоценности. Перепуганный хозяин тут же выложил все требуемое. Забрав деньги, драгоценности и хранившийся в сейфе охотничий карабин, бандиты заперли перепуганных жену и детей Игоря в ванной, а его самого вывели из дома и, усадив в "шестерку", повезли к лесополосе. В лесополосе Джусоева запихали в специально оборудованный для этих целей деревянный ящик у передней стенки кузова "КамАЗа", после чего обе машины тронулись в обратный путь на Назрань. В Назрани Игоря Джусоева приковали цепью к кровати в подвале дома Исы Арсамакова. На десятый день заложник попытался бежать, но был пойман и жестоко избит. Через 42 дня, после того как бандиты получили за Игоря выкуп в 187 тысяч долларов США и автомобиль "ВАЗ", оцененный ими в 10 миллионов рублей, Джусоев был отпущен домой.
Долг платежом красен?
Пока Иса Арсамаков вел переговоры о выкупе и получал деньги с родственников Джусоева, Ахмат Оздоев засобирался в Уфу. Уезжая, он потребовал обещанные 85 "лимонов". У Исы не было наличных денег, и он предложил Оздоеву получить его долю банно-прачечным оборудованием. Ахмат осмотрел оборудование, оценил его в 23 тысячи долларов США и уехал в Башкирию, пообещав вернуть разницу в деньгах после его продажи. Спустя два месяца Арсамаков позвонил Оздоеву в Уфу и напомнил о долге. Отдавать деньги Оздоев не хотел. Тогда Арсамаков предложил ему приехать в Назрань на "дело". Вскоре Оздоев выслушивал предложенный Арсамаковым план похищения проживающего в Курском районе Ставропольского края бизнесмена Владимира Хаделашвили.
2 июня бандиты отправились в граничащий с Чечней Курской район Ставропольского края. Ехали на трех машинах - Оздоев, Тумгоев и брат главаря банды, заместитель начальника Джейрахского РОВД Ингушетии Джамаледдин Арсамаков, на "шестерке", Иса с чеченцем Хасаном Исмаиловым на "Волге", замыкал колону Макшерил Албогачиев на "КамАЗе". В девять вечера машины остановились в лесополосе в 5 км от станицы Курской. Там, в лесополосе, бандиты переоделись в милицейскую форму и, вооружившись автоматами и гранатами, отправились в сторону станицы. Не успели они выйти из лесополосы, как Хасан Исмаилов увидел проезжавшую по трассе автомашину "ВАЗ-21099", принадлежавшую намеченной жертве похищения, и закричал: "Э! Смотри! Это машина того грузина!". Началась погоня.
Через несколько минут "шестерка" и "Волга" догнали "девяносто девятую" и, прижав ее к обочине, вынудили водителя остановиться. Окружив машину бандиты представились сотрудниками РУБОП и предложили находившимся в салоне Владимиру Хаделашвили и 19-летней жительнице станицы Курской Светлане Кривенко выйти наружу. Через минуту связанных пленников уже тащили к "КамАЗу". Некоторое время заложников держали в доме Арсамаковых в Назрани, а затем Арсамаков и Тумгоев отвезли их в одно из высокогорных ингушских сел, откуда они были отпущены только через полгода, когда родственники Хаделашвили выплатили бандитам выкуп в размере 60 тысяч долларов.
Бандитская альтернатива.
Еще не совершив второго похищения, Иса Арсамаков начал готовить третье. Вспомнив, что в городе Прохладном проживает Николай Трехлебов, с которым они вместе сидели в СИЗО г. Нальчика летом 1997-го, Арсамаков в мае 1998 г. навестил "приятеля" и предложил тому подыскать кандидата на похищение, пообещав за наводку автомашину "ВАЗ-2106". Трехлебов согласился и тут же получил документы на машину. Через две недели к Трехлебову прибыли члены банды Оздоев, Тумгоев и Албогачиев. Целью "смотрин" была разведка возможности похищения сына секретаря Совета экономической и общественной безопасности Ставропольского края Василия Бондарева. Сначала бандиты все вместе съездили к дому сына выскопоставленного чиновника, а затем направились к его любимой базе отдыха в селе Орловка. По дороге, проезжая через город Новопавловск, Оздоев обратил внимание на огромный двухэтажный дом и поинтересовался, кому он принадлежит. Трехлебов объяснил, что дом принадлежит главному бухгалтеру 000 "Новопавловское" Галине Шабахнян, муж которой работает директором местного маслозавода. Бандиты оказались перед альтернативой - либо похищать сына председателя краевого Совбеза, либо увезти в горы главбуха 000 "Новопавловское". Остановились на бухгалтере.
Бой у моста через Терек.
Вечером 21 июля, переодевшись в милицейскую форму, братья Арсамаковы, Оздоев, Тумгосв и Давид Мамукелашвили ворвались в дом Шабахнян, где в то время гостили ее дочь с четырехлетним сыном и 15-летняя племянница. Угрожая убийством ребенка, бандиты забрали деньги и, сняв с женщин золотые украшения, принялись загонять всех в расположенную в подвале котельную. В это время вернулся муж хозяйки дома, который сразу же был жестоко избит и также загнан в подвал. Затем "милиционеры" вывели хозяйку из дома и, затолкав заложницу в ящик в кузове "КамАЗа", знакомой дорогой направились в горы.
В дороге бандиты разделились - Мамукелашвили, Трехлебов и Арсамаковы на "шестерке" поехали домой к Трехлебову в Прохладный. Оздоев, Тумгоев и Албогачиев на "КамАЗе" отправились в Назрань. Поздно вечером у моста через реку Терек "КамАЗ" был остановлен сотрудниками Терского РОВД Кабардино-Балкарии. Сотрудник ГИБДД, забрав у управлявшего "КамАЗом" Албогачиева документы, велел ему подъехать поближе к посту. Но Албогачиев по команде Оздоева развернулся и помчался обратно. Отъехав от поста 3 км, Тумгоев и Оздоев с заложницей покинули машину, решив переходить реку пешком по трубе газопровода в нескольких сотнях метров от моста. Албогачиев должен был найти способ проехать через пост и встретиться с ними на правом берегу Терека.
Перейдя реку и не дождавшись Албогачиева, который к этому времени уже был задержан сотрудниками ГИБДД, бандиты решили еще раз разделиться - Тумгоев отправился в Малгобек, откуда на такси должен был выехать на поиски Арсамаковых и Мамукелашвили, а Оздоев остался охранять заложницу. Найдя подельников, Тумгоев пересел в "шестерку" к Мамукелашвили, а Арсамаковы на такси отправились в Назрань. Утром, когда Оздоев, Тумгоев и Мамукелашвили встретились в условленном месте на берегу Терека, они были окружены сотрудниками Терского РОВД. Началась перестрелка, во время которой Ахмад Оздоев был ранен в ногу, после чего все преступники сдались милиции. Вскоре были арестованы Джамаледдин Арсамаков и Николай Трехлебов.
Раньше сядешь - раньше выйдешь?
В сентябре 1998 г. уголовные дела, возбужденные Буденновской, Курской и Кировской прокуратурами Ставропольского края, по фактам похищения людей с целью получения выкупа, и дело, возбужденное прокуратурой Терского р-на Кабардино-Балкарии по факту посягательства на жизнь работников Терского РОВД при освобождении заложницы, были объединены в одно уголовное дело N 53015, ведение которого было поручено отделу по расследованию особо важных преступлений Ставропольской краевой прокуратуры. На допросах задержанные бандиты валили все друг на друга и говорили, что, отправляясь похищать людей, не знали, куда и зачем едут. Мол, "подошел знакомый, предложил заработать, я и согласился поехать с ним..." Но следствие сочло вину бандитов полностью доказанной, а 29 октября 1999 г. выводы следствия подтвердил Ставропольский краевой суд, приговоривший Оздоева к 13, Мамукелашвили к 14, Албагачиева к 15, Тумгоева к 16, Трехлебова к 17, а Джамаледдина Арсамакова к 18 годам лишения свободы.
Главарю банды Исе Арсамакову и еще двум его подельникам - Мустафе Эстамирову и Хасану Исмаилову - тогда удалось скрыться. Но бандитское счастье оказалось недолгим - менее чем через два года Иса и Мустафа оказались в руках правосудия, и 10 октября 2001 года в городе Георгиевске судебная коллегия Ставропольского краевого суда под председательством судьи Геннадия Сысоева вынесла им свой приговор. Иса Арсамаков приговорен к 21,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима с конфискацией имущества. Его подельник Мустафа Эстамиров осужден на 12 лет лишения свободы. 29 октября 2001 г. приговор Исе Арсамакову и Мустафе Эстамирову вступил в законную силу.
P.S. Общее количество людей, похищенных на Северном Кавказе с целью получения выкупа или обмена на заключенных преступников и задержанных чеченских сепаратистов, неизвестно, но, как сообщила "Версии" секретарь "Миротворческой миссии на Северном Кавказе" Ольга Сергиенко, только "в производстве миссии в настоящее время находятся 453 заявления о лицах, пропавших без вести, похищенных или плененных". То есть в горах Кавказа по-прежнему томятся сотни (если не тысячи) "кавказских пленников".
Александр Титков.
00:04 15.01
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |